о школе... поговорим?

  • Автор темы Автор темы regeron
  • Дата начала Дата начала
Вы описываете математически одаренных. Но на самом деле математика нужна на большом числе специальностей как для поступления, так и для дальнейшей учебы и работы. И далеко не все эти места заняты прирожденными математиками
Там, где не нужны таланты - как раз достаточно просто склонности к математике + подтянуть пробелы при помощи доступной информации.
А вот там, где нужно сотню раз прорешать задачи, чтобы понять, как они решаются - это как раз не про математику вообще.

Давайте с математики ) я вот не понимала химию. Мне вот эти цепочки - темный лес. Мне нужно было перед экзаменом прорешать кучу задач с проверкой - чтобы хоть как-то его сдать. Вот с такими буковками, вот с сякими буковками, а вот если так вопрос стоит, а если наоборот - короче, видите, до сих пор ничего не понимаю.
Но к экзаменам по математике (у нас была алгебра и геометрия) я вообще ничего не решала, не разбирала и не парилась. Потому что я просто понимала, как это решать. Всё. Оно логичное для меня было. А вот химия - до сих пор не логичная.

Но я и не пошла туда, где нужна профильная химия, и не пошла туда, где нужна математика (потому что я хоть ее и понимала, но не нравилась она мне).
Так что я правда не понимаю, зачем тянуть сову на глобус и пихать ребенка в те сферы, которые не идут даже при наличии спецкурсов и репетиторов.
 
Вы описываете математически одаренных. Но на самом деле математика нужна на большом числе специальностей как для поступления, так и для дальнейшей учебы и работы. И далеко не все эти места заняты прирожденными математиками - таких просто на все эти специальности не хватит.

Именно так. Что в маркетинге, что в радиосвязи без математики никуда. Причем это всегда было критерием отбора на топовые (= самые интересные) факультеты. И без неё там нечего делать, поступив. Два года мат.анализа как минимум.

Если у тебя прекрасно с математикой, у тебя в руках рычаг или волшебная палочка, ты выбираешь, куда пойти сам. А не ищешь, куда тебя могут взять по остаточному принципу, - по типу психолог, менеджер в туризме или кто-то подобный.

А тем более, сейчас даже экономист без программирования доживает последние годы. А программист без математики так себе программист. И у меня ребенок точно не гуманитарий, от слова совсем, с удовольствием на тинькове занимается математикой.

Честно говоря, без математики и Леонардо не был бы Леонардо. Она основа основ любого образования. Как и языки, без которых во многих специальностях делать нечего, так как это язык большинства публикаций и проф.сертификаций.
 
Про вузы... Из хороших вузов могут выходить плохие специалисты, из слабых вузов - хорошие. Престижный вуз не гарантирует ничего. Особенно если в него со скрипом пролезли.
С первым согласна, со вторым сложно поверить. Приведите какой-нибудь пример, как это произойдет? На каких специальностях? Да и по некоторым специальностям всего несколько ВУЗов, а желающих много, от этого и конкуренция.

Престижный и хороший - это разные вещи. Часто престижным считается тот, где не так сложно учиться. Хороший ВУЗ должен дать хорошую широкую базу знаний, после которой не будет проблем с трудоустррйством, т.е. студент будет выбирать, куда пойти, его будут залавливать, а не работодатель.
То же и со школой, она должна давать хорошую базу для поступления, а не отнимать время. Зачем учиться с 8 до 14 каждый день, если потом надо учиться где-то еще, чтобы сдать и поступить? Конеяно, есть экстернаты и платформы, там получишь образование почти советского уровня, может быть даже экстерном, но уже не бесплатно.

Сейчас в школе такая система, что она одна не может дать базу для поступления на бюджет в хороший ВУЗ. Просто потому, что на ЕГЭ спрашивают не то, что преподают. В мое время была справедливая система 7 выпускных экзаменов исключительно по школьной программе, это было логично. Плюс три вступительных по ней же. Сейчас я этого у нас не наблюдаю.
 
При этом ее сверстники в московских школах уже 3 года занимаются ими на уроках.
Не занимаются. У меня сын отучился 5 классов в московской школе в классе, который типа профильно-математический, сейчас 6 класс учится удаленно там же. Не было у них графов ни в 5, ни в 6. И даже теории множеств не было.
Но когда эти множества ему понадобились в венгерской школе, мы нашли материал в интернете и изучили вместе.
Я не понимаю, в чем проблема найти материал по графам и изучить, если они так нужны. Хоть в 5, хоть в 6, хоть в 7 классе…
 
Хороший ВУЗ должен дать хорошую широкую базу знаний, после которой не будет проблем с трудоустррйством, т.е. студент будет выбирать, куда пойти, его будут залавливать, а не работодатель.
То же и со школой, она должна давать хорошую базу для поступления, а не отнимать время. Зачем учиться с 8 до 14 каждый день, если потом надо учиться где-то еще, чтобы сдать и поступить?
Понимаете, мы о разном ) вы о том, что кто-то должен что-то дать, я о том, что всё можно взять - было бы желание. И что сейчас вот это самое "взять" в десятки раз проще, чем лет 10-15 назад.
"Отнимать время" - это когда ребенок сидит на уроках, всё по школьной программе знает, учится на пятерки не напрягаясь.

Или вот универ. У нас поток - 20 человек. Специалитет. У одних уже с 3-4-го курса есть предложения по работе, они выйдут востребованными специалистами, а другие выйдут с дипломом, который можно на стенку повесить. А дают им одинаково. Или возьмем другое направление - там бакалавриат и магистратура. Юриспруденция. Одни студенты уже в молодежном парламенте, кадровом резерве, выступают на Ассамблеях МПА СНГ, а другим светит максимум место какого-нибудь помощника нотариуса. Думаете, им по-разному дают знания? Неа, одинаково дают.

Я вижу систему изнутри. Огромное количество возможностей.

Я не понимаю, в чем проблема найти материал по графам и изучить, если они так нужны. Хоть в 5, хоть в 6, хоть в 7 классе…
Вот и я не понимаю.
 
Но когда эти множества ему понадобились в венгерской школе, мы нашли материал в интернете и изучили вместе.
Я не понимаю, в чем проблема найти материал по графам и изучить, если они так нужны. Хоть в 5, хоть в 6, хоть в 7 классе…
Изучили вместе с кем? Речь шла о самостоятельном поиске и изучении. Ребенок сам понял, что ему нужно искать, сам нашел и изучил, или всё-таки вместе с кем-то нужно учиться?

Рада, что у нас сейчас столько возможностей, что почти все, кроме меня, могут всё изучить с нуля и начать после этого решать задачи без отработки через ДЗ. Значит, в стране не всё потеряно!

Я вот только не понимаю алгоритм изучения тех тем, о которых ты не знаешь. На задачах этого типа не написано, что для их решения надо пройти графы. Просто начинает попадаться тип нерешаемых задач. С виду это обычная задача, где чего-то хотят, при этом слова в условии отдельно понятны, но не понятно, что хотят, и вообще что делать. Алгоритм действий с нерешаемой задачей вы какой предлагаете (без репетиторов и платных программ по математике, где изучают то, что нужно)?

Спросить у учителя не вариант, в её ВУЗе их тоже не было, да они в школе раньше никогда особо и не требовались, насколько я понимаю. Как я узнала, что область задач, которые мы не понимали, это графы? На платном курсе по математике. Если были какие-то другие варианты, буду рада их узнать. Точно также мы узнали, что еще в других программах проходят четность и делимость (это не то, что под этим понимают в обычном смысле, это такие темы и типы заданий на них). Я узнала, как это называется из тем курса и смогла найти их в учебнике Киселёва. Хотя темы и старые, оказалось, что в нашей текущей программе из не было, но в ВПР они были. И еще в ВПР есть задания про кредиты и займы под проценты. Можно тоже изучить на досуге, что это слово значит, кто кому дает, кто берет, как это работает, и что это не бесплатно, а под проценты (детям это не очевидно). Всё можно изучить. И так по каждому предмету. Но нужно ли? Не должна ли система спрашивать ровно столько, сколько сначала должна дать, или хотя бы где-то темы обозначить? А то учат, считая лимоны и ящики, а проверяют, как ты понимаешь процентный займ или экономию на покупке.
 
Не в тему математики. Интересно стало, как правильно заполнять бланки ответов. То, что нужно делать в ответах по русскому, меня просто взбесило. В одном из заданий ответы нужно вписывать как хэштеги, причем там ещё нюансы (союз не пишем, частицу пишем)
Screenshot_2024-03-14-22-21-08-392_com.android.chrome.png
просто нет слов. Это же не информатика, а русский язык. Я понимаю, что ответы проверяет компьютер, поэтому ему должно быть понятно, но..
 
Изучили вместе с кем?
Я с ребёнком. Изучал он, я-то и так знала, но я объясняла/рисовала ему на листочке то, что он не понял после прочтения темы.
Я не бросаю ребёнка один на один с нерешаемыми задачами, потому что на данном этапе мне важнее не знание теории множеств, а чтобы он твердо усвоил, что если вдруг в жизни трудности (в частности, если на уроках преподают совершенно неведомую хрень на неведомом языке, которого он не понимает), он всегда может прийти ко мне и мы вместе проблему решим.

Алгоритм действий с нерешаемой задачей вы какой предлагаете
1. Попробовать решать известными методами или изобрести свой. Например, некоторые задачи на те же графы можно решить другим способом. Или нарисовать картинку - совсем необязательно знать слово "граф", чтоб нарисовать чертеж в виде графа к типичным задачам про мосты или маршруты. Или ещё как-нибудь творчески решить, олимпиады - это не экзамен, они не про проверку знаний, а про проверку соображалки.
2. Погуглить, прям буквально забить в гугл формулировку задачи и найти, как такое решать
3. Спросить у вас, как такие задачи решать (вы ж не зря штаны в школе просиживали и на олимпиады ходили? Можете же если не объяснить решение, то сказать "это решается графами, гугли дальше сама, что такое графы"?)
4. Спросить у учителя (если учитель математики не может посмотреть на задачу и сказать "это решается графами, гуглите дальше графы" - на мыло такого учителя).
5. Спросить у родственников, друзей, знакомых, если среди них есть учителя математики.
6. Задать вопрос в интернетиках или попросить вас задать вопрос в интернетиках, если в п. 3 вы не смогли помочь
А дальше копать глубже в известном направлении.

Тех же графов в ВПР нет, это олимпиадные задачи, то есть дополнительный материал. Если вы хотите натаскивать ребёнка на олимпиады, то допматериал надо изучать вне программы самостоятельно.
Сейчас это максимально просто. Когда я училась (и участвовала в олимпиадах, которые мне в жизни никак, ничем и ни разу не пригодились), приходилось это в библиотеке по книжкам изучать. И то, узнавали, что искать, и искали, и находили.

Не должна ли система спрашивать ровно столько, сколько сначала должна дать, или хотя бы где-то темы обозначить?
Должна, конечно. В идеальном мире. А мы живём не в идеальном мире и у нас вот так. Мир и школьную программу вы изменить не можете, придётся либо страдать, либо приспосабливаться.
Школьная программа рассчитана на базовые знания, а не на олимпиады, к ним и в московских школах на уроках не готовят. Вот когда в ВПР появляется то, чего нет в учебнике - тут я ваше негодование разделяю. Но вместо того, чтоб с ветряными мельницами бороться, я просто возьму и сыну объясню эту тему, оно проще и смысла больше будет.
 
Последнее редактирование:
4. Спросить у учителя (если учитель математики не может посмотреть на задачу и сказать "это решается графами, гуглите дальше графы" - на мыло такого учителя).
А что вы вкладываете в понятие "учителя на мыло"? Что с ним планируется сделать?
 
А что вы вкладываете в понятие "учителя на мыло"? Что с ним планируется сделать?
"Судью на мыло!" - популярный возглас футбольных болельщиков в случаях, если рефери, по их мнению, плохо выполняет свои обязанности (подсуживает другой команде, не замечает явные нарушения правил и т. п. ) или некомпетентен. Говоря это, обычно имеют в виду, что судью с поля нужно удалить и заменить тем, кто будет выполнять работу лучше.
 
Просто начинает попадаться тип нерешаемых задач.
Где он начинает попадаться? В школе / в каких-то задачниках?

Ну и что бы делала я: гуглила бы решение в ГДЗ, смотрела бы решение, что в этом решении не ясно - вот он пробел, который нужно закрыть. Да, я это сделала бы вместе с ребенком.

Я прямо сейчас загуглила "ВПР по математике". Решебники с ответами, разборы каждого задания на дзене, онлайн-разборы на ютубе.
 
на мыло такого учителя
Сейчас, особенно в области (МО) дефицит учителей. А математики - вообще по стране дефицит, читала недавно где-то. Так что убирать учителя никто не будет.
С остальным вышесказанным согласна: насколько помню, на олимпиадах всегда были задания сложнее школьной программы, это же для выявления одаренных детей, которые дополнительно изучают материал.
 
@Ainaree, происхождение фразы мне известно. Я спрашивала, что за этим понятием стоит, когда речь об учителе. @Хомочка права, кстати. Так что это как на стадионе покричать - ритуал, скорее.
 
Я прямо сейчас загуглила "ВПР по математике".
Я так поняла, что в олимпиадах. С ВПР вообще все просто, есть же тренировочные варианты с ответами, можно дать ребёнку порешать штук несколько, а потом посмотреть, где у него вопросы и что там за тема.
Так что это как на стадионе покричать - ритуал, скорее.
Да, примерно в этом значении и было употреблено. Судью с поля тоже не удаляют, даже если болельщики орут.
Скорее на заметку родителю. Потому что если учитель предмета, который ребёнку хотят сделать профильным, не знает про графы, то можно уже задуматься о смене школы и о репетиторах и т. п. Но это другая история и к вопросу "как понять, как решать задачу" не относится.

Тут вообще идеальная ситуация, дочь хочет учиться. Многие подростки просто не хотят. И хоть десяток репетиторов и онлайн-курсов найми...
 
Я с ребёнком. Изучал он, я-то и так знала, но я объясняла/рисовала ему на листочке то, что он не понял после прочтения темы.
Я не бросаю ребёнка один на один с нерешаемыми задачами, потому что на данном этапе мне важнее не знание теории множеств, а чтобы он твердо усвоил, что если вдруг в жизни трудности (в частности, если на уроках преподают совершенно неведомую хрень на неведомом языке, которого он не понимает), он всегда может прийти ко мне и мы вместе проблему решим.
У нас так тоже было в начальной школе и до середины 5 класса. Когда проблемы были точечными. К апрелю 5 класса (волна ВПР и каких-то контрольных работ, не ВПР, которые тоже писали под камерами), я поняла, что времени не хватит заткнуть все дыры, спрашивают совсем не то, что проходят.
Проблема математики конкретно была в том, что я уже описала выше, что мы в 5м, учебник был для 5 класса, а темы нужно знать из 6 класса, при этом предполагалось, что 5 класс был уже, видимо, самостоятельно пройден в 4м). Точечно это исправлять, по вашему алгоритму, не системно и не эффективно. Я опросила, что проходят другие школы местные, другие школы Москвы, школа Фоксфорда (других для 5 класса не нашла, они с 8го), и поняла, что у последних 2х все ОК, они действительно давно прошли действия с дробями, включая десятичные, и пропорции, и только мы в такой заднице. Мы, конечно, прошли эти темы. Но учиться всё время так, в параллельной реальности с требованиями, преодолевая такие трудности, просто глупо.

То, что вы описываете, что ребенок должен сам бороться с трудностями, мы освоили давно, гуглит она что-то постоянно. Но проходить ща один год два класса - это не тот уровень сложности. И я поняла, что не имея времени, мы просто берем этот предмет системно из фоксфорда, как и несколько других. И это закрыло практически все проблемы. Но обошлось не бесплатно.

Я не знаю, как можно пользоваться ГДЗ. Я всячески отучаю ребенка от такого метода, причем железобетонным аргументом, что там всегда есть примерно 10% ошибок. Думаю, это сделано специально. Ребенок сам убедился еще во 2 классе, и по математике туда не ходит никогда. И если туда пошлют, не поверит решению.

Более того, и мне не верит, когда я объясняю. Пока в школе не пройдут, не будет делать школьное тем методом, который не проходили. Мое задание -будет, а школьное -нет. Она знала, как решать некоторые задачи на ВПР, но не стала писать, потому что им не объясняли. Как это побороть, я не знаю (и это самое сильное зло от школы на мой взгляд)

На учителя совершенно зря ополчились, она очень грамотная, стаж лет 40, и кроме новомодных тем, знает в математике всё. Но она не может отойти ни от программы, ни от учебника, это контролируется и протоколируется. Она поощряет любые способы решений, не наказывает за неаккуратность, но ребенок после 4 лет по Петерсон просто зациклен на форме и шаблонах. Очень жалею, что мы прошляпили бесплатный курс от Взлёта. Ему ребенок верит. Но мы не первые в рейтинге, 3 или 4е по математике, его дали первым двум (которые его прошляпили, потому что у них есть репетиторы и он не особо им нужен)

Графы встречаются не только на олимпиадах. Они без упоминания, что это они, есть и в обычных учебниках/решебниках в задачах со звездочкой (там есть ответы, нет решений), а в самих учебниках есть теория, но нет задач. Но не в нашем. Делимость уже встречалась в ВПР.

И я совершенно против ГДЗ и гугл для английского и математики. Если не знаешь, когда учишь английский, бери Гальперина, Блоха, и читай грамматику. То, что какую-то тему типа Complex object, модальных глаголов или сослагательного наклонения кто-то популярно изложит в интернете, не будет означать, что он это сделал правильно. Возможно, не узнаете о части исключений, или вообще поймёте только те примеры, которые рассмотрены, но не сможете этим пользоваться, когда дадут на это элементарный перевод с/на язык.
Чтобы оценить полноту темы, придется потратить день и выслушать всех. Это не эффективно. Источники информации должны быть выверены. Достаточно почитать переводы песен в интернете, и волосы встанут дыбом на первой строчке. И детям это никак не оценить.
 
Последнее редактирование:
И я совершенно против ГДЗ и гугл для английского и математики.
Знаете, теперь я вас поняла. Мы просто про совершенно разное говорим, у нас совершенно разные подходы и взгляды.
Вот на примере английского - можно знать язык (в плане могу говорить, понимать, читать, переводить, в идеале - думать на этом языке). А можно разбираться, кто там что правильно дал - не дал, какие исключения, формализм... Эдакое изучение ради изучения, ради контрольных, отметок и тестов. Это как наука и наукометрия - две параллельные вселенные.
 
Знаете, теперь я вас поняла. Мы просто про совершенно разное говорим, у нас совершенно разные подходы и взгляды.
Вот на примере английского - можно знать язык (в плане могу говорить, понимать, читать, переводить, в идеале - думать на этом языке). А можно разбираться, кто там что правильно дал - не дал, какие исключения, формализм... Эдакое изучение ради изучения, ради контрольных, отметок и тестов. Это как наука и наукометрия - две параллельные вселенные.
Вы совершенно о другом. Я о базе образования. Могу говорить на языке или умею считать - это навык, умение для жизни. Уметь думать на языке - для этого как раз нужна база (с охватом культурного бэкграунда страны изучаемого языка, начиная от Чосера), иначе будет только казаться, что думаешь. Переводить сейчас могут единицы. Методика ушла от перевода. Да и реально говорить тоже мало кто может. Реально, это понимать фразы типа aint got no loving. Дорогу вам будут показывать люди фразами gotta go...Говорить - это совершенство в модальных глаголах, перфекте и прочем (и это всегда за школьными рамками, тогда и сейчас)

А идти поступать куда-то, куда хочешь, чтобы кем-то стать - нужна база, правильная классическая база, а не навыки. И ее раньше давали в школе. Сейчас её надо искать в других местах. Из школы выходят дети, готовые путешествовать, гуглить, быть блогерами. Но не готовые выдержать первые три курса хорошего ВУЗа. Мой радиофакультет не такого уж престижного тогда ВУЗа с такой базой точно не выдержать после нашей школы. И ВУЗы сейсчас как раз на это жалуются, на качество поступивших. А мы с братом после точно этрй же школы, выпустившись до 1992го, с её базой могли, легко, без напряга. Без гугдов и репетиторов, просто после школы. Причем брат был далеко не отличником по остальным предметам, и никаких теорем не стремился доказывать ни до, ни в ВУЗе. Вся база была в школьных учебниках. Сейчас там ее нет (она не соответствунюет той, что нужна). И нужно платить, чтобы ее получить, на платформах, в он-лайн школах или в экстернатах. Язык, кстати, ВУЗ давал, в хорошем объеме, для чтения спецлитературы и конференций.

И проходные баллы ЕГЭ на бюджет (а это сейчас чуть ли не больше 100 по каждому предмету) проблематично получить школой + ГДЗ + Гугл. Можно школой и олимпиадами (но второе слагаемое тоже будет не бесплатным) Это и есть отключение социальных лифтов, о котором я писала. Например, для "сирот", у которых некому гуглить с ними и некому оплатить он-лайн школы. А сирот сейчас много, из-за того, что родители возрастные, из-за не очень бесплатной системы здравоохранения, из-за СВО (хорошо, что им помогают. Но и у них проблемы, им помогают поступить, а базу-то всё равно не дают, и у них проблемы удержаться)
 
Последнее редактирование:
Сверху