РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ МУЗЫКИ
октябрь 2020 г.
Решение о создании музея в Московской консерватории было принято в 1910 году Московским отделением Императорского Русского музыкального общества. Он был открыт в 1912 году и изначально назывался Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории. (Рубинштейн Николай Григорьевич - пианист-виртуоз и дирежёр, сооснователь Московской консерватории вместе с музыковедом и меценатом князем Николаем Петровичем Трубецким.) В первой экспозиции демонстрировались личные вещи Н.Г. Рубинштейна, музыкальные инструменты, рукописи, документы из собрания Московской консерватории.
В 1939 году в собрание поступили экспонаты со Всесоюзной выставки музыкальных инструментов народов СССР; сейчас они составляют часть постоянной экспозиции Музея, которую я и ходила смотреть.
В 1954 году Музей переименован в Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
С удивлением узнала, что в 1964 году он переехал в палаты бояр Троекуровых - памятник архитектуры XVII века. О них мало знают, они зажаты между старым и новым корпусами Государственной Думы. Увидеть их можно, либо приближаясь к заднему подъезду Думы по Георгиевскому переулку от м. Театральная (через шлагбаум - близко не подойдешь, это режимный объект), либо через окно перехода между корпусами.
Вот так примерно сверху я их рассматривала, хотя переход виден справа, а это снимок сделан из окна нового здания. И тогда палаты были покрашены в светло-зеленоватый цвет.
В нынешнее здание на ул. Фадеева Музей музыки переехал в 1981 году. Кроме него есть еще несколько филиалов в Москве - музеи-квартиры и усадьбы певцов и композиторов. Новое название , которое вы видите в заглавии поста, дано Музею в 2018 году.
Сейчас в Музее ведется научно-исследовательская работа, проводится экспертиза инструментов, сдаются в аренду раритетные инструменты из коллекции, проходят концерты. Есть свой орган - старейший в России орган немецкого мастера Фридриха Ладегаста, построен в 1868 году.
Коль скоро речь зашла об инструментах, поясню, что здесь вы видите два мануала и педальную клавиатуру. У каждого органа есть технические характеристики, которые выражаются определенной формулой, способной многое сказать только профессионалу. Регистров, скорее всего, больше трех, и они включаются в том числе и клапанами сбоку от мануалов.
Итак, я пошла смотреть экспозицию музыкальных инструментов. На входе мне выдали наушники, а в зал запускали с предосторожностями, будто на режимный объект: один охранник провел меня мимо фойе, где шла лекция, по рации сообщив в зал, что идет аж целый один посетитель.
У входа в зал встречают современные инструменты, например, огромная ударная установка:
Несколько электронных инструментов, среди которых главный - терменвокс:
Изобретен в 1920 году в Петрограде Л.С. Терменом. Конкретно этот экземпляр создан самим изобретателем. У него две антенны, смотрящие вверх и в сторону. Остальное покажет сам Термен:
Можно сказать, что инструмент прижился среди небольшого числа ценителей. Есть школа обучения игре на нем, в ней преподает правнук создателя.
Музыкальный ящик с матрицей мелодии, записанной на диске
Музыкальные чудеса:
1 - диск для музыкального ящика
2 - часы с музыкальным боем (есть два типа боя - английский и французский, какой здесь, не сказано)
3 - музыкальная пивная кружка. В диснеевской "Белоснежке" есть эпизод, когда белки и бурундуки наводят чистоту у гномов, случайно активируют такую кружку и сильно пугаются. Специально посмотрела: кружка 1920-х годов, а мультфильм 1936.
4 - музыкальный ящик с диском поменьше
5 - музыкальное зеркало - даже не предполагаю, как его активировать
6 - шарманка
7 - музыкальная сигаретница
Разных типов фортепиано, рояль с вертикальным расположением струн. На переднем плане спинет - клавир с диагональным расположением струн. Был популярен в XVII веке.
Справа тот же самый спинет, слева двухмануальный рояль. Все это на фоне экспозиции медных духовых.
Уже приближаясь к экспонату, я узнала по отделке страну и период:
Это вёрджинел XVI века, произведенный во Фландрии. На выставке ДПИ "Богов античных дивные черты" я уже видела подобные по отделке изделия. Здесь перламутром выложены сцены Страстей Христовых, на дверцах евангелисты.
Вёрджинел был очень популярным клавиром в XVI-XVII веках. Елизавета I Английская очень хорошо на нем играла, но только для себя. Клавиши очень узкие. Сам инструмент без ножек, его можно ставить на любой стол.
Энгармонический рояль сделан по заказу писателя В.Ф. Одоевского, автора "Городка в табакерке". Кроме всего прочего он был еще и композитором и органистом. Промежуточные клавиши двойные - здесь видно, что они разделены на коричневую и черную части. Ничего не сказано о строе инструмента. Смысл в том, что Одоевский хотел играть русские народные песни, строй которых отличается от европейского равномерно темперированного.
Колесная лира: надо крутить ручку и зажимать клапаны. Такой инструмент есть у многих европейских народов включая славян.
Барочные инструменты:
1 - вёрджинел
2 - пошетта - маленькая скрипка. Рядом с другими инструментами того же семейства выглядит, как недоросший кабачок.
3 - виола-да-гамба
4 - виола-да-браччо
Коллекция особого назначения Музея музыки - крупнейшая в мире государственная коллекция уникальных смычковых инструментов
Разные гитары - обратите внимание на двухгрифовую.