Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

ВЫСТАВКА "ФАРФОР В РОССИИ: ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ.
К 300-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ВИНОГРАДОВА"


Вторая выставка проходила на цокольном этаже Хлебного дома. В 2020 году исполнилось 300 лет со дня рождения Дмитрия Виноградова, создателя русского фарфорового производства. Он был однокурсником Ломоносова по Славяно-греко-латинской академии. Они учились вместе даже в Марбургском университете, куда их отправили для продолжения обучения как отличников. Виноградов возглавил производство на Невской порцелиновой мануфактуре, которая впоследствии была преобразована в Императорский фарфоровый завод.

С фарфором связана одна моя детская несбывшаяся мечта. Я знала буквы, могла бегло прочитать любое сложное слово, но не умела читать тексты. Не испытывала желания и потому не пыталась учиться. Приближалась школа. Помогла мамина ленинградская коллега, которая достала для меня "Историю фарфоровой чашки" Паолы Утевской. Она знала, что я смотрела, сколько была возможность, многосерийный фильм "Ломоносов", написала свой вариант "Письма о пользе стекла" и хожу по квартире в папиной рубашке с репринтным изданием "Российской грамматики" в руках.
Книжка Утевской вышла в 1990 году, в школу я должна была пойти в 1991. "Мне кажется, вашей девочке это должно быть интересно".
Чтение пошло сразу. История фарфоровой чашки была показана от случайной технологической находки, сделанной китайцами, через путешествие Марко Поло, историю мейсенской мануфактуры и начало фарфорового производства в России. Дойдя до конца книжки, я решила, что буду технологом фарфора, как Виноградов. Если мама - технолог стекла и ситаллов, значит, должна быть и та профессия, которую я хочу.

Я вспомнила об этом в 2020 году, когда, походив по музеям, быстро поняла: фарфор и стекло - вот что меня особенно интересует даже сейчас, вот что я готова выискивать. Весной я успела попасть на лекцию по истории Мейсена в Музее ар-деко, хотя цикл так и не дочитали до конца. Во время самоизоляции просмотрела все тематические материалы, которые выпускал Эрмитаж. Пыталась даже писать прозрачное стекло непрозрачной краской. Зачем, если незачем? Бог весть.

На выставке был представлен не только отечественный фарфор, но и иностранный - для представления о контексте, наверное. Сложно рассказывать о фарфоровой выставке: мало кому интересная и знакомая тема. Поэтому прокомментирую только фотографии, которые смогла найти.

clV0nxAIDF0.jpg

Юбилейная скульптура. Химическая ступка раскрашена под чашку. Конечно, она не могла быть такой.

oJT9n1iqzdc.jpg

Жардиньерка севрского фарфора, вторая половина XVIII века. Это ваза для цветов из двух частей. На нижний ярус можно цветочные головки ставить. Туда и вода как-нибудь наливаться должна.

yh5PRngZp7s.jpg

Кажется, мейсенская супница, вторая половина XVIII века, стилизация по японский фарфор. Это многоцветный вариант (кобальт - цвет хурмы - золото - бирюзовый - желтый). В Японии есть фарфор какиэмон, расписанный в ограниченной гамме "кобальт + хурма", мейсенская мануфактура в XVIII веке делала целые серии стилизаций под него. А маскароны под ручками - европейский элемент, стиль гротеск.

Отечественное производство советского времени:
LuhLz-3bRac.jpg


1iTsA0NzGUo.jpg


A8w9zSV3k8Y.jpg

У родителей есть чайник такого же фасона, но роспись другая.

A4eaTLP2fMo.jpg

Здесь все современное отечественное на тему моря. Масленка-лобстер, икорницы-ракушки, здоровенные раковины типа ваз-рассольников, в середине мурена приятной росписи.

Inumlm-tGnc.jpg

Культовая кобальтовая сетка от Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Придумана художницей Анной Яцкевич во время блокады. Первые сервизы выпущены в 1944 году. Пишут, что похожая сетка использовалась как раз Виноградовым, но она была розовая. Я видела розовую сетку также и на мейсенском фарфоре, к узелкам, однако, не присматривалась. Но кобальтовая сетка - это тот случай, когда другой цвет дает совсем новое качество. Маме подарила такую чайную пару на 70-летие, себе пока еще не успела ничего купить.

Вы еще не забыли странную утку? огаря с зеленой головкой? Когда я шла обратно, он все еще был на лужайке, хоть и переместился на другой газон. Вечером я долго искала его во всех определителях, в Интернете - тщетно. Но я смогла найти фотографию точно такой же птицы в жж орнитолога из Московского зоопарка. Ключевое слово для поиска было "гибрид".

Фото из Интернета
 
Еще немного про вакцинацию. Мама перенесла ее не сказать чтобы легко: в первые 10 минут закружилась голова, потом была сильная усталость и боли в спине. Проходить стало только на четвертый день.
 
Вера, про вакцинацию на личном опыте.

Я перенесла легко, только после первого компонента было небольшое повышение температуры до 37.3 один день, и один день сонливость, после второго компонента ничего.
Вакцинировались оба моих родителя, оба перенесли совершенно без симптомов.

Тут да, все-таки индивидуально все.
 
Кобальтовая сетка сейчас используется как основной узор на упаковке ИФЗ:

7jVRN8ptBmY.jpg


Почти что геральдический узор одного уровня с мехом горностая и белки:

-FO6Y0W_P-Q.jpg

Герб Бретани

Сейчас присмотрелась - вполне для герба.

UPD: Посмотрела гербы районов Питера - есть такое! Не что-нибудь, а герб муниципального округа Ивановское, где расположен ИФЗ!

ivanovskii_MO_SPb.gif
 
Последнее редактирование:
Сегодня сняли гипс. Обе кости срослись ровно, но сухожилия все еще сильно растянуты, поэтому рука работает плоховато, и запястье все время немного согнуто. Но я очень рада. Целые кости - это счастье.
 
Обычно я такое не публикую, но находка в супе меня настолько развлекла и развеселила, что надо показать.

Готовила я облегченную версию том ям, в основе был пакет отваренных и замороженных мидий. В мидиях-то и сидело оно. К сожалению, у меня плохо с макросъемкой, а размер очень маленький.

oZk9HBQADr0.jpg


BRusdtmy0vs.jpg


Оно потеряло правую клешню и по одной лапке с каждой стороны. Возможно, утрачены также и ногочелюсти.

Вид на большой тарелке:
DODvKs8PtTA.jpg
 
Очередной визит к травматологу - отчитаться о реабилитации. Кисть останется в неправильном положении, но главное, чтобы восстановились все функции. Динамика хорошая. Пока еще больно писать, работать макетным ножом, когда сыну надо сделать какую-нибудь поделку, и невозможно повернуть настроечный ключ. Так что я пока без арфы.

Сходила сегодня на выставку. Неделю назад тоже выбиралась в музей.
 
Вера, с прошедшим праздником вас!
Какой очаровательный крабик) эх, жаль малыша. Не повезло ему, попался в сети😏
Желаю поскорее разработать руку
 
Спасибо.


Недавно смотрела бесплатный вводный урок к курсу о японских садах, который читают в онлайн-школе японского языка и культуры. Преподаватель - Урана Туулар, тувинка, к.б.н., выпускница биофака МГУ. Она рассказывала и о своем пути к искусству японского сада. В какой-то момент ее голос зазвучал странно - думаю, она заплакала, как это бывает от сильного душевного напряжения, когда человек рассказывает вещи, обладающие для него глубоким личностным смыслом.

Когда-то на семинаре в Японии Туулар встретила сэнсея и сказала, что хочет учиться искусству японского сада. Нет, возразил сэнсей, учиться этому пока еще рано. Нельзя так просто взять и начать учиться японскому ландшафтному дизайну. Для начала нужно освоить искусство икебаны. Это дает навык работы с растениями, как на физическом уровне (умение обрезать и гнуть ветви, что бывает трудно), так и на духовном (слушать, что хочет сказать растение своей формой, и давать его голосу правильно зазвучать в композиции, так чтобы растения гармонировали между собой, а не перебивали друг друга). В некоторых формах икебаны используются камни и вода, создается тот же сад, но в миниатюре. Отрабатывается умение видеть композицию, которую иногда делают повернутой к себе, иногда - к зрителям или сэнсею, что развивает пространственное мышление.

Потом надо освоить каллиграфию. Обоснование, увы, не помню, но что за японский или китайский интеллектуал без навыков каллиграфии?

Потом приходит время изучать чай. И здесь самое главное: для того, чтобы сад был по-настоящему японским, недостаточно его просто оформить - он должен жить по-японски. Это значит, что в нем должен быть чайный домик, и не для красоты, а функционирующий. А как обслуживать его, если не владеешь искусством чая? Поэтому Туулар как ландшафтный дизайнер старается отговаривать заказчиков делать японский сад - на выходе получится всего лишь стилизация.

И только после того, как пройдешь предыдущие ступени, можно приступить к изучению японского сада.

Восточный подход к обучению традиционным искусствам меня восхищает. В итоге получается мастер, который, давая интервью лет в восемьдесят, признается, что пару лет назад только-только начал что-то понимать в своем предмете, а все, что было до того - так... И каждый раз на очередной ступени необходимо своего рода обнуление. Начинать изучение каждого искусства нужно с признания, что ты пока еще ничего не знаешь. Иначе ты не сможешь сделать и шага по этому пути.

Жаль, что на все это уходит целая жизнь. Вот почему на Востоке так ценят долголетие - в том числе и для того, чтобы можно было успеть постичь хотя бы что-то.
Но когда делать все остальное?..

YIAEzKjEzG0.jpg

Сэнсей икебаны, чайный мастер и специалист по японским садам Урана Туулар

Фото из Интернета
 
Жаль, что на все это уходит целая жизнь. Вот почему на Востоке так ценят долголетие
А мне кажется, суть вовсе не в долголетии. Суть - в отношении к себе, к тому, что делаешь. Суть в понимании, что всё может знать только Бог - а мы в этой жизни всё равно ученики, хоть бы и учащие других.
Это не достигается годами. Это достигается только душой и разумом (хотя и времени требует немалого).
Как только человек сочтет, что он достиг неких вершин, и дальше ему учиться нечему, зато учитель он великий - вот здесь он и заканчивается. Часто даже до того, как начаться.
 
Ну вот ты и сама говоришь, что времени на все это нужно много. А я о чем?
Я об ограниченности срока человеческой жизни.

Я остерегаюсь говорить об освоении душой какой-либо предметной области. Душа - категория не из психологии и не из педагогики. И постепенный, как будто очень издалека, подход к тому или иному традиционному искусству, о котором я писала, тоже имеет вполне рациональное объяснение. Методика обучения той же икебане предполагает освоение определенных схем расположения цветов и веток. Сэнсей Туулар показывала кое-какие из школы икебаны Согэцу ("трава и луна"), к которой она принадлежит, теперь уже сама как мастер. Это стандартные схемы, где расписано все вплоть до углов между стеблями и ветками, вид сбоку и вид сверху.

Обучение - это отработка стандартных схем. Душа (в обыденном понимании) включается уже сильно потом. Тот самый переход количества в качество.
Слишком велик соблазн отключить интеллектуальные усилия, списав весь процесс на освоение предмета душой.

Достичь качества в обход накопления количества информации крайне тяжело. На Востоке не ищут легких путей.

Про следователей очень часто говорят что-то вроде: "Профессиональная интуиция подсказывала ему, что не все так, как кажется". Профессиональная интуиция - это уже понятие из когнитивной / отраслевой психологии. Это навык, благодаря которому для того, чтобы понять ситуацию (кто примерно как что делал и ради чего), не обязательно анализировать ее полностью. Т.е. выводы делаются на основании отрывочных данных, ибо есть только такие.
В основе профессиональной интуиции - именно опыт отработки большого количества случаев, которые не столь разнообразны, как может показаться: и люди руководствуются стандартными мотивами, и жизнь подкидывает повторяющиеся ситуации. Принцип функционирования шахматного компьютера.

Бог, который знает все и находится надо всем, - такой категории (образа) в дальневосточной культуре нет. У китайцев Небо превыше всего. А боги... богам император может присваивать титулы и государственные награды. У японцев еще сложнее, т.к. синто - язычество со следами шаманизма, религиозное учение очень слабо оформлено. Хотя в свое время приход дзен-буддизма в Японию поспособствовал проведению параллелей между индийским, буддистским и синтоистским пантеонами (наподобие параллелей между греческими и римскими богами).
 
Сверху