Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Все эти пОлки с конфетами и печеньями в магазинах действуют, когда хочется побаловать свои вкусовые рецепторы.
Если думаешь: "Сегодня я не хочу чёрный шоколад, а хочу молочный, давно его не ела", то вот это и есть - "побаловать".
У меня для этого критерий: "Если хочется именно сладкого, то будешь и мёд жрать с удовольствием" (если на него нет аллергии, конечно). Или сахар ложкой из сахарницы. Или любое сладкое-сладкое варенье.
Бывает, что при сильной физической усталости хочется именно сладкого, скорей и побольше. И с таким аппетитом ешь варенье, в котором ложка стоИт от количества сахара и ни на какие шоколадки не "тянет".
Поэтому "гадость из магазина" позволяю себе раз в три месяца, чтобы да, "побаловать рецепторы" и не мучиться оттого, что хочется именно "гадости", а не позволяешь её себе.
 
ЕДА И ГЕНДЕР

Этот пост будет скорее философским, чем практическим. Да, у еды и гендерное измерение тоже есть. Несхожесть полов проявляется в том числе и в отношениях с едой.

В норме мужской аппетит сильнее женского. Мужчинам нужно больше еды. Из-за особенностей гормонального фона их организм не настроен на накапливание жировой ткани: они не вынашивают детей. Нет, конечно, мужской организм тоже накапливает жир, так что мужчины тоже толстеют, особенно в наше время, однако для этого нужно им есть больше, чем женщинам аналогичного возраста и роста.
Благодаря этому же механизму мужчины быстрее худеют, когда берутся худеть. И они же меньше склонны к развитию пищевой аддикции. Биологическая несправедливость? Скорее, еще одно напоминание о неравенстве полов.

Разница есть и в распределении вкусовых пристрастий. Считается, что женщины больше любят сладости и вообще продукты со сладким вкусом, включая сладкие фрукты, а мужчин тянет на орехи, горький шоколад, горчайшее пиво, кофе без сахара и молока и тому подобное. Это и правда, и нет. Статистически такая закономерность наблюдается - иначе откуда бы взялось это мнение? - но исключений немало: и мужчины-сладкоежки, и женщины-любительницы горького вкуса.

Отношения с едой строятся и в сфере ее приготовления. Традиционно в семьях этим занимаются женщины, однако всегда ли? Конечно, нет. Среди поваров, особенно в дорогих ресторанах, мужчин заметно больше. Кстати, в мусульманских странах выпечка хлеба считается сугубо мужским занятием: когда женщина замешивает тесто, ее под руку толкает шайтан, и случаются разные неприятности: то пересолит тесто, то лепешка в тандыре подгорит.
Другой вопрос в том, правилен ли традиционный тезис, что женщине место на кухне? (Мы сейчас не говорим, должно ли место на кухне быть для женщины единственным.) Иными словами, кто должен готовить?
В каждой семье это решается по-своему. Мужчинам, если они не испытывают тяги к кулинарии, пожалуй, повезло: на их стороне традиция. Женщинам, не совместимым с кухней, сложнее. Некоторым счастливицам удается так устроиться в жизни, что в детстве и юности для них готовит мама, потом муж или свекровь, а через какое-то время уже готовят дети. Участь других женщин печальнее: либо они постоянно вынуждены переламывать себя (каждый день!), либо семья питается черт знает чем.
Я много лет прожила с мыслью, что отношусь к категории тех самых несовместимых, кто готов видеть продукты только в уже готовом виде и на тарелке. В крайнем случае в магазине. Поэтому да, мы питались всякой ерундой. Родился ребенок, и мою голову сверлила мысль, что дальше так продолжаться не может, надо что-то решать с готовкой.
Вряд ли возможно поставить к плите мужчину, которому туда не хочется. И надо признать, что один из факторов, из-за которого отцы семейств не занимаются кулинарией, - время. Мужчины в среднем больше времени проводят на работе. Требовать от того, кто проработал весь день и устал, чтобы он еще и суп сварил и котлет налепил (и, главное, учился все это делать, если не умеет изначально!) - ИМХО, бесчеловечно.
Решить проблему кроме меня было просто больше некому. Это было в точности как борьба с пищевой аддикцией: главное понять, что ты один на один с проблемой.
Сперва нам стало немного полегче, питаться мы стали здоровее.
Потом я вошла во вкус - хотя не исключаю, что это был просто еще один из моих талантов, много лет не получавший развития.
Не буду хвастаться - мои блюда должны оценивать те, кто их ест. Но мир теперь открылся мне с еще одной стороны.
И да, слова "хранительница очага" сейчас имеют для меня особый смысл.

Из дополнительных материалов к комиксу "Майор Гром" (на всякий случай поясню: это двое мужчин)
3rxECyFkjM0.jpg
 
Нашла еще картинку из комикса "Майор Гром". Те же персонажи, что и выше. У темного какой-то брутальный мужской напиток типа виски со льдом, у рыжего - красный коктейль с клубничками, "лакомство для дам". Напитки явно не случайны, они раскрывают характеры персонажей.
IfzZhCQZ0Eo.jpg
 
А еще в соц.сетях есть группы с названиями типа "Мужицкие рецепты", "Еда для мужиков", где, в основном, размещаются варианты приготовления мясных блюд - стейков, ростбифов и пр. В группах с женским контентом рецепты обычно намного скромнее и экономность считается положительной характеристикой блюда. Возможно, это связано не столько с финансовым благополучием тех и других, сколько с мнением, что место мужчины - у мангала, и заодно туда же приплели все блюда, где мясо встречается в чистом виде.
 
Поэтому "гадость из магазина" позволяю себе раз в три месяца, чтобы да, "побаловать рецепторы" и не мучиться оттого, что хочется именно "гадости", а не позволяешь её себе.
Лично я слежу за кбжу и могу легко вписать в свою норму калорий "гадость"(когда организм её захочет), но в основном правильное питание у меня составляет 80% и 20% уходит на "гадости":)
Требовать от того, кто проработал весь день и устал, чтобы он еще и суп сварил и котлет налепил (и, главное, учился все это делать, если не умеет изначально!) - ИМХО, бесчеловечно.
А если женщина, наравне с мужчиной, упахивается на работе, то и с неё требовать бесчеловечно выходит.:) У нас в семье готовит тот, кто меньше устал.
 
ЕДА И СЧАСТЬЕ

Те из нас, кто рос на советских детских книжках, знают бессмертную фразу Аркадия Гайдара: "Что такое счастье, это каждый понимал по-своему". С понятием счастья также связаны понятия "удовольствие", "радость" и "награда" - пожалуй, можно сказать, что из всего этого счастье и складывается.

Счастье нередко ассоциируется с едой и наоборот - еда со счастьем. Особенно еда вкусная и обильная. Чем больше еды, тем больше счастья, логично ведь?
Еда - это ресурс, поддерживающий жизнь в организме. Поступление пищи в пищеварительную систему сопровождается удовольствием, потому что это своего рода поощрение, созданное природой: поел - молодец, будешь жить. В дикой природе, между прочим, еду добыть еще надо постараться. А в следующий раз, когда уровень глюкозы в крови упадет снова, сделай так же, и тоже будешь жить.
Таким образом, связка "еда - удовольствие" запрограммирована природой в нашем мозгу. Но если копнуть поглубже, окажется, что не все так просто.

Во-первых, мы уже давно живем не в пещерах. Одна дама-аддикт сказала в комментариях, что повышенный аппетит и вообще психологическое стремление к еде - это нормально и естественно, это дает преимущество для выживания.
Замечательно, когда человек сам до этого доходит. Осталось только прийти к мысли, что далеко не все инстинкты, которые через наш текст ДНК продолжают транслироваться из поколения в поколение, актуальны для нас сейчас.
В самом начале моей серии постов я рассказала, как в острый период борьбы с аддикцией голову мне сверлила мысль про тяжеловозов, страдающих наследственной миопатией: мутация произошла больше тысячи лет назад, и больные лошади появлялись уже тогда - но по-настоящему проблема проявилась только теперь, когда содержание углеводов в кормах стало выше, а физической работы у тяжеловозов заметно убавилось.

Сделаю признание: у меня ярко выраженный охотничий инстинкт. Сколько себя помню, я люблю гоняться за животными, отслеживаю движение каждого воробья в поле зрения. При виде любой живности у меня в голове как будто загорается лампочка: хватай скорее, пока не убежала!
А теперь представьте, что будет, если я действительно начну ловить на улице голубей и кошек. Наверняка наберусь какой-нибудь заразы, да и животные пострадают.
Не все инстинкты нужно тащить в современную жизнь и поощрять их проявления.

Второй момент: коль скоро мы поняли, что безудержный аппетит не дает современному человеку никаких эволюционных преимуществ (скорее, только проблемы одни приносит - и об этом все мои посты), давайте сосредоточимся на счастье и удовольствии. Удовольствие бывает разным. Есть разные грани и степени.
Есть удовольствие тонкое, многогранное, играющее разными красками и оттенками - а есть прямолинейное удовлетворение всех позывов, возникающих в центральной нервной системе, безмерное и отупляющее.

Проблема пищевых аддиктов в том, что настоящего удовольствия от еды они не получают. Да-да, проверено на себе. Мы же помним, что это форма наркомании? Чувствительность мозговых центров наркомана от постоянного употребления наркотика снижается. Через некоторое время требуется повышение дозы. Есть-есть-есть.
В этом месте все аддикты затыкают уши и бросают читать. Я часто слышу: "А я хочу быть счастливым и получать от жизни удовольствие! Хочу есть пиццу, хочу есть столько, сколько хочется - и буду!" Здесь еще подключается тезис "жизнь коротка". И почему я должен отказывать себе в удовольствии? Как это так есть меньше - это что же, у меня счастья станет меньше?
Известный факт из психологии зависимостей: наркоманы считают здоровых людей ограниченными дурачками, которым истинное удовольствие просто недоступно. А пищевые аддикты еще и считают здоровых привередами, капризными в еде, малоежками, плохо воспитанными, которых в детстве родители не приучили оставлять после себя чистую тарелку. Но это искривленная, патологическая картина мира, а правда находится с другой стороны: это аддикту истинное удовольствие от еды, к сожалению, недоступно.
Я была по ту сторону баррикад.

Любой аддикт забывает, что каждый раз после переедания ему становится плохо - либо физически, либо от угрызений совести. Эта схема повторяется раз за разом, но ничему его, увы, не учит. "Да, что-то я опять переел", - иногда констатирует он - и старается поскорее забыть об этом. Просто снизить психологическое напряжение. Увы, мозг зависимого настроен так, что вся система работает на получение пассивного удовольствия. А значит, он фиксирует внимание только на положительных ощущениях, а отрицательные - чувство вины, отчаяние из-за лишнего веса, психологическое отупление от обжорства - смазывает.
Это порочный круг, разорвать который очень нелегко. Но один из первых шагов из этого круга - понять, как работает система.

Простые истины:
Есть меньше не значит получать от еды меньше удовольствия.
Перейти на умеренное питание не значит стать несчастным.

Убежденность в обратном строится на тезисе, что любой человек должен быть счастлив. В идеале да, к этому надо стремиться. Но многие из нас как-то забывают, что счастье только тогда бывает полным, когда строится через преодоление трудностей и напряжение, иногда через "не могу" и "не получается" - но человек делает, не останавливается и получает результат. Я уже говорила и повторю еще раз: легко не будет. И это относится не только к питанию.

Есть как можно больше, раздуваться, не влезать больше ни в одну пару брюк в доме, думать-думать-думать о том, чего бы слопать, оставлять деньги в каждой забегаловке при любом удобном случае, страдать от болей в перегруженном теле, каждую минуту тянуться к тарелке, к холодильнику, сходя с ума и не осознавая этого, - спасибо, не надо мне такого счастья.

Удовольствие от еды возможно и без переедания. Но об этом подробнее в следующий раз.
 
СЧАСТЬЕ ГУРМАНА

За два с половиной месяца я успела написать 30 постов о пищевой аддикции, стараясь показать это явление со всех сторон. Настало время показать противоположный полюс пищевого поведения.

Гурман - это ценитель и любитель тонких и изысканных блюд и напитков (словарь Ожегова).
Я бы расширила это понятие: можно быть ценителем и простых, повседневных блюд. Во-первых, в простоте есть свое очарование, а смысл - тем более; во-вторых, полагаю, что большинство гурманов в повседневной жизни чаще имеют дело с блюдами простыми - если только не работают поварами дорогих ресторанов или ресторанными критиками.

В прошлый раз я говорила, что пищевые аддикты воспринимают здоровых людей как капризных и невоспитанных. Отношение их к гурманам, пожалуй, еще хуже: в глазах аддикта это привереды из приверед, которым все не так и ничем не угодишь, потому что они сами не знают, чего хотят... Вернее, знают, что хотят чего-то неземного. Угодить им трудно, если вообще возможно.
В действительности дело совсем не в этом.

Гурман - это человек, контролирующий ресурс пищи. Пищевой мир не ограничивается для него "марусиным пояском" и тем более краем тарелки. Это тот, кто видит структуру блюда: из чего сделано? как? Пусть даже он и не опознает всех тонкостей технологии по одному лишь вкусу, он умеет сравнивать: похоже это блюдо на аналогичное, которое он пробовал в прошлый раз, или есть какое-то различие, которое можно списать на другую технологию или ингредиент?
Но гурман видит и дальше кухни и столовой: откуда и что пришло, при каких примерно обстоятельствах возникло, что было в голове у того, кто придумал это блюдо или перемену блюд. Это человек образованный, видящий причинно-следственные связи - либо знающий их, либо способный их проследить.

Гурману помогают развитый вкус и обоняние. Их можно натренировать; полагаю, что некоторые рождаются с более чувствительными рецепторами и участками мозга, отвечающими за расшифровку соответствующих сигналов, но эти системы можно и натренировать. Помню, когда мне удалось преодолеть аддикцию, я как будто утратила чувство вкуса. Вся еда казалась бумажной, как попкорн. Я не придала этому значения, так как связала это с потерей безудержного аппетита, и подумала: лучше уж так, чем испытывать постоянную потребность в еде.
Отчетливо помню, что семь месяцев спустя вкусовые ощущения вернулись - но теперь на другом уровне. Тоньше и богаче. Разница очевидна тому, кто через это прошел, но описать это трудно.
Теперь я не могу есть многие продукты, которыми когда-то объедалась. Мне режет язык обилие сахара, специй и еще Бог знает чего (не уверена, что хочу это знать). А раньше поглощала немерено и думала, что получаю удовольствие! Вот до какой степени у меня были забиты, затерты, истерзаны вкусовые рецепторы не то подключенный к ним участок головного мозга - а может, и то, и другое.
(Иногда гурману помогает зрение, но об этом я скажу отдельно.)

Помню, как в мае 2017 года в поезде Москва - Саранск я распаковала ужин и, не способная различать вкус, озадаченно нюхала белый соус, интересу ради прикидывая, что в нем может содержаться. Унюхала белый молотый перец и оказалась права.

Гурман - это тот, кому не все равно, пахнет блюдо свежемолотым черным, белым или кайенским перцем.

Это тот, кому совершенно не нужно объедаться до отвала, до боли в желудке, чтобы ощутить счастье.

Тот, кто, как музыкант высшего уровня, читающий про себя музыку по партитуре, по внешнему виду, запаху, цвету (даже на фото!) определяет приблизительный вкус блюда, которое ранее даже не пробовал - и очень часто оказывается прав.

Тот, кто часто заходит в кафе просто так - и вскоре выходит, ничего не взяв. Он сыт уже одним запахом.

Тот, кто в Питере в первый день пребывания съедает только одно "буше", во второй - лишь две пышки, когда все вокруг берут не меньше четырех. И на этом в сладостях ограничивается.
Потому что смысл не в том, чтобы съесть вкусного побольше, - он причащается великому городу, причащается его истории, великой и малой, так называемой истории повседневности. Не случайно причастие в христианских церквах дается в виде очень маленькой, крошечной порции. Смысл не в том, чтобы заполнить желудок - проглотив малую часть, ты сам становишься частью того, что усвоил.

Другая картина мира.
"Другая истина. Другой образ истины". (У. Эко, "Имя розы")
 
Прямо обо мне!
Я в детстве спрашивала у мамы: "А сегодня борщ не такой, как всегда. Почему?".
Некрасивый вид еды делает невозможной её поедание, тут же лезут в голову ужасно неаппетитные ассоциации.
К счастью, с возрастом вкусовые рецепторы загрубились, а то не могла есть сладкие груши (бррр! как сахар с одеколоном!), сладкий виноград (мало того, что очень сладкий, так и там какой-то "парфюм" присутствует).
Сейчас это - нормально: не одеколон, а аромат груши.
 
ВКУС ДЕТСТВА

Это тоже из области поиска счастья. Общеизвестен тезис "все мы родом из детства". Ваше детство могло быть весьма непростым, но все же какие-то положительные и приятные эмоции и воспоминания у вас наверняка сохранились. Каждый так или иначе, часто или редко, но испытывал смутное желание вернуть те времена. О причинах такого желания можно рассуждать бесконечно. Наверное, наиболее вероятная причина в том, что почти всем нам хочется отдохнуть от взрослых проблем, вернуться в состояние, когда значительную часть забот о нас брали на себя родители или опекуны, а мы могли делать почти все, что хотели.

В детские годы в человеке закладываются основы того, что будет в его голове, когда он повзрослеет. В том числе и основы отношений с едой.

Очень часто наблюдаю ситуации, когда человек покупает какое-то лакомство, которое либо последний раз ел в далеком детстве, либо ел относительно недавно, но в детстве просто чаще или при каких-нибудь врезавшихся в память обстоятельствах. И всегда, откусив кусочек, говорит: "Мда, испортились... совсем другой вкус, чем в детстве. Того вкуса уже нет".
Наверное, бывают исключения, бывают случаи, когда человек все же поймал тот самый вкус детства, но я таких ситуаций лично не наблюдала.
Причина изменения вкуса детства может крыться в изменении качества использованных продуктов, в изменении технологии приготовления, например такой мелочи, как грубость/тонкость помола каких-нибудь орехов. А на выходе все, впечатление совсем иное. Или тесто месили-месили и перемесили. Или недомесили. И бисквит либо сдулся, либо слишком раздулся. В общем, все не так. Вода была раньше мокрее.

Но основная причина таких разочарований кроется в нас самих. В особенностях нашей памяти. Память бывает не только событийная, но и, по модальности, зрительная, слуховая - и вкусовая память тоже.
Любая информация, хранящаяся в памяти, подвержена изменениям. Особенно если она не поддерживается и не востребуется продолжительное время. Иными словами, многие вещи мы помним не совсем такими, какими они были на самом деле.
Наверняка вам приходилось вслух вспоминать вместе с родственниками или друзьями какие-нибудь события, которым вы все были свидетелями, - и обнаруживать, что вы не помните какую-то деталь, на существовании которой ваш друг настаивает, а вы не помните, и все тут. Либо наоборот: вам помнится момент, которого не помнят остальные.

Память может не только стирать детали событий, но и их дорисовывать. Иногда что-то совершенно абсурдное, то, чего быть не может. Пример из моих воспоминаний: эпизод "не так сидим" из правления Ельцина.
Каждый раз, воспроизводя его в памяти, я вижу на голове Ельцина большую императорскую корону. Вот вижу, и все тут!
Но если в случае с короной можно легко вывести свою память на чистую воду, просто подключив здравый смысл, то в случае с более размытой, плохо поверяемой информацией - цветом, запахом, вкусом - аберрации в памяти имеют место значительно чаще, чем мы можем подозревать.

Стремление поймать тот самый вкус детства, а еще хуже, его оттенок, приводит к разочарованию здоровых людей и служит оправданием пищевым аддиктам, особенно во время срыва: "Я не смог устоять перед искушением, потому что хотел почувствовать тот самый вкус!" И вроде как не возразишь человеку, который затосковал по своему детству, не скажешь, что он стремится к чему-то недозволенному.

Дело не в том, что вода в вашем детстве была объективно мокрее - вы сами изменились и не так уж и точно помните тот самый вкус, как вам кажется. Не надо ловить недостижимое. Надо радоваться тому, что есть.

В Литве сейчас можно редко-редко, да увидеть в продаже пирожное "Nerija" - тонкая песочная полоска с джемом, сверху застывший слой ореховой массы. Оно же пирожное "Варшавское" по ГОСТу - рецепт можно найти в книгах Ирины Чадеевой.
Пару раз за приезд я покупаю их в той булочной, что напротив суда. И формат пирожных не тот, что раньше, и цвет ореховой массы был когда-то как будто розовее - и достоверно скажу, что крупные кусочки орехов в нем не попадались, а значит, помол стал грубее. В общем, все не так, как раньше, когда мы с дедом бросили одно такое с обрыва в вольер, оно раскололось, и его съела косуля.
Но я все равно их покупаю. И хорошо, что эти пирожные все-таки есть.
 
ЕДА И ТВОРЧЕСТВО

В этой теме будем искать ответы на два основных вопроса:
1. Как связаны творчество и пищевая аддикция?
2. Может ли еда быть источником творчества?

Я люблю Джулию Кэмерон. Это американский писатель, сценарист, бывшая жена голливудского режиссера Мартина Скорсезе. Больше всего она известна своими книгами о психологии творчества, задача которых - помочь читателю с мотивацией и самоанализом. Самая известная из ее книг называется "Путь художника", а этой весной в России вышла книга под названием "Творческая диета. Как сотворить идеальную фигуру" ("The Writing Diet. Write Yourself Right-Size").
Джулия Кэмерон прошла через алкогольную, наркотическую - и пищевую зависимость. (Это к вопросу о том, сочетаются ли разные виды зависимостей у одного человека - как видите, вполне, к сожалению.) И вот она написала книгу о борьбе с обжорством, компульсивным перееданием и ночным жором.
Это единственная из ее книг, которая мне совершенно не понравилась.
"Творческая диета" попала мне в руки уже после того, как я справилась с пищевой аддикцией. К сожалению, она оказалась полна воды, а рекомендуемое меню, во-первых, состоит из пяти приемов пищи, во-вторых, явно рассчитано на жаркие страны.
Основной посыл книги: ничто не помогает так эффективно отвлечься от болезненных мыслей о еде, как творчество. В общем, уважаемые аддикты, если вы умеете писать, рисовать, сочинять и исполнять музыку - не важно, насколько гениально - занимайтесь искусством.
Не знаю, насколько права Кэмерон. И права ли вообще. С одной стороны, мы уже говорили неоднократно, что для аддикта характерно постоянное возвращение мыслями к предмету своей аддикции. Следовательно, надо всеми силами уводить внимание куда-нибудь подальше. С другой стороны, не могу не напомнить, что последний глубокий срыв у меня случился именно тогда, когда я дописывала книгу "Генетика лошади". Сильный стресс ослабляет психику. Ослабленной психике сложнее противостоять искушениям.
Наверное, вывод из этого примера такой: у всех людей это работает по-разному, даже если все эти люди так или иначе связаны с творчеством. Но творчество рекомендовать в качестве единственного либо основного средства борьбы с пищевой аддикцией вряд ли можно.

Еда как источник творчества - эта связка актуальна не только для кулинаров, хотя о них и думается в первую очередь. Но кроме непосредственно кухни проявить себя в творчестве можно по-разному.
Если вы гурман или просто любитель посидеть в кафе, можно писать текстовые кулинарные зарисовки. Некоторые из них имеют шанс вырасти потом в кулинарные путеводители.
Можно составлять кулинарные артбуки, иллюстрируя рецепты:
https://pp.userapi.com/c625125/v625125760/4bef1/2dbLJwBaV6U.jpg - ингредиенты айоли (прованская кухня)
https://pp.userapi.com/c628021/v628021760/17ca9/_wRfJcYal_8.jpg - рецепт немецкого пирога
https://pp.userapi.com/c625121/v625121760/426a5/i1GxKZ7t3jY.jpg - молоко и не пойми что, цеппелины либо жемайтийские блины, сама не знаю (литовская кухня)
Можно заниматься скетчингом в кафе, пока ждете заказа:
https://pp.userapi.com/c846524/v846524988/c66f0/4gM5bQRwDbQ.jpg

В 2014 году питерское дизайнерское агентство Silamandarina выпустило по моей концепции кофебук - специальный скетчбук для рисования в кафе. Он был квадратный, с разноцветными листами - имитация крафта, желто-ванильные, кремовые с разводами и шоколадные. На последних особенно хорошо получались скетчи белой гелевой ручкой.
Помнится, я изрисовала два кофебука - а потом забросила, потому что в кафе стала ходить значительно реже, и когда попадала туда, рисовать не хотелось. Хотя, пожалуй, имеет смысл возобновить эту традицию.
 
ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ ТЕЛУ

Когда я выпускалась из ИФТИ Св. Фомы, в группе, занимавшейся по программе повышения квалификации в области психологии, одна дама сделала своим одногруппникам подарки - авторские мягкие игрушки в виде того, с чем у нее ассоциировался адресат. Так, один высокий молодой человек получил невиданную вещь - плюшевый самолетик. А мой приятель, крупный мужчина средних лет, получил бегемотика. Повертев его в руках так и этак, он, обрадованный необычным подарком, похихикал, а потом смущенно произнес:
- Мда, если я у нее ассоциируюсь с бегемотом... Мне есть над чем задуматься.

Как бы ни старался психолог или товарищ по несчастью убедить пищевых аддиктов, что нужно в первую очередь о количестве еды и уменьшении порций, все равно проблема лишнего веса и мысли о нем были, есть и будут.
О контроле веса мы уже говорили в одном из предыдущих постов, но теперь поговорим о психологической стороне вопроса.

Недавно появился термин "бодипозитив": это идеология, в основе которой - положительное отношение к своему телу, установка любить себя таким, какой ты есть. Несмотря ни на что, даже на явные проблемы и недостатки. Идеология эта имеет феминистское происхождение.
Если набрать в поисковике слово "бодипозитив", вы найдете массу фотографий обнаженных толстушек, улыбающихся во весь рот и всем своим видом показывающих, что они счастливы и неплохо себя чувствуют. Иногда они при этом поедают конфеты, поглаживая толстый живот. Или вот другой пример, совсем недавно прочитала: у одной дамы склонность к оральному оргазму, и вот она снимает видео, как поедает сладости и наслаждается... Весит она 222 кг и, по-моему, уже не встает с дивана. Ссылку на этот ужас давать не буду, потому что ее цель - показать, как ей здорово живется. Не вставая с дивана, не владея своими ногами, ага. Видите, насколько у человека искажена картина мира? Патологии потворствуют и еще ее рекламируют - как не доступное большинству людей наслаждение.

Многие толстые ненавидят свое тело за все сразу: за лишний вес как таковой, за целлюлит, за двойной-тройной или еще какой подбородок, за складки в неудобных местах, которые, возможно, когда-то были аппетитными, но теперь уже нет. Конечно, жить с постоянным психологическим напряжением тяжело. Поэтому немало тех, кто с радостью принимает для себя идеи бодипозитива. Конечно, внушать себе, что все с тобой в порядке и никаких проблем нет, проще, чем эти самые проблемы решать.

Из детства мне помнится такой анекдот: две женщины выходят из Белого дома, их обыскивают и пропускают. И тут одна говорит другой:
- А я все-таки ушла с оружием!
- Да как же ты его пронесла?!
- В складках кожи, - отвечает та и краснеет.

Этот анекдот я вычитала в газете "Советская Россия" в сентябре 1993 года, когда в центре Москвы начали разворачиваться драматические события - противостояние Верховного Совета РСФСР и президента Ельцина. Анекдот придумали и напечатали в те дни, когда ситуация еще не переросла в трагедию.
В реальной жизни лишний вес человеку не нужен. Разумеется, вероятность того, что вам придется прятать оружие в складках кожи, близка к нулю.
Идеология бодипозитива плоха тем, что любовь к себе очень часто перерастает у людей в нежелание хоть как-то совершенствоваться - а иногда и в потакание всем своим желаниям, в том числе и химическим аддикциям. Позитивщик ведь любит свое тело в любом случае, и толстым, и потным, и не очень чистым...

Любить свое тело, наверное, надо. Все-таки это материальный носитель нашей личности. Не станет тела - и мы покинем этот мир. А серьезные проблемы с телом сделают наше пребывание в этой реальности весьма трудным.
Истинная любовь к себе не имеет никакого отношения к потаканию позывам залезть ночью в холодильник и что-нибудь там слопать. Где аддикция, там нет любви - ни к еде, ни к себе. Это важно понимать.

Правильная любовь к своему телу - это забота о нем.
Переедание прямо противоречит заботе о своем теле.

Я тоже была очень толстой. В целом я почти равнодушна к своей внешности, но лишний вес, достигая определенных величин, не может не обращать на себя внимание.
Лишний вес - это необходимость откладывать в сторону, а то и отдавать другим хорошие вещи, которые ты уже не можешь на себя натянуть.
Это ограниченность в выборе одежды: в магазине ты вынужден покупать не то, что нравится, а прежде всего то, что просто налезло.
Это невозможность заниматься многими видами спорта, ибо падение тела при большом весе чревато серьезными травмами.
Это постоянная одышка. Если у тебя и так есть заболевания сердца или астма, одышку измерим в каких-нибудь величинах - и умножим на два, а то и на три.
Это боли в суставах, спине, это невозможность подняться с постели. Для того, чтобы это ощутить, можно и не разъедаться до 200 кг - боли придут раньше.
В складках кожи у тебя не припрятанное оружие, а пот. Постоянный пот, даже в прохладную погоду, от которого не избавиться.
Пробежаться за автобусом... кому-то не стоит и пытаться. Малейшее смещение ступни на бегу - и ты без ноги, зато с травмой голеностопного сустава.

Быть толстым не стыдно.
Быть толстым очень тяжко. Это нужно понимать и признавать - а не постить в Сети свои фото в купальнике, из которого все вываливается, и отчаянно пытаться всем доказать: а я все равно счастлива!
Нельзя черное называть белым - назло маме, назло мужчинам или во славу феминизма, не суть важно. Нельзя лгать самому себе. Победа над аддикцией начинается с признания правды.

Похудев, я влезла во много пар брюк, пиджаки, сапоги, на которые махнула было рукой и уже прикидывала, как от них избавиться, чтобы не занимали место в квартире.
Боли прошли. Прошла даже боль в позвоночнике (результат травмы) - сгибательный тест показывает отсутствие воспаления седалищного нерва, на что я уже и надеяться перестала. Нейрохирург оказался прав.
И пожалуй, равнодушие к собственной внешности стало сменяться здоровым к ней интересом.

Фото - конференция по биотехнологиям, апрель 2018 года: https://pp.userapi.com/c846019/v846019247/8a6e1/GGgbIF4V904.jpg
 
Недавно появился термин "бодипозитив": это идеология, в основе которой - положительное отношение к своему телу, установка любить себя таким, какой ты есть. Несмотря ни на что, даже на явные проблемы и недостатки. Идеология эта имеет феминистское происхождение.
С одной стороны вроде и ничего хорошего, а с другой нужно соблюдать разумную середину, ибо у медали всегда две стороны.
И с другой стороны - вечное недовольство своим телом на фоне тех стандартов красоты, которые мы видем в сети, кино, тв, журналах и тд, и как следствие попыток соответствовать - безудержные и беспощадные диеты, навязчивые мысли о целлюлите (который с лишним весом никак не связан по большому счету), и как венец всего этого уехавшая крыша вплоть до анорексии. Я все это проходила со своей сестрой, кооорая решила что ей срочно надо весит 45 кило и тогда все принцы ее. 45 кило она весила, но вид и авражение лица имела такие, что будь я принцем, я взяла бы руки в ноги и рванула по бездорожью в другую сторону.
 
Кстати, да, целлюлит имеет весьма отдаленную связь с лишним весом. У меня его никогда не было. За "апельсиновую корку" часто ошибочно принимают определенную структуру подкожной клетчатки, которая снаружи проявляет себя как крупные бугры.
Анорексия - тоже пример искажения картины мира у психически нездорового человека. Многие анорексички если и не нравятся себе в зеркале (потому что хотят быть еще тоньше), то по крайней мере тощими нравятся себе больше, чем в нормальных кондициях.
Чем с сестрой дело закончилось?
 
Чем с сестрой дело закончилось?
У нее случилась личная жизнь увлеченная залом и популярно обьяснила ей, что тощая корова - нифига не лань. Сестра перекочевала в фитоняши. А потом у сестры случилась карьера и теперь ьй ей вообще не до чего особо.
 
Короче, обстоятельства способствовали тому, что в голове навелся порядок.

А фитоняши - это кто?
 
А фитоняши - это кто?
Активно занимающиеся фитнесом и следящие за своей фигурой и её формами. Тренируются по специальным программам, наращивают мышечную массу и "подсушивают" необходимые зоны, чтобы придать красивый рельеф.
 
Активно занимающиеся фитнесом и следящие за своей фигурой и её формами. Тренируются по специальным программам, наращивают мышечную массу и "подсушивают" необходимые зоны, чтобы придать красивый рельеф.

Красивый рельеф, по их мнению и мнению таких же фитоняшек и бодибилдеров )

Надеюсь, Вера простит, что вклиниваюсь.

Каюсь, не все Верины посты читала касательно питания, но могу поделиться своим "опытом".
За много лет я выяснила свою оптимальную дозировку сахара в одной чашке чае/кофе. Для моего достаточно быстрого обмена веществ этого хватает для комфортного существования. Т.е. я могу за день не есть ничего сладкого (т.е. именно с большим содержанием глюкозы/сахарозы), но чай должен быть именно с определенным количеством сахара. Иначе и невкусно и некомфортно. С выходом на работу после 5 лет сидения с ребенком в 4-х стенах приходится много двигаться и активно напрягать мозг + я немного иногда занимаюсь по одному из видеокурсов типа фитнеса. "Ушки" на боках ушли, осталось зону пресса и поясницы подкачать. И сейчас есть особо некогда, фактически более-менее только обедаю на работе. Прихожу с работы и закапываюсь в свои интересы настолько, что периодически забываю поужинать. Не, вкусно поесть я люблю, иногда залипаю на какой-то опрелеленный продукт на некоторое время, но потом надоедает. Родственница муж сейчас активно "сидит" на химии очередных продуктов сетевого маркетинга, а я просто много двигаюсь по работе, напрягаю мозг и не всегда успеваю нормально поесть, компенсируя приемы пищи дозой быстрых углеводов в чае/кофе. Что будет дальше - интересно. Родственница вроде и схуднула прилично, но не ушатает ли она этими "подкормками" свой организм?..
 
Смотря какие подкормки и что с ними делать.
Если это спортпит это одна история, если хз что - другая.
Я, что греха таить, пробавляюсь безкалорийной колой. Организм пока обманыается.)))
 
Сверху