Mrs. John
Pro
ВЫСТАВКА "ФАРФОР В РОССИИ: ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ.
К 300-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ВИНОГРАДОВА"
Вторая выставка проходила на цокольном этаже Хлебного дома. В 2020 году исполнилось 300 лет со дня рождения Дмитрия Виноградова, создателя русского фарфорового производства. Он был однокурсником Ломоносова по Славяно-греко-латинской академии. Они учились вместе даже в Марбургском университете, куда их отправили для продолжения обучения как отличников. Виноградов возглавил производство на Невской порцелиновой мануфактуре, которая впоследствии была преобразована в Императорский фарфоровый завод.
С фарфором связана одна моя детская несбывшаяся мечта. Я знала буквы, могла бегло прочитать любое сложное слово, но не умела читать тексты. Не испытывала желания и потому не пыталась учиться. Приближалась школа. Помогла мамина ленинградская коллега, которая достала для меня "Историю фарфоровой чашки" Паолы Утевской. Она знала, что я смотрела, сколько была возможность, многосерийный фильм "Ломоносов", написала свой вариант "Письма о пользе стекла" и хожу по квартире в папиной рубашке с репринтным изданием "Российской грамматики" в руках.
Книжка Утевской вышла в 1990 году, в школу я должна была пойти в 1991. "Мне кажется, вашей девочке это должно быть интересно".
Чтение пошло сразу. История фарфоровой чашки была показана от случайной технологической находки, сделанной китайцами, через путешествие Марко Поло, историю мейсенской мануфактуры и начало фарфорового производства в России. Дойдя до конца книжки, я решила, что буду технологом фарфора, как Виноградов. Если мама - технолог стекла и ситаллов, значит, должна быть и та профессия, которую я хочу.
Я вспомнила об этом в 2020 году, когда, походив по музеям, быстро поняла: фарфор и стекло - вот что меня особенно интересует даже сейчас, вот что я готова выискивать. Весной я успела попасть на лекцию по истории Мейсена в Музее ар-деко, хотя цикл так и не дочитали до конца. Во время самоизоляции просмотрела все тематические материалы, которые выпускал Эрмитаж. Пыталась даже писать прозрачное стекло непрозрачной краской. Зачем, если незачем? Бог весть.
На выставке был представлен не только отечественный фарфор, но и иностранный - для представления о контексте, наверное. Сложно рассказывать о фарфоровой выставке: мало кому интересная и знакомая тема. Поэтому прокомментирую только фотографии, которые смогла найти.
Юбилейная скульптура. Химическая ступка раскрашена под чашку. Конечно, она не могла быть такой.
Жардиньерка севрского фарфора, вторая половина XVIII века. Это ваза для цветов из двух частей. На нижний ярус можно цветочные головки ставить. Туда и вода как-нибудь наливаться должна.
Кажется, мейсенская супница, вторая половина XVIII века, стилизация по японский фарфор. Это многоцветный вариант (кобальт - цвет хурмы - золото - бирюзовый - желтый). В Японии есть фарфор какиэмон, расписанный в ограниченной гамме "кобальт + хурма", мейсенская мануфактура в XVIII веке делала целые серии стилизаций под него. А маскароны под ручками - европейский элемент, стиль гротеск.
Отечественное производство советского времени:
У родителей есть чайник такого же фасона, но роспись другая.
Здесь все современное отечественное на тему моря. Масленка-лобстер, икорницы-ракушки, здоровенные раковины типа ваз-рассольников, в середине мурена приятной росписи.
Культовая кобальтовая сетка от Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Придумана художницей Анной Яцкевич во время блокады. Первые сервизы выпущены в 1944 году. Пишут, что похожая сетка использовалась как раз Виноградовым, но она была розовая. Я видела розовую сетку также и на мейсенском фарфоре, к узелкам, однако, не присматривалась. Но кобальтовая сетка - это тот случай, когда другой цвет дает совсем новое качество. Маме подарила такую чайную пару на 70-летие, себе пока еще не успела ничего купить.
Вы еще не забыли странную утку? огаря с зеленой головкой? Когда я шла обратно, он все еще был на лужайке, хоть и переместился на другой газон. Вечером я долго искала его во всех определителях, в Интернете - тщетно. Но я смогла найти фотографию точно такой же птицы в жж орнитолога из Московского зоопарка. Ключевое слово для поиска было "гибрид".
Фото из Интернета
К 300-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ВИНОГРАДОВА"
Вторая выставка проходила на цокольном этаже Хлебного дома. В 2020 году исполнилось 300 лет со дня рождения Дмитрия Виноградова, создателя русского фарфорового производства. Он был однокурсником Ломоносова по Славяно-греко-латинской академии. Они учились вместе даже в Марбургском университете, куда их отправили для продолжения обучения как отличников. Виноградов возглавил производство на Невской порцелиновой мануфактуре, которая впоследствии была преобразована в Императорский фарфоровый завод.
С фарфором связана одна моя детская несбывшаяся мечта. Я знала буквы, могла бегло прочитать любое сложное слово, но не умела читать тексты. Не испытывала желания и потому не пыталась учиться. Приближалась школа. Помогла мамина ленинградская коллега, которая достала для меня "Историю фарфоровой чашки" Паолы Утевской. Она знала, что я смотрела, сколько была возможность, многосерийный фильм "Ломоносов", написала свой вариант "Письма о пользе стекла" и хожу по квартире в папиной рубашке с репринтным изданием "Российской грамматики" в руках.
Книжка Утевской вышла в 1990 году, в школу я должна была пойти в 1991. "Мне кажется, вашей девочке это должно быть интересно".
Чтение пошло сразу. История фарфоровой чашки была показана от случайной технологической находки, сделанной китайцами, через путешествие Марко Поло, историю мейсенской мануфактуры и начало фарфорового производства в России. Дойдя до конца книжки, я решила, что буду технологом фарфора, как Виноградов. Если мама - технолог стекла и ситаллов, значит, должна быть и та профессия, которую я хочу.
Я вспомнила об этом в 2020 году, когда, походив по музеям, быстро поняла: фарфор и стекло - вот что меня особенно интересует даже сейчас, вот что я готова выискивать. Весной я успела попасть на лекцию по истории Мейсена в Музее ар-деко, хотя цикл так и не дочитали до конца. Во время самоизоляции просмотрела все тематические материалы, которые выпускал Эрмитаж. Пыталась даже писать прозрачное стекло непрозрачной краской. Зачем, если незачем? Бог весть.
На выставке был представлен не только отечественный фарфор, но и иностранный - для представления о контексте, наверное. Сложно рассказывать о фарфоровой выставке: мало кому интересная и знакомая тема. Поэтому прокомментирую только фотографии, которые смогла найти.
Юбилейная скульптура. Химическая ступка раскрашена под чашку. Конечно, она не могла быть такой.
Жардиньерка севрского фарфора, вторая половина XVIII века. Это ваза для цветов из двух частей. На нижний ярус можно цветочные головки ставить. Туда и вода как-нибудь наливаться должна.
Кажется, мейсенская супница, вторая половина XVIII века, стилизация по японский фарфор. Это многоцветный вариант (кобальт - цвет хурмы - золото - бирюзовый - желтый). В Японии есть фарфор какиэмон, расписанный в ограниченной гамме "кобальт + хурма", мейсенская мануфактура в XVIII веке делала целые серии стилизаций под него. А маскароны под ручками - европейский элемент, стиль гротеск.
Отечественное производство советского времени:
У родителей есть чайник такого же фасона, но роспись другая.
Здесь все современное отечественное на тему моря. Масленка-лобстер, икорницы-ракушки, здоровенные раковины типа ваз-рассольников, в середине мурена приятной росписи.
Культовая кобальтовая сетка от Ленинградского (Императорского) фарфорового завода. Придумана художницей Анной Яцкевич во время блокады. Первые сервизы выпущены в 1944 году. Пишут, что похожая сетка использовалась как раз Виноградовым, но она была розовая. Я видела розовую сетку также и на мейсенском фарфоре, к узелкам, однако, не присматривалась. Но кобальтовая сетка - это тот случай, когда другой цвет дает совсем новое качество. Маме подарила такую чайную пару на 70-летие, себе пока еще не успела ничего купить.
Вы еще не забыли странную утку? огаря с зеленой головкой? Когда я шла обратно, он все еще был на лужайке, хоть и переместился на другой газон. Вечером я долго искала его во всех определителях, в Интернете - тщетно. Но я смогла найти фотографию точно такой же птицы в жж орнитолога из Московского зоопарка. Ключевое слово для поиска было "гибрид".
Фото из Интернета