Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Воистину воскрес!

7acB_MumaNw.jpg
 
Ой, надо мне чаще читать дневники. Спасибо за очень интересные рассказы.
слева не разносчик пиццы, а блинник
😂
И хотя коммуникативные проблемы никуда не делись, теперь я готова к тому, чтобы меня судили наравне с нейротипиками.
Ой, не надо вообще никого судить. Но если уж судить - ненормальные они, эти нейротипики, ненормальные ;) . У нас, нормальных людей, слова означают то, что они означают, а у них, типичных нормальных, принято говорить одно, а подразумевать другое. И пойди угадай, что именно. Вообще ужасно боюсь, что моя "переводчица" с человеческого языка на нормальный уйдет на пенсию.
 
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ
октябрь 2020 г.


Решение о создании музея в Московской консерватории было принято в 1910 году Московским отделением Императорского Русского музыкального общества. Он был открыт в 1912 году и изначально назывался Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. (Рубинштейн Николай Григорьевич - пианист-виртуоз и дирежёр, сооснователь Московской консерватории вместе с музыковедом и меценатом князем Николаем Петровичем Трубецким.) В первой экспозиции демонстрировались личные вещи Н.Г. Рубинштейна, музыкальные инструменты, рукописи, документы из собрания Московской консерватории.

В 1939 году в собрание поступили экспонаты со Всесоюзной выставки музыкальных инструментов народов СССР; сейчас они составляют часть постоянной экспозиции Музея, которую я и ходила смотреть.

В 1954 году Музей переименован в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
С удивлением узнала, что в 1964 году он переехал в палаты бояр Троекуровых - памятник архитектуры XVII века. О них мало знают, они зажаты между старым и новым корпусами Государственной Думы. Увидеть их можно, либо приближаясь к заднему подъезду Думы по Георгиевскому переулку от м. Театральная (через шлагбаум - близко не подойдешь, это режимный объект), либо через окно перехода между корпусами.
hbpxoj4FYro.jpg

Вот так примерно сверху я их рассматривала, хотя переход виден справа, а это снимок сделан из окна нового здания. И тогда палаты были покрашены в светло-зеленоватый цвет.

В нынешнее здание на ул. Фадеева Музей музыки переехал в 1981 году. Кроме него есть еще несколько филиалов в Москве - музеи-квартиры и усадьбы певцов и композиторов. Новое название , которое вы видите в заглавии поста, дано Музею в 2018 году.
Ya7vt5yiLXE.jpg


Сейчас в Музее ведется научно-исследовательская работа, проводится экспертиза инструментов, сдаются в аренду раритетные инструменты из коллекции, проходят концерты. Есть свой орган - старейший в России орган немецкого мастера Фридриха Ладегаста, построен в 1868 году.
2rUtG1oxlfs.jpg

Коль скоро речь зашла об инструментах, поясню, что здесь вы видите два мануала и педальную клавиатуру. У каждого органа есть технические характеристики, которые выражаются определенной формулой, способной многое сказать только профессионалу. Регистров, скорее всего, больше трех, и они включаются в том числе и клапанами сбоку от мануалов.

Итак, я пошла смотреть экспозицию музыкальных инструментов. На входе мне выдали наушники, а в зал запускали с предосторожностями, будто на режимный объект: один охранник провел меня мимо фойе, где шла лекция, по рации сообщив в зал, что идет аж целый один посетитель.

У входа в зал встречают современные инструменты, например, огромная ударная установка:
deSH84qjM3A.jpg


Несколько электронных инструментов, среди которых главный - терменвокс:
KwSUGOkSWkA.jpg

Изобретен в 1920 году в Петрограде Л.С. Терменом. Конкретно этот экземпляр создан самим изобретателем. У него две антенны, смотрящие вверх и в сторону. Остальное покажет сам Термен:
Можно сказать, что инструмент прижился среди небольшого числа ценителей. Есть школа обучения игре на нем, в ней преподает правнук создателя.

rPefMwc_ZWg.jpg

Музыкальный ящик с матрицей мелодии, записанной на диске

jtTQvELMZQI.jpg

Музыкальные чудеса:
1 - диск для музыкального ящика
2 - часы с музыкальным боем (есть два типа боя - английский и французский, какой здесь, не сказано)
3 - музыкальная пивная кружка. В диснеевской "Белоснежке" есть эпизод, когда белки и бурундуки наводят чистоту у гномов, случайно активируют такую кружку и сильно пугаются. Специально посмотрела: кружка 1920-х годов, а мультфильм 1936.
4 - музыкальный ящик с диском поменьше
5 - музыкальное зеркало - даже не предполагаю, как его активировать
6 - шарманка
7 - музыкальная сигаретница

M3eQOisQhxs.jpg

Разных типов фортепиано, рояль с вертикальным расположением струн. На переднем плане спинет - клавир с диагональным расположением струн. Был популярен в XVII веке.

JOtZgqbfiQM.jpg

Справа тот же самый спинет, слева двухмануальный рояль. Все это на фоне экспозиции медных духовых.

Уже приближаясь к экспонату, я узнала по отделке страну и период:
F8v9kR4zygU.jpg

Это вёрджинел XVI века, произведенный во Фландрии. На выставке ДПИ "Богов античных дивные черты" я уже видела подобные по отделке изделия. Здесь перламутром выложены сцены Страстей Христовых, на дверцах евангелисты.
XDJiwBxpMB4.jpg


r4mDpvLzonk.jpg


Вёрджинел был очень популярным клавиром в XVI-XVII веках. Елизавета I Английская очень хорошо на нем играла, но только для себя. Клавиши очень узкие. Сам инструмент без ножек, его можно ставить на любой стол.

ee2__WztczA.jpg

Энгармонический рояль сделан по заказу писателя В.Ф. Одоевского, автора "Городка в табакерке". Кроме всего прочего он был еще и композитором и органистом. Промежуточные клавиши двойные - здесь видно, что они разделены на коричневую и черную части. Ничего не сказано о строе инструмента. Смысл в том, что Одоевский хотел играть русские народные песни, строй которых отличается от европейского равномерно темперированного.

-3XcrflVrRs.jpg

Колесная лира: надо крутить ручку и зажимать клапаны. Такой инструмент есть у многих европейских народов включая славян.

H5aPSBH4KVE.jpg

Барочные инструменты:
1 - вёрджинел
2 - пошетта - маленькая скрипка. Рядом с другими инструментами того же семейства выглядит, как недоросший кабачок.
3 - виола-да-гамба
4 - виола-да-браччо

r7Ax4mPsCYo.jpg

Коллекция особого назначения Музея музыки - крупнейшая в мире государственная коллекция уникальных смычковых инструментов

l8ASTkMlKKY.jpg

Разные гитары - обратите внимание на двухгрифовую.
 
fo4_pfBeoeY.jpg

Много инструментов разных народов СССР и некоторых зарубежных стран, особенно европейских. Подписаны все оригинальные названия. Но надо понимать, что всякие термины вроде "кантеле" (финск.) и "канклес" (лит.) - это региональные названия, к примеру, того инструмента, который у нас именуется крыловидными гуслями. Принципиально уникальных инструментов в мире мало.

lTucxunYDgw.jpg

Пастушеские рога и дудки, внизу стоит коровий колокольчик

fNYvAUjyzS4.jpg

Балалайки, домры, бас (большая балалайка)

RLi13fby8Fs.jpg

Гармони и тальянки

ZynuG3zO6rw.jpg

Что-то восточное. Обратите внимание на арфу с разомкнутым контуром и конской головой (1). 2 - не доска для глажки белья, а тоже смычковый инструмент.

AANt7fCHDfU.jpg

Разные инструменты, включая большие гусли

В общем, много всего. Только арф очень мало. Хотя есть одна старинная ирландская, почти как моя по размеру и тоже зеленая.
А для чего были наушники? Для интерактивных экранов: там есть образцы звучания некоторых инструментов, хотя и не всех, которые меня интересовали.

Фото из Интернета
 
Сегодня открылся Эквирос. Место проведения - центр на Дубровке, т.к. павильоны в Сокольниках все еще заняты под резервные госпиталя.
Завтра я должна буду делать доклад на конференции кафедры коневодства, тема "Регистр лошадей-носителей аллеля Z России и стран ближнего зарубежья: результаты работы по учету лошадей за период 2017-2021 гг.". Но только в том случае, если все сложится - день предстоит непростой.
 
В пятницу сложилось почти все. Правда, на конференцию я опоздала и пришла только к чаепитию. Одна из зрителей, оказывается, ждала моего доклада, а поскольку ноутбук был свободен, я включила ей презентацию и рассказала доклад и показала фото лошадей из Регистра.

Новое место - выставочный центр Main Stage на Дубровке - очень неудобное. До него пилить и пилить по промзоне. Единственное приятное впечатление от дороги - в просвете между жилыми домами на другой стороне я увидела ассирийскую церковь Мат Марьям (Девы Марии), копию церкви в Багдаде, уничтоженной в ходе американских бомбардировок. Когда-то в Институте Св. Фомы я писала выпускную работу по этой церковной общине.
Ссылка на альбом

Все выставочное пространство заполнено ковид-диссидентами. Охрана смотрит куда-то мимо. А потом удивляются локдаунам и ограничениям. Давайте справедливо: и им после такого разрешать массовые мероприятия? Начинаю думать, что все-таки надо было купить воронью маску и ходить еще и в ней кроме двух уже надетых. Ибо memento mori.

При виде меня сотрудник ВНИИКа маску все-таки надел.

Стендов в этот раз гораздо меньше, чем обычно. Только один с медом. Фудкорт отдельно - и никакого тебе кофе в горячей песочнице, который мы с подругой обычно пили вместе. Купила только "Конный мир" за пропущенный год и один номер "Коневодства". Новых книг нет совсем. Зато были две экспозиции фотографий.

А мне теперь предстоит выдержать бой с тенью чумы. Во второй раз все сложнее, чем в первый.
 
Одна из зрителей, оказывается, ждала моего доклада, а поскольку ноутбук был свободен, я включила ей презентацию и рассказала доклад и показала фото лошадей из Регистра.
Жму руку
на другой стороне я увидела ассирийскую церковь Мат Марьям (Девы Марии), копию церкви в Багдаде, уничтоженной в ходе американских бомбардировок
Как интересно! я и не знала, что в Москве есть такое
А мне теперь предстоит выдержать бой с тенью чумы. Во второй раз все сложнее, чем в первый.
Желаю удачи в этом, как и во всём остальном
 
Спасибо.

@Сва выпустила очень интересное видео:

Очень ценно, что в самом начале она рассказывает, как познакомиться с книгой и решить, покупать или нет, как работать с аннотацией и оглавлением. В итоге я даже задумалась о приобретении некоторых книг, от которых в свое время отказалась.

В связи с этим видео такой вопрос: будут ли интересны обзоры моей конной библиотеки? У меня большая часть книг другого направления - селекция, генетика, история пород, много иностранных изданий.
 
В связи с этим видео такой вопрос: будут ли интересны обзоры моей конной библиотеки? У меня большая часть книг другого направления - селекция, генетика, история пород, много иностранных изданий.
Да, очень!! :)
 
2 - не доска для глажки белья, а тоже смычковый инструмент.
:) Вот никогда особо не интересовалась музыкальными инструментами, но Ваша миниэкскурсия неожиданно оказалась очень интересной. Сначала чуть не пролистала, потом вгляделась-вчиталась. Чего только не бывает! Спасибо, Вера.
 
Тень чумы приходит ближе к ночи.

В первый раз она пришла тихо, но ощутимо: заболели такие сочленения костей, о которых неврач даже не задумывается. Сочленения бывают подвижные, полуподвижные и неподвижные. Мысль, что могут ломить суставы и позвоночник, не кажется странной - но чтобы ломил намертво заросший шов между верхней челюстью и тем, что выше?

Во второй раз было значительно хуже. Выходные полностью выпали. Поздним вечером в пятницу температура поднялась до 38,0. Любое движение причиняло боль - и не только движение. Я сидела на кровати, и внезапно, без всякой причины, у меня подломилась спина. Ребенка пришлось отправить к родителям, и субботу я пролежала в полусне, ознобе и головной боли, которые под лекарствами стихали на какое-то время. Жар доходил до 38,4.

В субботние сумерки по церковному календарю наступило воскресенье, и тень сделала шаг назад. Поднявшись с постели, я решила замесить пасху с вареной сгущенкой, которую на неделе сын выбрал по книге. На следующий день оставалась лишь сильная слабость.

Эта болезнь поражает мозг. Никогда еще я не видела таких снов. Есть сны, отражающие повседневные заботы и переживания, но нервная система говорит о них иносказательно. Наверное, повторять то, что спрятано в извилине памяти, похожей на морского конька, - банально и неинтересно. Все знают, что опаздывать на поезд или не мочь запереть дверь - это беспокойство из-за трудно разрешимой проблемы.

Мои сны были необъяснимо буквальны. Ни переосмысления, ни даже условной обработки - ничего не вышло. То ли мозг не справился, то ли наоборот дал мне зачем-то прожить еще раз эту зиму, обменяв на нее два пропавших весенних дня.
 
Спасибо, Катя. Мне значительно лучше. Я все-таки подхватила слабый грудной кашель, из-за чего не пошла сегодня в кино - у меня может начаться приступ прямо во время сеанса. Подожду с фильмом. Но музейный день состоялся.

Съездила в Коломенское на конюшенный двор. На экскурсии я была одна. Там действующая кузница, куют узелки, розочки, иногда что-то более утилитарное. Горн, мехи, несколько наковален. Куют при посетителях - в этом и смысл живой действующей экспозиции. Оказывается, металл красного каления остывает и теряет цвет быстрее, чем я думала.

Водят на фуражный склад, в конюшню, в каретный карай. Потом отдельная, маленькая экспозиция в домике конюха - копанные в Коломенском копейки, большое седло сибирских переселенцев, казачьего типа, глиняные игрушки, валдайские колокольчики. Видеоролик, как запрягать лошадь.

Я не хотела ничего плохого. Я даже готова была пережить "соловый" от слова "солома". Но что лошадь жвачное...

- Ну как... она же жует...

Мы тоже много чего жуем, но это же не значит...

Так что в конце был разговор с экскурсоводом, вроде по ее инициативе. Я спросила, кто составляет текст экскурсии. Сотрудники музея-заповедника, а они вроде как историки и краеведы.

Я теперь не знаю, что хуже - соловая солома или жвачная лошадь. Я могу переварить факт, что они историки, у них лапки... ээ... они не знают даже приблизительно, что такое жвачное животное. Но что они с Этимологическим словарем Фасмера не дружат...

Когда-то в университетах были единые историко-филологические факультеты. В этом есть большой смысл. С одной стороны, для историка важна работа с текстовыми источниками, а как это делать, если не знаешь языка определенной страны или периода? Даже в наше время если хочешь сказать о каком-нибудь историке что-то плохое, проще всего пустить информацию, что он не знает языка страны и периода, о которых пишет. О чем с ним вообще можно при этом говорить, какой смысл дальше обсуждать его работы?
С другой стороны, филологи любой специализации изучают историю своего языка плюс латынь. Русисты, например, изучают историческую грамматику русского и отдельно старославянский. Сперва грамматика, потом разбор текста. Так одно перетекает в другое.

Соловый - солома. Не помню, чтобы в славянских языках был возможен переход [м] в [в]. Только в кельтских такое припоминаю, называется лениция. Но даже непохоже звучит для славянского уха. Всю дорогу обратно думала об этимологии - и наконец поняла, каких лошадей видели перед собой те, кто впервые назвал их соловыми. Но об этом - в свое время.
 
После того, как пыталась объяснить, что заяц не хищник (безуспешно), лошадь в качестве жвачного животного уже даже не сильно удивляет :rolleyes:

Вера, поправляйтесь. Если не секрет, чем кашель лечите?
 
Стало стыдно за историков в общем и за коломенских в частности 😳 Коломенское - можно сказать, моя "малая родина", я прожила там первый год своей жизни, прямо на территории, в доме, принадлежащем музею.
Дело тут не в "лапках", а в повальной теперешней безграмотности и необразованности, а если и образованности, то однобокой. Очень удивлена, что и эту сферу настолько затронуло.
 
Сверху