А и не важно, откуда человек - из Москвы, Питера или села Кукуево Кукуевской области)
Во-первых, лопата помогает всем (в моём случае флотский широкий ремень с серебряными бляшками и огромной пряжкой - шрамы не так давно сошли)
Во-вторых, ко всей этой теме очень хочу напомнить о замечательной песне Высоцкого "Баллада о книжных детях". В ней уже заложен ответ на все эти вопросы) Если ребёнок рос на комиксах про человека-паука и Симпсонах, ничего не читал, ни вникал, то откуда вообще развитию души пойти? (В редких случаях подросток вдруг начинает интересоваться литературой, меняется, создаёт новый круг общения и умнеет, есть примеры, муж мой - один из них).
Ну и, как мне кажется, в-третьих, но не в последних по степени значимости, действительно эмпатия. Но она ведь тоже напрямую зависит от морального развития! Если оставить сферического ребёнка-эгоиста расти, он вырастет эгоистом, откуда эмпатия? Родители должны что-то иное заложить и поселить в голове правильные мысли)