В Царицыно я попала в солнечный день, народу на территории было много, а по всем газонам ходили огари. В середине одной стаи на корточках сидели два молодых человека.
- А вот это - мадам, - объяснял один другому, держа руку на отлете. "Мадам" откусывала от протянутого ей батона.
В другой стае я разглядела странное существо: такое же крупное и рыжее, как огарь, но с зеленой головой и пятнистым клювом. Других таких не было. Пожелав, чтобы, когда я пойду обратно, это существо еще было на месте, я прошла Царицынские пруды, перешла плотину, поднялась на холм под Фигурным мостом и оказалась около Большого дворца.
Шла я в Хлебный дом. С тех сторон, которые ближе к дворцу, входа нет. Сразу за зубастой аркой стоит современный стеклянный павильон, немного стилизованный под русскую псевдоготику. Это и есть вход в Хлебный дом и Большой дворец, дальше - по эскалаторам в подвал/цокольный этаж. Там гардероб, буфет и сувенирный магазин. Через коридор попадаешь в атриум Хлебного дома. В плане дом квадратный со скругленными углами, изначально атриум был открытый, но при реконструкции его закрыли стеклянным куполом. Благодаря этому там смогли построить орган с двумя мануалами, так что в Царицыно можно послушать даже органные концерты.
Из атриума уже по лестницам поднимаешься на уровень первого этажа в небольшие выставочные залы, которые идут по всему периметру дома. Ни один исторический интерьер не сохранился, т.к. здесь вообще были коммуналки, а в окнах простыни и портки висели, что видно на фотографиях.
"БОГОВ АНТИЧНЫХ ДИВНЫЕ ЧЕРТЫ"
Выставка коллекции европейского декоративно-прикладного искусства и живописи Ольги Затеевой
Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что это самая интересная выставка ДПИ из тех, что я посетила в 2020 году. Как в другом мире побывала.
Выставлялась коллекция современной коллекционера Ольги Затеевой, произведения XVI-XIX веков, так или иначе связанные с образами античных богов, их переосмыслением в искусстве барокко, классицизма и ампира. Изделия были из Франции, Германии, Англии, Италии и Нидерландов. Каждый из залов был посвящен конкретному богу или богине - Зевсу (Юпитеру), Аполлону, Диане (Артемиде), Нептуну (Посейдону), Вакху (Дионису), Венере (Афродите), Сатурну (Кроносу) и Флоре. Наверное, вы заметили, что в указании имен первыми и в скобках у меня нет последовательности по критерию "греческое - римское имя". Дело в том, что в христианской Европе тоже не было такой последовательности при перечислении античных богов.
Зал Зевса, бога небесной сферы и атмосферных явлений, владыки Олимпа:
Здесь можно составить себе представление о коллекции: фарфор, часы, веера. С вееров Затеева и начала свою коллекцию.
Гравюр много, причем граверы в основном англичане, даже если оригиналы - полотна из континентальной Европы. Помните, я говорила, что у них исторически очень развита графика? На выставке были гравюры с редких оригиналов, в России неизвестных.
Живописных полотен немного, живопись, как правило, неизвестных художников и довольно средняя, но ее ценность - в единстве темы в комплекте с другими экспонатами. Слева "Похищение Европы", справа - вариации на тему "Леда и лебедь".
Зал Нептуна, владыки морей. Фигурки наяд (морских нимф) из слоновой кости, кубок из раковины в серебряной оправе, гравюры с наядой и Нептуном с тритонами.
Обратите внимание, что на фигурке наяды виден шов возле плечевого сустава: массив слонового бивня не может быть такой толщины, чтобы в него вписать фигурку целиком, поэтому правую руку выпилили отдельно и приделали потом.
Вообще слоновой кости в отличном состоянии в коллекции очень много, и для России такое собрание совершенно уникально.
Зал Венеры? Часики и фигурки с купидонами, фарфоровый канделябр, зеркало, шкафчик с расписными панелями с мифологическими сценками. Деревянное, кажется, с перламутровой инкрустацией панно с богами-олимпийцами.
Возле часиков Купидон держит вазу-рассольник: это столовый предмет, в котором в XVIII веке размещали соленые закуски типа оливок и пикулей (может, и мелкие грибы), потом стали класть орехи, цукаты, варенье и изюм. В XIX веке вазы-рассольники в обеденных сервизах уже не встречаются.
Батарея настольных шкафчиков. Чего тут только нет. Самые маленькие - это несессеры (вспоминается "Евгения Гранде", там тема драгоценных несессеров раскрыта как нигде). Другие - ящики для письменных принадлежностей. Не помню, что за башни из кости.
В основном это нидерландские изделия XVI-XVII веков в очень хорошем состоянии, либо расписанные, либо инкрустированные костью, перламутром, бронзой. На этой выставке я так насмотрелась на эти изделия, что через пару недель, увидев кое-что похожее, с ходу определила страну и период - и угадала. Было это в другом музее, о котором я расскажу в свое время.
Снова слоновая кость и гравюры, цикл "Времена года". Их сложно соотнести с конкретным богом или богиней, т.к. язычество всё про силы природы. Опять же, цикл гравюр нельзя разбивать, а там что-нибудь вроде "Флора - весна, Сатурн - зима".
Это угловой зал Хлебного дома, выходящий на основную лужайку, где Дворец и кавалерские корпуса. Зал Флоры, единственной римской богини, у которой нет определенной параллели в греческой мифологии, но которая стала популярным образом в европейской культуре.
Здесь было выставлено много вееров, в том числе и без отчетливых античных сюжетов, видимо, по принципу "что-нибудь с цветами - значит, Флора".
Люблю веера. Но, конечно, поскольку я по таким выставкам раньше не ходила, то старинных вееров до этого дня толком не видела. Основа у них из перламутра, слоновой кости, рога, мягкая часть - газ, атлас, кружево, шёлк. Роспись в основном гуашью, т.к. она непрозрачная.
Слоновая кость, серебро. Экспонаты из зала Дианы, поэтому тут тема охоты и лесов.
Другой угол зала Флоры, на стене раскрашенные акварелью гравюры из цикла "Времена года".
Зал Дианы, богини лунного света, лесов, диких зверей и охоты. Поэтому на нидерландском шкафчике охотничья тема, но не античная - здесь даже ружья можно разглядеть.
На полу ковидная разметка.
Кажется, из зала Нептуна. Наутилус, оправленный в металл, с кораллом внизу. Но в оправе охотничьи мотивы.
Тоже из коллекции Затеевой. Попробовала по фото отследить и вижу, что из зала Флоры, т.к. много цветов.
Вообще фарфора немного, в основном Мейсен, но есть и Севр, и какие-то немецкие мануфактуры, которые я знаю хуже.
Сейчас, когда готовила этот текст, обнаружила, что к выставке был выпущен каталог, но в магазине я его не застала. Жаль, т.к. экспонатов очень много хороших, а я люблю ДПИ.
Фото из Интернета