Pion-piolun написал(а):
Ничего подобного, партия обязанности родителей не выполняла. Просто программа была рассчитана на возможность САМОСТОЯТЕЛЬНОГО изучения с учётом возраста ребёнка. И учителя своим делом занимались, предмет детям разжёвывали, а не отчёты писали и не галочки за мероприятия и родительские поделки зарабатывали.
Идеологической составляющей в программе и сейчас - хоть отбавляй. Не в ней дело.
Думаю, дело не столько в программе, сколько в учебниках и учителях. Я помню, у нас был экспериментальный букварь, я в нем не понимала ни бум-бум. Но читать научилась и без него. Учитель не заморачивался именно на этом букваре. Ей было важно научить. У нас было не менее 2-х уроков физкультуры и еще ритмика в начальной школе. При этом количество уроков было 3-максимум 4. И ничего, как-то научились читать и писать.
Мне в школе никто ничего не разжевывал. Помню, что в 6-м классе наша математичка часто болела, и иногда ее заменяли уборщицей. Она просто сидела и следила, чтобы мы не разбежались. Но, опять-таки, на меня это никак не повлияло. Потом мы прошли логарифмы галопом по европам, и у меня было по жизни чувство, что я что-то не дорешала, не дочитала. Но это никого не волновало.
Физика в школе у нас была нулевая. Задачи мы практически не решали. Я ходила на курсы технического вуза с огромным интересом - узнала, что такое механика, и много других вещей о физике. В школе были только опыты и вода в учебнике. Максимум, из формул в наше время, I=U/R, что, по большому счету, вообще не соответствует действительности (про интегралы с ЭДС по замкнутому контуру речи не велось, это осталось за кадром) и закон Ома вообще не о том. Про переменный ток и его сочетание с постоянным - ни гугу. Не знаю, как это можно было называть физикой. Хорошо было только с оптикой и еще по пальцам можно перечислить, с чем.
Но были четкие критерии. Ты мог взять сборник задач для поступающих в вуз (он переиздавался еще со времен окончания школы моего отца - один и тот же, для всех), прорешать его, и убедиться, что у тебя все ОК с математикой. Если не ОК, сиди и разбирайся. Что каждый, кто хотел, и делал. Все объяснения были в учебнике. Я пропустила в школе почти месяц из-за кори, в году пропускала месяца два из-за ангин и отитов. И ничего страшного в этом вообще не было. Есть учебник, в нем есть задачи.
То же было в институте. 6 лабораторных работ в неделю по разным предметам. Поток разбит на пары, кому-то достается тема, которую будут проходить в конце семестра, но если ты не получишь допуск к оборудованию (не расскажешь теорию, не расскажешь, как работает прибор, что хочешь получить в итоге работы, не решишь пару задач на допуск - не получишь допуск. Нет допуска, нет работы. Нет работы - нет следующего допуска. К концу семестра записаться на оборудование и к преподавателям попасть за допуском - не реально. Значит, не зачет. По двум предметам не зачет - идешь в армию или работать. Поэтому все запасались учебниками за неделю до учебного года (а то потом не достанутся нужные), и ничего не сдашь. Вот в таком режиме самостоятельной работы - пять лет. Лекции - уже как дополнение. Когда их читают, ты уже все это сам прошел. Первый месяц семестра все уезжали на картошку - а учебный план никто не отменял. Проходили его самостоятельно. Единственное, если на экзамене попадалась тема из картошечного времени, если преподаватель тебя на картошке помнил, то мог кое-что простить. У меня так пролетела половина теории вероятностей.
Курсовая работа - тебе по жребию достается тип транзистора, на котором надо построить прибор. Иди и ищи японские непереведенные книжки, где есть таблицы и графики с его техническими данными в читальный зал. Перелопать кучу книжек, пока не поймешь, что такого нет. Тогда преподаватель тебе, наконец, скажет, что у него есть вот такой-то аналог, тоже японский. Тогда уже часа через два его найдешь и на кальку срисуешь. Никакого интернета тогда не было, компьтеров тоже, вся информация только в читальном зале.
Не знаю, зачем при такой системе обучения нужно было мудрствовать с проектами, все уже было еще в 80-х годах. Все мое обучение в техническом вузе - это на 80% самостоятельная работа.