Немного истории пополам с искусствоведением. В онлайн-школе рисования в курсе истории искусств было задание сравнить два памятника, египетский и месопотамский. Я взяла памятники на конную тему, поэтому размещаю свой анализ здесь.
Двуречье
Боевая колесница, фрагмент барельефа, изображающего военную кампанию против Элама, Ниневия
Ок. 650 г. до н.э.
Пергамский музей, Берлин
Известняк (?)
Художественные особенности
Трактовка сложная, исполнение каноничное: воины и лошадь изображены в профиль.
Почерк художника графичный. На лошади, колеснице и воинах можно различить мелкие детали.
Египет
Контррельеф боевой колесницы на северо-западной внешней стене храма Сети I, посвященного семи богам, Абидос
XIX династия, правление Сети I (1290-1279 гг. до н.э.), храм закончен при сыне Сети Рамсесе II (1279-1213 гг. до н.э.)
Рельеф вырезан на блоках известняка
Художественные особенности
Упрощенная трактовка (видимо, во многом обусловленная материалом, в котором трудно вырезать мелкие детали), изображение колесницы и находящихся в ней воинов каноничное: все изображены в профиль, лошади - в прыжке.
Композиция упрощенная: заднего плана нет, впереди и вверху видны еще колесницы (компоновка объектов как на детском рисунке), сзади к описываемой колеснице пытается пристроиться еще какой-то человек. Что именно он делает, не ясно, так как его фигура попадает на край известнякового блока, который сколот. Голова и верхняя часть туловища этого человека утрачены.
Почерк художника очень графичный. Глубоко вырезан внешний контур лошадей, человеческих фигур, щита в руке одного из воинов и передка колесницы. Остальные контуры не столь глубоки. Некоторые детали внутри контура еле-еле прорисованы, на фото их трудно разглядеть.
Сходства двух произведений
Оба произведения изображают боевую колесницу - самый сильный род войск на Древнем Востоке. Несмотря на столь разные манеры, в которых выполнены изображения,можно заметить, что передки обеих колесниц прикрыты броней. На обоих изображениях у лошадей подвязаны хвосты.
Оба произведения выполнены в виде рельефа.
Обе колесницы едут направо, схожа и сцена: воины едут, подняв щиты, египетский возница замахивается правой рукой (возможно, в ней кнут - скол блока не дает возможности разглядеть), один ассирийский воин натягивает тетиву лука. То есть колесницы движутся, скорее всего, навстречу врагу на поле боя.
Различия двух произведений
Если в египетской колеснице почти три человека (возница, воин со щитом и третий, пытающийся, по-моему, запрыгнуть в нее сзади на ходу), то в ассирийской колеснице их четыре (возница, лучник и воины со щитами).
Египетское изображение более условное: мы видим у воинов только характерные египетские прически, трудно сказать, чтобы у них были шлемы. Броня на теле если и прорисована, то, наверное, очень слабыми линиями, которых на фото почти не видно. Ассирийцы же в высоких шлемах, можно заметить, что их броня неоднородна - возможно, она состоит из отдельных пластинок. Можно заметить, что на заднем бортике колесницы что-то висит. Ассирийское колесо с очень толстым ободом, массивное, в то время как египетское на тонком ободе, легкое. Это различие - отражение реалий, различия в моделях колесниц.
Ассирийская колесница запряжена парой, но понять это можно, только присмотревшись к деталям: четко прорисованы две пары вожжей, есть дышло. Лошади запряжены при помощи ярма, что неудобно, однако шорка появится в Китае только в IV веке до н.э., хомут - в III веке до н.э. в Китае, а в Европе - только в IX веке н.э. Ассирийские лошади также покрыты большим чепраком. Сложно разглядеть в таком маленьком формате, но железо во рту лошадей, кажется, со "щечками" (вертикальные рычаги поперек линии рта). Головы лошадей украшены султанчиками. Оголовье простое, но прорисовано тщательно. На шее какие-то ошейники - такие можно видеть в традиционном конском уборе у туркмен.
Амуниция у египетских лошадей очень условная, но можно разглядеть дышло, ярмо, подобие вожжей и условное оголовье. По количеству ног, однако, легче догадаться, что лошадей две.
Египетские лошади изображены в эффектной позе, которую можно часто видеть в произведениях египетского искусства, но на самом деле лошадь ее никогда не принимает. Автор изобразил египетскую колесницу как род войск, которому свойственна стремительность перемещения и легкость.
Ассирийские лошади всеми ногами стоят на земле. Наверное, колесница все-таки движется, но в таком изображении все же больше реализма. Здесь подчеркивается массивность, тяжесть колесницы с конями и воинами. В целом впечатление войска на марше.
Египетский рельеф изображает условное представление о легкой, стремительной, идеализированной колеснице, но в то же время схвачен бытовой момент, когда воин на ходу запрыгивает в разгоняющуюся колесницу.
Ассирийский рельеф в целом более реалистичен, и детализацией, и позой лошадей, но это собирательный образ колесницы во время военной кампании. Автор не ставил перед собой задачу поймать момент.
Ваш взгляд на художественные особенности обоих произведений
Я выбрала для сравнения эти памятники, так как в прошлом году в издательстве "Ломоносовъ" вышла моя научно-популярная книга "История лошади в истории человечества". Она посвящена роли лошади в мировой истории.
И для египтян, и для ассирийцев лошадь не была изначально своим животным. В Египет лошади попали только после нашествия гиксосов в середине 2-го тыс. лет. до н.э., в Месопотамии - в 3-м тыс. лет. до н.э. с плоскогорий Ирана. Однако оба государства смогли создать сильные колесничные войска, а Ассирийцы также создали и первую в мире конницу.
Этот анализ заинтересовал меня прежде всего с точки зрения породы лошадей. Современного понятия породы тогда не было, оно появится лишь в XVIII веке н.э. в Европе.
Обе лошади восточного типа, но достаточно массивные - у египетской это заметно, если принимать во внимание только голову и шею. Шеи с высоким выходом. Обе лошади длинных линий, стайеры. Странно, что у ассирийских такие длинные зацепы копыт, это ненормально. Но они имеют тот же угол, что и наклон бабок, так что не криминально. Возможно, это тоже некая условность, для красоты. Подковы появятся только в раннесредневековой Европе.