Английская культура. За пределами топиков
Переходя на британскую кухню, я решила для себя, что одного лишь знакомства с рецептами мне мало. Помните мой тезис о смысле еды? Чтобы его постичь, нужно обладать определенным багажом знаний, который поможет, смею надеяться, приблизиться к истине.
Англичане - незаурядная нация. Роль их в мировом историческом процессе велика, как хорошая, так и плохая. Для меня лично они всегда были на особенном месте. Я закончила т.н. английскую школу - школу с углубленным изучением английского. Уж текстов-то всяких я поначиталась об английской культуре... С 5-го класса у нас каждый год были экзамены по английскому в форме известного "speak on the topic". Что там надо? London is the capital of Great Britain.... и далее в таком духе по текстам, с ответами на заковыристые вопросы, требующие творческого подхода. В студенческие годы я закончила курсы переводчиков с английского, там тоже было много всего интересного.
Конечно, все это я вспоминала, когда штудировала первое издание по своей теме - путеводитель по британской и ирландской кухне. И чувствовала, что все равно чего-то не хватает.
Более чем за год я успела узнать много разного. Утомлять вас потоками информации не буду, выделю лишь самое, на мой взгляд, интересное. То, чего об английской культуре, как правило, не пишут в тех самых топиках. Список интересного может показаться вам странным. Он субъективен и не претендует на полноту описания английской культуры. Но надеюсь, что смогу поведать вам что-то новое.
1. Сады.
Все слышали наверняка, что для англичанина "мой дом - моя крепость". Но возле дома еще должен быть сад. Маленький, но свой. Без сада плохо. Для викторианского дома сад обязателен.
Англичане выработали особый стиль обустройства садов, английский, он же пейзажный. Такой сад или парк лишен симметрии, деревьям или кустарникам придается форма, близкая к естественной. Цветы высаживаются купами. Густые заросли, перекрывающие вид то здесь, то там, приветствуются. Таким образом на небольшом участке можно создать сложное пространство, многомерное, как кембриджская математика.
2. Ботаническая иллюстрация.
Строго говоря, это не искусство. Искусство начинается там, где у каждого автора можно различить индивидуальную манеру, в данном случае рисунка. Ботаническая иллюстрация - это ремесло, в котором не место самовыражению. Классическая ботаническая иллюстрация выполняется акварелью по определенным правилам (иногда все или часть изображения может быть выполнена тушевым контуром, без цветной заливки), с учетом пропорций растения, нередко с сечениями цветков и плодов, желательно с натуры. Вариант - рисунок гуашью по пергаментной бумаге. На выходе получается иллюстрация для учебника. Задача ее - дать информацию об облике растения, а не поразить и не передать впечатление художника от увиденного.
Ботаническая иллюстрация зародилась в те времена, когда европейцы стали активно интересоваться естественными науками. Это было в дофотографическую эпоху, поэтому учиться рисовать приходилось всем натуралистам, и серьезным, и любителям. Важно, что растения в процессе рисования могут увянуть, но они не бегают. Поэтому ботаническим рисованием занимались очень многие, включая девушек из высших сословий, расширявших свой кругозор. Здесь как в спорте высших достижений: для того, чтобы в момент времени созрело несколько профессиональных художников, должна быть среда из множества художников-любителей. Подозреваю, по этой причине именно вокруг ботанических объектов сложилась столь богатая традиция научной иллюстрации - зверей и ящериц прытких любители рисовали реже, поэтому с зоологической иллюстрацией ситуация иная.
https://pp.userapi.com/c844520/v844520233/1672ff/2sKDIrFzDaY.jpg
Великобритания не единственная страна, где традиция ботанической иллюстрации формировалась, бытовала и продолжает существовать - есть союзы художников-ботаников в США, Германии, Испании, объединяющие очень серьезных мастеров. Но именно в Великобритании, как мне показалось, сосредоточено самое большое число подобных организаций (the Society of Botanical Artists, the South West Society of Botanical Artists и другие), и они стараются хранить традиции, не допуская новаторства. Некоторые художники работают в штате ботанических садов, например Кью и Челси. (Понятно, что этот элемент английской культуры базируется на любви к садоводству.) Есть специальные курсы ботанической иллюстрации, издаются журналы и книги, раскраски для желающих приобщиться к традиции, проводятся конкурсы среди художников.
На русском языке издана книга Кристабель Кинг "Ботаническая иллюстрация. Руководство по рисованию от Королевских ботанических садов Кью", рекомендую.
У меня собралась небольшая коллекция тематических книг. Освоить это ремесло у меня не получилось - мне не дается кропотливый ручной труд. Так что теперь просто периодически рассматриваю картинки.
3. Кухня.
О британской кухне я уже писала, и не раз - повторю и теперь, потому что в топиках пишут (мне попадалось), что это очень бесцветная, безвкусная еда. Нет. Если вы так думаете, вы просто не знаете британской кухни.
Я чувствую, обоняю, вижу ее. Я завоевываю ее блюдо за блюдом, как завоевывают территорию. Она заняла мою голову и неловкие руки, поставила на ноги возле плиты и помогла поверить в себя. Я могу говорить о ней бесконечно, но сейчас это не нужно, поэтому лучше дам ссылки на посты, которые писала раньше:
Принципы британской кухни
Про английский и шотландский завтрак
Про кекс
4. Женщины-писательницы.
Тема, лично для меня такая... ну, вы понимаете. Женщины-писательницы, конечно, были во всех европейских странах, но именно в Великобритании к ним в целом было очень толерантное отношение. (Собственно, именно эта страна является родиной феминизма как движения.) Результат - целая плеяда сильных писательниц, какой, пожалуй, другие страны похвастаться не могут. Постараюсь назвать самых известных.
Анна Радклиф (1764 - 1823), королева готического романа. Ее произведения получили известность и в других странах, но сейчас их издают редко. Я читала роман "Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в черное". Готическая литература для современного читателя, пожалуй, слишком специфична, чтобы мы могли воспринимать ее так же, как читатели-современники.
Мэри Шелли (1797 - 1851), представительница литературы романтизма, вторая жена поэта-романтика Перси Биши Шелли. Самое знаменитое произведение - "Франкенштейн, или Современный Прометей".
Джейн Остин (1775 - 1818) - выдающийся писатель, сочетавший в своем творчестве традиции сентиментализма, романтизма и готики. Оказала серьезное влияние на становление реализма. Писателей такого уровня вообще мало. Читаешь-читаешь, вроде ничего особенного не происходит - а потом оглядываешься и понимаешь, что время за чтением провел не зря. У нас изданы "Гордость и предубеждение", "Разум и чувства", "Доводы рассудка", "Эмма", "Мэнсфилд-парк", "Нортенгерское аббатство".
Сестры Бронте: из пяти сестер в качестве писательниц прославились три -
Шарлотта (1816 - 1855),
Эмили (1818 - 1848) и
Энн (1820 - 1849). В этой семье интересно проходит разделение между разными литературными направлениями: Шарлотта и Эмили принадлежат к романтикам, их произведения имеют элементы готики, а Энн - представитель реализма.
Из романов Эмили Бронте очень известен "Грозовой перевал". Шарлотта Бронте кроме "Джейн Эйр" написала также "Шерли", "Учитель" и "Городок". Перу Энн Бронте принадлежат романы "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайдфелл-Холла".
Джордж Элиот (1818 - 1880) - псевдоним Мэри Энн Эванс. Я читала только "Сайлес Марнер", но на русском изданы и другие романы.
Элизабет Гаскелл (1810 - 1865), наверное, не самое первое имя, которое придет в голову, когда перечисляешь английских писательниц, но в наш перечень ее стоит добавить. У нас издано около десятка ее романов, я пока читала только "Руфь". Вроде бы прямолинейное повествование по провокационной для своего времени теме - истории матери-одиночки, - вроде бы закономерно появляются добрые самаритяне-диссентеры, готовые помочь и рассуждающие предсказуемо для той роли, которую им предстояло сыграть в тексте... А нет, смотрю, мастерски повернут сюжет здесь, неожиданно раскрыт вот этот характер... Хочу продолжить знакомство с этим автором.
Вирджиния Вулф (1882 - 1941) - один из самых значительных представителей литературы модернизма. Увы, я пока не читала ничего из ее произведений, но планирую восполнить этот пробел.
продолжение следует