Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Кисть останется в неправильном положении
Навсегда или на какое-то время?
Фото с крабиком здесь гораздо лучше видно, чем на ФБ. Хотя сам по себе том ям я не люблю - пробовала в Таиланде, для меня слишком экзотично. Но находка на самом деле интересная.
Кобальтовой сетки у нас не было никогда, а чайники и даже сервизы попроще из представленных - да, были когда-то. Возможно, и сейчас в старой квартире родителей стоят, где дочка живет.
 
Навсегда. Очень трудно привыкнуть постоянно видеть то, что не на месте, особенно человеку, у которого даже яйца маршируют в холодильнике по лотку в определенном порядке.

Маме сделали вторую вакцинацию в пятницу - благополучно.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА
октябрь 2020 года


Музей расположен в Пресненском районе Москвы, и мимо него я всегда ходила в Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор в европейской части России, центр нашей католической архиепархии.

rCagVqpL4As.jpg


В тот пасмурный день я прошла мимо Московского зоопарка по Большой Грузинской улице мимо храма Св. Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.
F64hzfPpWCI.jpg


Храм принадлежит РПЦ, но поскольку она находится в полном евхаристическом общении с Грузинской Православной Церковью, в этом храме служат также и на грузинском, и он является основным храмом грузинской диаспоры в Москве.
Рядом находится музей-мастерская Зураба Церетели, где вдоль фасада стоят истуканы:
Jb2aK456B_s.jpg


Я сходила в собор и наконец в музей.

CGjI3juHIlg.jpg


Биологический музей имени К.А. Тимирязева был открыт в 1922 году как учебный музей при Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова. Основой для него стал Музей живой природы и учебные коллекции Московского городского (народного) университета, открытого по завещанию богатого золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского.

В 1926 г. Биологический музей получил статус самостоятельного учреждения. С конца 1934 г. его перевели в комплекс зданий на Малой Грузинской улице, где он и находится по сей день.

WAOkC-YqqCM.jpg


Здания в стиле историзма (главное здание музея спроектировано Б. Фрейденбергом) были построены в конце XIX-начале XX века для размещения коллекции Петра Ивановича Щукина. В 1905 г. коллекционер передал свои коллекции вместе со зданиями Историческому музею. После его смерти в 1912 г. собрание было расформировано и перевезено в запасники Исторического музея. В этих помещениях он и размещается до настоящего времени.

Сейчас Биологический музей имени Тимирязева - это традиционный музей естественной истории с гербариями, скелетами, тушками, фотоматериалами и анималистической графикой и живописью. Есть большая коллекция свистулек - изделия народных промыслов на звериную тему. Работает лекторий.

На первом этаже расположены экспозиции по системам органов человека, затем живые организмы по царствам:
LFAY2QD5MKQ.jpg

Птицы (царство животных)

u9hS2QchRzc.jpg

Царство грибов

AQwcZTIuuUs.jpg


На втором этаже эволюционное учение, естественная история и антропогенез:

PRRroeaYNT8.jpg


Если сравнивать с Дарвинским музеем, в Тимирязевском труба пониже и дым пожиже. Экспозиции систем человеческих органов сильно устарели, плакаты написаны еще фломастером через трафареты. Чучела кажутся выцветшими, только экспозиция грибов очень подробная и современная. Зато есть диорамы с эффектом глубокого пространства, они небольшие, но убедительные:

mRWDJcv5YgU.jpg

Диорама с тетеревами слева

ubTF-ntzgJg.jpg


В этом музее я увидела самый страшный экспонат из когда-либо виденных. Фото нашла только черно-белое:

8MzmoViNQl0.jpg

Это чучело собаки, которой на основание шеи пришита половина щенка. Пришита при жизни. Я еще раньше слышала о серии таких экспериментов с собаками, которые в 1964 г. проводил в Волгограде хирург А.Г. Коневский. В учебниках обычно пишут о собаке, но на самом деле это была именно серия операций, так что где-то должны были сохраниться и другие чучела. Щенок от этой же собаки, чтобы избежать заведомого отторжения тканей. После операции щенок пил молоко, шевелился, глядел живенько и пытался лаять, но не мог, т.к. система не предусматривала сохранения ему отдельного голоса. Собака находилась в полусне.

В подростковом возрасте меня очень впечатлил роман Г. Уэллса "Остров доктора Моро". Теперь я увидела это почти в живую - вивисекцию как она есть. Это пугало, это выглядело бессмысленно - зачем собаке вообще лишняя голова? - но чучело в витрине скрывало в себе более глубокий смысл, чем казалось на первый взгляд. Так развивали трансплантологию. Это один из путей, которым идет наука - иногда жестоким и отчаянным, но необходимым.

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
Ой, ну как же не вспомнить про закон парных случаев - я вчера вечером вспоминала свой поход в этот музей во время визита в Москву. Причем в связи с одной из витрин, что на фото )
 
Вышел научный сборник "Рок+", посвященный русскому року в кино. Статью для него я писала в январе этого года.

"Еще разительнее отличия в практике использования рок-композиций в отечественных сериалах. Это превосходно доказал казанский ученый Антон Афанасьев в своем содержательном исследовании о сериале «Восьмидесятые» где фактически, ставятся в один ряд песни легенд русского рока и, например, «Дожди» Игоря Корнелюка. А использование рок-саундтрека в новейших блокбастеров оказывается настолько условным, что Вера Курская из Москвы сочла возможным ограничиться в своей статье о «Переменах» «Кино» в фильме «Майор Гром: Чумной доктор» анализом не фильма, а трейлера к нему. Все равно получилось очень убедительно!"
Из рецензии Дениса Ступникова, музыкального журналиста, к.ф.н., автора книг "Ария. Возрождение легенды" и "Северный флот. Первая правдивая история легендарной группы"
 
Последнее редактирование:
МУЗЕЙ КЕРАМИКИ - УСАДЬБА КУСКОВО

Выставка к 100-летию музея керамики, выставка волокитинского фарфора
октябрь 2020 г.


Усадьба Кусково принадлежала графам Шереметевым. Основная часть архитектурного ансамбля создана в 1750-1770 годах. Самая ранняя постройка - церковь Спаса Всемилостивого в не очень известном стиле аннинского барокко, однако колокольня при ней была возведена лишь в конце XVIII века.

n5eafiJsR8k.jpg

Большой дворец, церковь с колокольней и павильон Эрмитаж с зеленым куполом - "приют отшельника"

По другую сторону дворца расположен парк - сейчас единственный в Москве французский регулярный парк с мраморной скульптурой и обелисками.

Расцвет усадьбы приходится на 1770-1780-е гг., тогда она была местом праздников, но в конце XVIII века потеряла свое значение как увеселительная резиденция. В дальнейшем достраивались другие не сказать корпуса, а домики, и продолжалось это до конца XIX века.

После революции все поместья Шереметевых были национализированы. Сергей Дмитриевич Шереметев на склоне лет занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково, уже не принадлежавших ему - можно только догадываться, каково ему было.
В 1918 году был создан Государственный музей-усадьба "Кусково". В 1932 году его фонды были дополнены коллекцией Государственного музея керамики, созданного в 1918 году на основе национализированного собрания известного мецената и коллекционера А.В. Морозова, а также других крупных музейных фондов. С 1938 года два музея были объединены в музейный комплекс, получивший название Государственный музей керамики - "Усадьба Кусково XVIII века".

Сейчас это одно из крупнейших в России собраний русского и зарубежного фарфора и стекла. Есть коллекции мебели и скульптуры, старинная библиотека и крупная усадебная портретная галерея. Кроме выставок, здесь проходят концерты и другие мероприятия. Впервые я оказалась в Кусково, если мне не изменяет память, в 2003 году: тогда американское посольство праздновало День независимости США, мы даже попали на вип-прием в Большом дворце. Это было в немузейной части дворца, так что ничего старинного я внутри не увидела. Потом мы вышли в парк. Прошла гроза; в вольере промокли цыплята. Папа достал цыплят из вольера и раздал их тем, кто случайно оказался поблизости. А это были полуголые панки. Спорить они с папой не стали, так что всех цыплят вскоре отогрели и высушили.

Обе выставки, которые я посетила в 2020 году, проходили в Большой каменной оранжерее:
J75L49hYtwc.jpg


Экспозиция была сформирована по принципу "всего понемногу", так что по ней вполне можно вкратце изучить историю фарфора и стеклоделия.

UjCA1Zy6rm0.jpg

Античная керамика
В России она своя, из Причерноморья. Амфора справа была, если правильно помню, разбита при транспортировке, затем склеена реставратором. На ширме - фотоматериалы по истории Музея керамики. Ваза с цветочками - российский фарфор.

Ji3FiBz8U0Y.jpg

Венецианское стекло, около XV-XVI вв. В толще стекла золотая фольга.

pgxYBl-V9Es.jpg

Венецианское стекло, XVIII век, декоративные лимон и гранат

m9A7Zgqf10w.jpg

На средней полке - очень известный сервиз мейсенской мануфактуры (Саксония), стилизованный под китайский фарфор. Рисунки с китайцами несколько наивные. В Эрмитаже есть такой.
Внизу блюда из итальянской майолики, XVI-XVII в.

60F5JgmXld8.jpg

Это сюрту-де-табль - декоративная инсталляция для парадного обеда. Ставилась на середину большого стола в XVIII веке. Здесь уникальный сервиз севрской мануфактуры (Франция), выпущенный в память о египетском походе Наполеона. Поход был в 1798-1801 годах, так что это одно из последних изделий такого типа. Бисквитный фарфор в виде аллеи сфинксов, очень большой.

r0vHEe3Gj9U.jpg

Другие предметы из египетского сервиза. Обратите внимание на декор блюдца в виде египетской письменности. Именно тогда египтология родилась как наука, отсюда и внимание к такого рода деталям, хотя египетские древности в Европу вывозили еще при римлянах. Это сейчас из поездок магнитики привозят - когда-то солидным подарком был настоящий египетский обелиск.

ILu1Mwr3IpM.jpg

Посуда стилизована под египетские сосуды, а справа ковш в виде короны Нижнего Египта.

MLLskuUMct8.jpg


0rXqeAdIWD4.jpg

Что-то европейское, XVIII век, с гротескным орнаментом

0pL3bH42yx8.jpg

Серия фигурок завода Гарднера (поселок Вербилки под Москвой), созданные по картинкам из книги "Волшебный фонарь", изданной в Петербурге в 1817 году. Массовые изделия, есть во многих музейных собраниях. Это разные русские профессии: слева не разносчик пиццы, а блинник. За ним чистильщик сапог, кучер, пирожник, дворник, продавец обуви, еще кто-то.

JnYHNo1rwgo.jpg

Советский агитационный фарфор, 1920-е годы

jzfHHvtqXto.jpg

Поздний массовый советский фарфор. Вверху статуэтки по сказке "Конек-Горбунок". Очень известное массовое изделие, таких полно в антикварных салонах и на авито. Я даже показывала фото такого коня на презентации Регистра серебристых лошадей в 2017 году на Конной России.

Пришла к выводу, что не люблю Дулево. Примитивные формы, часто аляповатая роспись. И вот это тоже не люблю:

fgTi0aWoksk.jpg

Разные выставочные наборы вазочек с загадочными, концептуальными названиями. Пользоваться этим невозможно, ставить обычно некуда, только если дом очень большой. Мама не разделяет моего мнения, но она профессионал и видит это иначе.

7gzxHDny4iI.jpg

Керамика с конями

bg3BXBy2J4o.jpg

Кобальтовая сетка
 
Последнее редактирование:
Из советского стекла самое лучшее вот это:
n6hRWNMnRtQ.jpg

Разные виды многослойного стекла с резьбой. Вверху справа с тонкими полосками - "венецианская нить". Технология была освоена еще на острове Мурано близ Венеции веке в XV. В Эрмитаже есть хорошая коллекция настоящего венецианского стекла.

rmxGw_FaNX0.jpg

Ваза Эмиля Галле, использована технология вытравливания части многослойного разноцветного стекла кислотой. Это Франция, рубеж XIX-XX веков, одно из знаковых направлений в ДПИ эпохи модерна.
Конкретно этой вазы на выставке не было, но она из собрания Кусково. Было что-то маленькое в лиловых тонах. Когда я дошла до Галле, я подумала: теперь я видела все.

В одном углу оранжереи была отдельная выставка волокитинского фарфора из села Волокитино Черниговской губернии.
Посуда, много мелкой пластики.
N175PHaaFo8.jpg


Формы, нагруженные мелкими деталями, очень яркие краски - ярче, чем императорский фарфор. Много растительных мотивов:

gUtVF0oSbDQ.jpg


Фото из Интернета
 
Сегодня сделала первую прививку от коронавируса. Сделанный накануне ПЦР отрицательный, антител нет.

Пять минут назад ко мне постучался сосед и сообщил, что в квартире напротив у хозяйки положительный тест. В коридоре пахнет антисептиком.

В Кусково до 4 апреля выставка собрания майолики, но я не успею посмотреть.

А еще в Кусково живет стая кошек. Недалеко от Большой каменной оранжереи есть кафе типа старой советской столовой с комплексными обедами. Пока я ела на веранде, обтянутой пленкой по случаю поздней осени, внутрь вошло штук шесть кошек, черные и "самые простые тэбби". Сразу видно, что все друг другу родственники. Они расселись возле определенной двери в кухню и стали ждать. Вышла кухарка и расставила им миски с кошачьим кормом. Они все съели и потом отошли в парк, ступая спокойно и удовлетворенно облизываясь.
 
Последнее редактирование:
Прекрасная выставка, спасибо)
Мне Дулево тоже не очень нравится
Папа достал цыплят из вольера и раздал их тем, кто случайно оказался поблизости. А это были полуголые панки. Спорить они с папой не стали, так что всех цыплят вскоре отогрели и высушили.
Какая прелесть :)
 
В этом году день распространения информации об аутизме выпадает на Страстную пятницу у католиков. А я совершенно не знаю, о чем писать, и отмечаю этот факт скорее по инерции. Потому что я многое переосмыслила и изменила свое отношение к собственному психическому состоянию.

Одно могу сказать точно: давно пропало желание при конфликтах и недопонимании списывать все на свой диагноз. И хотя коммуникативные проблемы никуда не делись, теперь я готова к тому, чтобы меня судили наравне с нейротипиками.
 
Одно могу сказать точно: давно пропало желание при конфликтах и недопонимании списывать все на свой диагноз. И хотя коммуникативные проблемы никуда не делись, теперь я готова к тому, чтобы меня судили наравне с нейротипиками.
Вера, виртуально жму руку.
Помните нашу беседу на эту тему? Я рада, что и в этом нахожу поддержку и понимание с Вашей стороны :)

А еще мне не так давно прислали книгу про т.н. сверхчувствительных людей. Правда, я пока не нашла внутреннего желания с ней ознакомиться. Может быть Вы уже что-то читали на эту тему?
 
Елизавета, взаимно.

Книга, случайно, не Теда Зеффа "Сверхчувствительные люди. От трудностей к преимуществам"?
 
Писала в конце прошлого года:
Я подписалась на участие в психологическом исследовании эмоционального состояния больных РАС во время пандемии.
Совсем забыла об этом - и сегодня получила результаты:

"Ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма выкладываю короткие выводы своего исследования жизнеспособности взрослых высокофункциональных аутистов (ВФА) в условиях ситуации повышенного стресса на фоне пандемии Covid-19.
Под жизнеспособностью понимается способность человека преодолевать негативные жизненные обстоятельства, восстанавливаться и продолжать своё развитие. По результатам исследования можно сказать, что уровень жизнеспособности в группе ВФА ниже, чем в контрольной, что обусловлено в том числе высоким уровнем личностной тревожности и более низкими показателями по критериям, связанным с самооценкой, самопринятием, ощущением осмысленности собственной жизни, убеждённостью, что любой опыт (позитивный и негативный) способствует развитию, а также нехваткой семейной и социальной поддержки. Сильной стороной ВФА является повышенное стремление к контролю и самоконтролю, являющееся механизмом совладания с ситуациями неопределённости и способствующие адаптации при взаимодействии с непредсказуемым миром. Что касается пандемии, то различий в степени нарушения жизненных планов выявлено не было, однако есть различия в определении группами тех сфер, на которых пандемия сказалась сильнее всего. В контрольной группе больше людей выбрало сферы работы, досуга и отпуска, а среди ВФА – отношения с друзьями и в семье, хобби и общий жизненный тонус, при этом ВФА отметили влияние на эти сферы как менее негативное."
Исследователь Анна Пудож
 
Сверху