МУЗЕЙ КЕРАМИКИ - УСАДЬБА КУСКОВО
Выставка к 100-летию музея керамики, выставка волокитинского фарфора
октябрь 2020 г.
Усадьба Кусково принадлежала графам Шереметевым. Основная часть архитектурного ансамбля создана в 1750-1770 годах. Самая ранняя постройка - церковь Спаса Всемилостивого в не очень известном стиле аннинского барокко, однако колокольня при ней была возведена лишь в конце XVIII века.
Большой дворец, церковь с колокольней и павильон Эрмитаж с зеленым куполом - "приют отшельника"
По другую сторону дворца расположен парк - сейчас единственный в Москве французский регулярный парк с мраморной скульптурой и обелисками.
Расцвет усадьбы приходится на 1770-1780-е гг., тогда она была местом праздников, но в конце XVIII века потеряла свое значение как увеселительная резиденция. В дальнейшем достраивались другие не сказать корпуса, а домики, и продолжалось это до конца XIX века.
После революции все поместья Шереметевых были национализированы. Сергей Дмитриевич Шереметев на склоне лет занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково, уже не принадлежавших ему - можно только догадываться, каково ему было.
В 1918 году был создан Государственный музей-усадьба "Кусково". В 1932 году его фонды были дополнены коллекцией Государственного музея керамики, созданного в 1918 году на основе национализированного собрания известного мецената и коллекционера А.В. Морозова, а также других крупных музейных фондов. С 1938 года два музея были объединены в музейный комплекс, получивший название Государственный музей керамики - "Усадьба Кусково XVIII века".
Сейчас это одно из крупнейших в России собраний русского и зарубежного фарфора и стекла. Есть коллекции мебели и скульптуры, старинная библиотека и крупная усадебная портретная галерея. Кроме выставок, здесь проходят концерты и другие мероприятия. Впервые я оказалась в Кусково, если мне не изменяет память, в 2003 году: тогда американское посольство праздновало День независимости США, мы даже попали на вип-прием в Большом дворце. Это было в немузейной части дворца, так что ничего старинного я внутри не увидела. Потом мы вышли в парк. Прошла гроза; в вольере промокли цыплята. Папа достал цыплят из вольера и раздал их тем, кто случайно оказался поблизости. А это были полуголые панки. Спорить они с папой не стали, так что всех цыплят вскоре отогрели и высушили.
Обе выставки, которые я посетила в 2020 году, проходили в Большой каменной оранжерее:
Экспозиция была сформирована по принципу "всего понемногу", так что по ней вполне можно вкратце изучить историю фарфора и стеклоделия.
Античная керамика
В России она своя, из Причерноморья. Амфора справа была, если правильно помню, разбита при транспортировке, затем склеена реставратором. На ширме - фотоматериалы по истории Музея керамики. Ваза с цветочками - российский фарфор.
Венецианское стекло, около XV-XVI вв. В толще стекла золотая фольга.
Венецианское стекло, XVIII век, декоративные лимон и гранат
На средней полке - очень известный сервиз мейсенской мануфактуры (Саксония), стилизованный под китайский фарфор. Рисунки с китайцами несколько наивные. В Эрмитаже есть такой.
Внизу блюда из итальянской майолики, XVI-XVII в.
Это сюрту-де-табль - декоративная инсталляция для парадного обеда. Ставилась на середину большого стола в XVIII веке. Здесь уникальный сервиз севрской мануфактуры (Франция), выпущенный в память о египетском походе Наполеона. Поход был в 1798-1801 годах, так что это одно из последних изделий такого типа. Бисквитный фарфор в виде аллеи сфинксов, очень большой.
Другие предметы из египетского сервиза. Обратите внимание на декор блюдца в виде египетской письменности. Именно тогда египтология родилась как наука, отсюда и внимание к такого рода деталям, хотя египетские древности в Европу вывозили еще при римлянах. Это сейчас из поездок магнитики привозят - когда-то солидным подарком был настоящий египетский обелиск.
Посуда стилизована под египетские сосуды, а справа ковш в виде короны Нижнего Египта.
Что-то европейское, XVIII век, с гротескным орнаментом
Серия фигурок завода Гарднера (поселок Вербилки под Москвой), созданные по картинкам из книги "Волшебный фонарь", изданной в Петербурге в 1817 году. Массовые изделия, есть во многих музейных собраниях. Это разные русские профессии: слева не разносчик пиццы, а блинник. За ним чистильщик сапог, кучер, пирожник, дворник, продавец обуви, еще кто-то.
Советский агитационный фарфор, 1920-е годы
Поздний массовый советский фарфор. Вверху статуэтки по сказке "Конек-Горбунок". Очень известное массовое изделие, таких полно в антикварных салонах и на авито. Я даже показывала фото такого коня на презентации Регистра серебристых лошадей в 2017 году на Конной России.
Пришла к выводу, что не люблю Дулево. Примитивные формы, часто аляповатая роспись. И вот это тоже не люблю:
Разные выставочные наборы вазочек с загадочными, концептуальными названиями. Пользоваться этим невозможно, ставить обычно некуда, только если дом очень большой. Мама не разделяет моего мнения, но она профессионал и видит это иначе.
Керамика с конями
Кобальтовая сетка