Месяц Марса
Когда-то я уже писала
о римских богах, образы которых трудны для понимания современным человеком. Наш разум уже , можно сказать, замутнен более поздними наслоениями - эллинизмом, параллелями с греческим пантеоном, переосмыслением римского пантеона в эпохи барокко и классицизма. Этот пост - продолжение темы.
Именно с марта у римлян начинался календарный год. Март получил свое название в честь Марса - бога, которого мы привыкли считать богом войны.
Это и так, и не так. Изначально Марс считался богом весенних всходов, так как римский календарь и римская религия вообще есть по сути поклонение аграрному миру. Ему были посвящены конь, бык, волк и дятел (из-за красного цвета?). В Риме его храм был сооружен на Марсовом поле за пределами городских стен, там же собирались вооруженные граждане перед военным походом. Марсово поле, в честь римского, есть также в Париже и Санкт-Петербурге.
Скорее всего, изначально Марс был у римлян богом-хранителем общины, а все остальные его функции были производными.
Первый день каждого месяца назывался
календы. На календы марта (1 марта ) выпадал праздник
матроналий, его проводили матроны - замужние римлянки, состоящие в браке cum manu, с полной передачей приданого семье мужа. Матроналии были посвящены Юноне Луцине, покровительнице деторождения.
10 марта -
праздник Венеры, богини не любви, как считали в последующие эпохи, а садов и, по-современному, плодоовощеводства. Ее также называют "Венера конная", что указывает на ее архаичность и связь с плодородием.
14 марта -
эквирии Марса, колесничные гонки. Конь из победившей колесницы приносился в жертву Марсу, его кровь считалась священной.
15 марта - мартовские иды. Идами называлась середина месяца, и в марте на это число выпадал
праздник богини Анны Перенны. К еврейскому имени Анна она не имеет отношения, это случайное созвучие. Имя богини происходит от "annus perennis" - вечно длящийся год. Она считалась богиней наступающего года.
Именно в этот день заговорщики убили императора Гая Юлия Цезаря, поэтому в последующие эпохи словосочетание "мартовские иды" отсылает именно к этому событию, как, например, название романа американского писателя Торнтона Уайлдера.
На 16-17 марта приходятся знаменитые
вакханалии - праздник бога Бахуса с мистериями. Традиция этих мистерий пришла из Греции.
17 марта -
либералии, праздник бога Либера и иногда его условной супруги Либеры. Условной, потому что, повторюсь, римские боги - не персонажи со своими характерами и биографиями, а абстракции. Это тоже боги виноградарства и виноделия, как Бахус, поэтому даты праздников практически совпадают - но боги уже свои, римские, древние италийские божества. Изначально просто боги плодородия. Жрицы продавали медовые пирожки, юноши в этот день получали тогу по случаю совершеннолетия.
19-23 марта -
квинкватрии ("quinque" - "пять", т.е. пятый день после ид), праздник Марса и Минервы, день ремесленников. Минерва - древняя этрусская богиня, отвечавшая за ремесла, родовспоможение, медицину и оборону города. В этот праздник ученики освобождались от занятий и вносили плату за обучение, позднее также проходили гладиаторские бои.
30 марта -
день Салюс, или Салуты, богини здоровья, позднее покровительницы императорской фамилии. Если что, латинское слово "salus" женского рода.
Такой насыщенный римский месяц. Все самые важные для римской общины боги во главе с Марсом. Сейчас, когда там, где уже должна начаться посевная, идут бои, мне кажется особенно важным напомнить о двойственном характере этого бога.
...Только вчера поняла еще одну причину, почему меня вдруг потянуло на римский календарь и римские верования. Потому что Третий Рим.