Орловец из Бессарабии. Жить нужно на Юге! "Замыкая круг..."

Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Наташа (Ourman), спасибо за видео!
Вот, граждане. обратите внимание, как держит свой хвост рысак, который бежит охотно: он его поднимает, как арабский скакун, и суёт в лицо наезднику, как будто это букет цветов. Это - признак, что лошадь полна сил и хочет бежать. А вот если бы он держал хвост пониже и махал им из стороны в сторону (как будто пытается хлестать себя по бокам, как разъяренный тигр или кот), то, значит, бежать не хочет.
Застрявшая машинка наводит на мысль, что в ней была влюбленная пара, не заметившая, когда начался прилив. У нас на Черном море приливов не бывает, т.к. это внутреннее море - добро пожаловать на черноморские курорты!
Мы своего коня водили к морю - укреплять ноги. Страшно боится волночек, даже крошечных, набегающих на берег. Вот если его затащить (затолкать, впихнуть) в воду, преодолев эту страшную линию, то всё нормально. Но там уже не пробежишься, водили шагом. Зато проблемные сухожилия подвергались массажу морскими волнами по всей их длине.
Интересно, в качалке бы побежал вот так, по кромке? На дорожке-то луж (даже огромных) не боится. А т.к. он их не боится и, если придется ехать в призу по ужасной дорожке, будет бежать "не взирая", то на трот мы ездили, выписывая зигзаги по его усмотрению: он, как умная лошадь, должен был сам выбирать дорогу между лужами. Он доволен, и я довольна была.
Да, французские рысаки классные. Они почти такие же резвые, как американские, но более выносливые - лучше бегают на длинные дистанции. Достигается такой ценой: из каждых 11 родившихся жеребят на ипподромы попадают 4, остальные 7 идут на мясо. ну, по стране это - в тысячах (рождается ежегодно примерно 11 тысяч, такое я читала года 2-3 назад).
Пора бы генетике добиться лучших результатов - ведь приходится содержать огромное количество кобыл, хорошо их кормить...
Но, пока покупатели мяса могут позволить себе платить за него по ценам, которые делают такой способ отбора лучших экономически выгодным, так оно и будет. Как говорил философ Гегель: "Всё действительное - разумно, всё разумное - действительно". (Больше я ничего из его философии не знаю).
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Обратите внимание на промежуток времени между предыдущим постом и этим - цена 6-ти фото в "Радикале"!
Поздравляю с 7-м Ноября тех, кто отмечает этот праздник и долой буржуёв, которые "рулят" "Радикалом"!
Сайт засорен (о, нашла приличное слово вместо "засран"!) таким количеством баннеров и прочих движущихся картинок, что пора послать его (этот ресурс) куда-нибудь подальше. Видела у людей в дневниках сылки на другие сайты, где можно создавать фото, попробую.
Ну, что еще плохого, прежде чем приступить к хорошему?
Видно, у нас эпидемия гриппа. Вчера многие бывшие сотрудники из-за гриппа не пришли на похороны, а сегодня мой папа не пошел на демонстрацию и митинг... Иду за "Амизоном".

Так, обещанная загадка: что это за деревья?
У нас в Одессе они растут только на ипподроме и, наверняка, есть в Ботанич.саду.
Ствол дерева:


Листья:


Заботливый бригадир одной из конюшен сделал левадку для своих лошадей. Что они губят дерево - никого, мягко говоря, не волнует:


Упавшие плоды в кожуре


А вот что там в середине (только нет более четкого фото):
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Хи-хи, а я знаю, но напишу только в личку, чтобы не снижать накал борьбы за правильный ответ)) Хотя, с другой стороны, я латинского названия не знаю...
Да уж, рассказы дневнике уже стали приобретать вид готовой книги, имхо :wink: Очень люблю сюда заходить, почему-то настраивает на такой лирический лад...
Только сейчас посмотрела ролики - Наташа, спасибище! Рысаки - это супер, такая четкость хода. Машинку жалко -интересно, а почему они её цепляли не за проушины, как полагается?
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Дерево - орех, предположу, что грецкий, хотя не вижу четко верхнего листа (не знаю какие виды у вас ещё могут расти).
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

знаю что орех ,но не грецкий
там такой "фрукт" что кувалдой не проломишь - пробовала

бригадир мог и сеточку нацепить на дерево


на последнем видео у рысака захват пространства просто жуть :shock:
вот мне любопытно и машут же лошади без чека и в нормальной позе машут ,ну или с чеком достаточно длинным что бы распрямить шею
а у нас как прицепят чек так лошадь бедная кадыком вперед бежит
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Да, это орех.
Но не грецкий.
Грецкий выглядит вот так (листья широкие):


В пользу того, что это орех НЕ грецкий, говорит то, что плоды валяются, пропадают. Грецкие собирают и едят. Иногда собирают, не дождавшись, когда они сами будут падать.
Собирают люди, конечно, не лошади. Лошади не прочь поесть чищеные от скорлупы орехи. И вороны собирают, бросают орехи с высоты, чтобы они раскололись. А если плоды с тонкой скорлупой - расклевывают.

Я всегда думала, что это - орех маньчжурский. Но на фото в интернете его плоды имеют продолговатую форму. А у нас - идеально круглые. Все, завтра разобью, посмотрю, какие в середине перегородки.

А, видели, как красиво рысаки бегают?!
Это вам не кентер с опущенной до запястных суставов головой. Скок-поскок на одном месте. "Делали галоп", называется.
"Красота - среди бегущих
Первых нет и отстающих" (с), В.Высоцкий.

Продолжение мини-комикса о том, что все равно, на чем на дачу ездить: на "Жигулях" или на "Мерседесе":
с асфальта в ямах и колдобинах съезжаем на дорогу из жерствы (примерно километр):


Жерства - смесь измельченного камня-ракушечника с глиной. Когда сухо - пыль столбом, когда мокро - скользко, но проехать можно.
Ну, а за 500 м до нашей дачи заканчивается и жерства. В дождь надо машину оставлять здесь и идти пешком:




Продолжаем угадывать!
Я - за "маньчжурский".

Вика, в учебнике пишут, что поднимание рысачьей головы чеком приводит к рефлекторному (!) увеличению выноса ног вперед.
Конюшенный народ считает, что чек дает устойчивость на ходу. Толком они объяснить не могли и не могут, но, начитавшись "Проконей", я думаю, что, т.к. он "бежит на переду", то чек поддерживает ему голову. Т.е., лошадь просто не уравновешена, не сбалансирована, а чек помогает балансу.
И еще один аспект - если сильно "вырывает руки", то с чеком лошадь менее сильно их "вырывает".
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Сдаёмсу.. :mrgreen: (к/ф Джентльмены удачи)
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Завтра буду по орехам молотком колотить, сейчас уже поздно, неудобно.
Если перегородки, как у маньчжурского - считаем, что он. Листья - точно такие, как на фото. А вот плоды что-то кругленькие.
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Мы когда были летом в Краснодарском крае, на мой вопрос - Что это за плод? Мне тоже ответили, что это манчьжурский орех..
А цвести, если это он, должен так-


Так цветёт Ваш??
 

Вложения

  • манч.jpg
    манч.jpg
    33,6 KB · Просмотры: 649
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Ни разу не видела, как цветет! Я их начинаю замечать, когда они на земле валяются...
Вот как грецкий цветет, разглядывала.
И вот только сейчас прочла, что маньчж.орехи чем-то лечебные - надо изучить! А то я знала, что из них украшения делают - ажурные кулончики и т.п.
Да, самое главное забыла сказать: т.к. мы с конем вчера не виделись, то он, наверное, соскучился и выполнял "Упор!" и "Прими!" просто "на ура"! Как приятно, когда он на "Прими!" отодвигается легко, как пушинка! Кажется, что он сам понял, в чем кайф - в легкости движений.
Но любимый номер по-прежнему - "Танцуй!".
Кто б мог подумать, что жеребцу понравиться пятиться, пританцовывая. Без моего "давления позой".
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Это 100% не манчжурец. Не дальневосточный и не североамериканский вид. Я не знаю, ареалом какого ореха является Украина или что к вам было интродуцированно. Это может быть и гибридом, но при гибридизации, грецкий передает свою характерную особенность верхнего листа. Но самой стало интересно, покопаюсь.
Хотя хз, у черного плоды тоже округлые... :roll: Детали давайте! :) Плоды и листья опушенные или голые? Какого цвета опушение на листьях? Сколько листочков в сложном листе? Длина?
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Кожура плодов (зеленая) - голая. Запах у нее не ореховый, а какой-то хвойный. Листья на вид голые, но завтра уточню. Плоды как раз не голые.
Вот загадочное дерево! Не местное, 100%.

Насколько я знаю, статьи из "Википедии" копировать можно.
Хочу вернуться к рассказу об ипподроме и решила углубиться в историю. Для начала хочу привести справочный материал, а потом - интересные описания из художественной литературы.
==========================================================
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 0%B8%D1%86
Гонки колесниц
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Колесница - четверня («тетрипон», «квадрига»)
Го́нки на колесни́цах (или колесничные бега) были одним из популярнейших видов спорта в Древней Греции и Римской империи.

Содержание [убрать]
1 Происхождение гонок
2 Олимпийские игры
3 Гонки в Древнем Риме
4 Гонки в Византии
5 Литература
[править]Происхождение гонок

Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру — они описаны в двадцать третьей книге «Илиады» и происходят на играх в честь похорон Патрокла. В той гонке участвовали Диомед, Евмел, Антилох, Менелай и Мерион. Гонку в один круг, устроенную вокруг пня от срубленного дерева, выиграл Диомед. В качестве приза он получил рабыню и медный котёл.

Гонки на колесницах также считаются первым олимпийским видом спорта. По одной из легенд, царь Эномай вызывал на гонку всех претендентов на руку его дочери Гипподамии. Один из них, по имени Пелоп, сумел выиграть эту гонку, а затем стал устраивать в честь своей победы спортивные игры, с которых начались Олимпиады.

[править]Олимпийские игры

В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).

Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.

Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.

Были и другие устройства, называвшиеся «орёл» или «дельфин», их использовали для отсчёта кругов гонки. Вероятно, это были бронзовые фигуры, установленные на столбах у стартовой линии. Перед стартом их поднимали, а затем опускали по одному, показывая гонщикам, сколько осталось кругов.

В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности — аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) — деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.

Для зрителей самой захватывающей частью гонок было прохождение поворотного столба в конце ипподрома. Разворот был опасным манёвром, иногда смертельно опасным. Если соперники не успевали опрокинуть чужую колесницу до вхождения в поворот, то они могли протаранить или даже переехать её вместе с наездником и лошадьми прямо в момент огибания столба. Преднамеренный таран противника для разрушения или опрокидывания его колесницы формально запрещался правилами гонок, но поделать с этим ничего не могли (ещё в гонке на похоронах Патрокла Антилох выбил Менелая из заезда, разбив его колесницу). Аварии нередко происходили и просто так, без злого умысла соперников.

Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских Игр.

В микенские времена гонщик-возница сам являлся владельцем колесницы, поэтому приз получал непосредственный победитель гонки. Но уже ко времени Всеэллинских игр владельцы колесниц обычно имели рабов-возниц, и приз доставался владельцу. Арсецил, царь Кирены, выиграл гонку колесниц на Пифийских играх в 462 году до н. э., когда его раб-возница единственным доехал до финиша. В 416 году до н. э. афинский военачальник Алкивиад выставил на гонку сразу семь колесниц, одна из которых выиграла; понятно, что он не мог править всеми семью сам. Филипп II, царь Македонии, выиграл олимпийскую колесничную гонку, чтобы доказать, что не является варваром; хотя, если бы он правил колесницей сам, его бы посчитали хуже чем варваром. Победителем гонки вполне могла стать даже женщина, несмотря на то, что женщины не допускались на Игры ни как участницы, ни как зрители. Такое изредка происходило: например, спартанка Циниска, дочь царя Агесилая Второго, дважды выигрывала гонку колесниц.

Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.

[править]Гонки в Древнем Риме



Гонки на колесницах. Древний Рим
Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до н. э. Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину.

Римляне, по примеру греков, использовали систему стартовых ворот, называемых «карцеры» (лат. carcer — тюрьма, препятствие). Они, как и греческие «гисплексы», шли уступом, но располагались немного по-другому. Римский ипподром имел посередине барьер (spina), разделяющий дорожки. Стартовые позиции находились на одной стороне, а не по всей ширине ипподрома, как у греков. Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.

Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina. На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).

Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греков, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.

Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga) или парой («бига», biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также обычно наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).

Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga, хотя обычно он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.

Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.

Нерон, напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх (которые проводились и в римскую эпоху). При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные», «Синие», «Зеленые» и «Белые». Они существовали ещё до Нерона, в качестве друзей и покровителей отдельных конюшен, занимавшихся производством гоночных лошадей. Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями, и они набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.

По неодобрительному отзыву Тертуллиана («De spectaculis» 9.5), первоначально команд было две, «Белые» и «Красные», посвящённые зиме и лету соответственно. В начале третьего века н. э., когда он писал свои заметки, «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» — Зефиру, «Зеленые» — Матери Земле, или весне, и «Синие» — морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.

Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.

[править]Гонки в Византии

См. также: Партии ипподрома
Как и многие характерные черты римской жизни, гонки на колесницах продолжались в Византийской империи, хотя византийцы не вели столь тщательный учёт и статистику гонок, как римляне. Константин предпочитал колесничные гонки гладиаторским боям, которые он считал языческим пережитком. Феодосий Первый, ревностный христианин, прекратил с 394 года проводить Олимпийские игры, ради искоренения язычества и для развития христианства. Гонки, тем не менее, продолжались.

Константинопольский Ипподром (типичный римский «циркус», а не греческий открытый ипподром), был соединён с императорским дворцом и храмом Святой Софии, поэтому зрители могли лицезреть своего императора, как и в Риме.



В столице Византии велась напряжённая борьба партий команд колесниц.
В Римской империи подкуп и другие виды мошенничества на гонках не были распространены, по крайней мере, свидетельств о таких случаях практически нет. В Византийской империи, вероятно, нарушений было больше. Кодекс Юстиниана, например, прямо запрещал наводить порчу на соперников по гонке, но о других способах вредительства или подкупа не сообщается. Возможно, таковых и не было.

Римские гоночные клубы продолжали существовать и в Византии, но сильными командами были только «Синие» и «Зеленые». Один из прославленных колесничих пятого века, Порфирий, в разное время состоял и в «Синих», и в «Зелёных».

Однако, в византийскую эпоху клубы были уже не просто спортивными командами. Они имели влияние в военных, политических и богословских вопросах. Например, «Синие» склонялись к монофизитству, а «Зеленые» сохраняли верность ортодоксальному (православному) направлению. Потом клубы превратились в нечто вроде преступных синдикатов и не брезговали грабежом и убийствами. Они устраивали уличные беспорядки ещё при Нероне, но на протяжении всего пятого и в начале шестого века их бунты продолжались и достигли предела при Юстиниане, в 532 году, когда случился крупнейший мятеж («мятеж Ника»), начавшийся после ареста нескольких членов клубов по обвинению в убийстве.

После подавления мятежа гонки пошли на спад. К тому же, расходы по устроению гонок сделались к этому времени чрезмерно велики и для клубов, и для императора.

Константинопольский Ипподром оставался местом отдыха императоров вплоть до 1204 года, когда он был разграблен при четвёртом Крестовом походе. Крестоносцы сняли бронзовые статуи четырёх коней, которые были частью построенного Константином Великим монумента, изображавшего колесницу «квадригу». Эти бронзовые кони существуют до сих пор и установлены в соборе Св. Марка в Венеции.
=================================================================
[править]Литература

Настоящая статья является переводом аналогичной статьи из англоязычной Википедии. В оригинальной статье указаны следующие источники информации:

Boren, Henry C. «Roman Society». Lexington: D.C. Heath and Company, 1992. ISBN 0-699-17801-2
Finley, M. I. «The Olympic Games: The First Thousand Years». New York: Viking press, 1976. ISBN 0-760-52406-9
Harris, H. A. «Sport in Ancient Greece and Rome». Ithaca: Cornell University Press, 1972. ISBN 0-8014-0718-4
Homer. «The Iliad» (trans. by E. V. Rieu). London: Penguin Classics, 2003. ISBN 0-14-044794-6
Humphrey, John, «Roman Circuses: Arenas for Chariot Racing». Berkeley: University of California Press, 1986. ISBN 0-520-04921-7
Jackson, Ralph. «Gladiators and Caesars: The Power of Spectacle in Ancient Rome». Berkeley: University of California Press, 2000. ISBN 0-520-22798-0
Treadgold, Warren T. «A History of the Byzantine State and Society». Stanford: Stanford University Press, 1997. ISBN 0-8047-2630-2
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Фотографий орехов полно!
А также есть море и последние краски осени. Но выкладывать их вечером - застрять надолго.
Устала, добираясь с "ближней дачи" (собрала и привезла последнюю Изабеллу). Надо срочно переработать кое-что из ранее собранного.

Так что сделаю то, что получится быстро:
Вот как описаны гонки колесниц в книге А.Ладинского "В дни Каракаллы":
=============================================================================
http://tululu.ru/read76798/171/
И вот в дальнем конце арены разом отворились при помощи особого хитроумного приспособления двенадцать широких ворот, и двенадцать квадриг
— шесть голубых и шесть зеленых — вырвались на арену с такой быстротой, что спицы колес превращались в сплошные круги. Перевитые ремнями из предосторожности, на случай падения, возницы только благодаря многолетней привычке могли устоять на несущихся колесницах. На головы у них были надеты предохранительные кожаные шапки, похожие на шлемы воинов, а за пояса заткнуты ножи, чтобы в случае катастрофы в одно мгновение отрезать привязанные вожжи и тем спасти свою жизнь. Но в минуты, когда двести конских копыт упруго били в песок арены, вероятно, никто из этих отважных людей не думал о смерти.
Цирк ревел от восторга. Я слышал, как соседи говорили, что давно не было таких упоительных состязаний. Казалось, что сами кони понимают важность события: взволнованные происходящим, опьянев от криков и понуканий, они со злобой косили глаза на соперников.
На поворотах, когда квадриги с размаху огибали мету, колеса глубоко врезались в песок. Но все обходилось благополучно, квадриги снова летели вперед, весело щелкали бичи, и неистовство в цирке увеличивалось с каждой минутой. Опытные возницы делали все от них зависящее, чтобы сохранить спокойствие и беречь силы для решительного мгновения.
Уже начинался последний, седьмой круг. Крики на скамьях превратились в сплошной вой. Зрители скрежетали зубами, вскакивали с мест, взлезали на мраморные сиденья, а соседи сталкивали их оттуда, так как эти обезумевшие люди мешали видеть арену. Взоры всех были обращены на Акретона, на лучшего возницу голубых, любимца не только красивых женщин, но и черни.
Результат состязаний зависел от седьмого поворота. Нужно было сделать его у самого края меты, чтобы по возможности сократить расстояние и тем выиграть драгоценное время; здесь имела значение каждая пядь земли, и зрители были уверены, что в последнее мгновение Акретон, как всегда, неподражаемым рывком вылетит вперед и вырвет победу у Арпата, не отставшего от него ни на шаг со своей страшной серой четверкой.
Но все добрые пожелания были на стороне чернокудрого каппадокийца.
— Акретон! Акретон!
Казалось, люди забыли обо всем на свете; в цирковых страстях растворились горе и любовь, государственные дела и заботы; всех одинаково обуревали жажда быстроты и желание победы, и в этом чувстве потомственный сенатор ничем не отличался от простого поденщика, а возницы были в эти мгновения важнее консулов и даже императора.
В подии, недалеко от Корнелина, жена Квинтилия, золотоволосая, завитая, как барашек, Лавиния, не имела больше сил сдерживать свое волнение, поднялась с места и ломала пальцы. Должно быть, она ничего не видела перед собой, кроме четверки вороных коней и того, кто правил ими с таким неподражаемым искусством.
Сенатор Квинтилий, величественный и благообразный, как и полагается быть представителю его сословия, всячески успокаивал супругу:
— Не волнуйся, мое сокровище! Ведь мы же ничего не поставили на Акретона!
— Акретон! Гирпина! — гремело под пурпуровым навесом.
Один богатый торговец предлагал другому:
— Пять тысяч сестерциев против одной тысячи за Гирпину!
Но второй не соглашался на такой заклад.
Вдруг на какое-то мгновение в цирке наступила мертвая тишина, потом сразу же тысячи людей заревели от ужаса:
— Акретон!
Гирпина круто огибала мету, почти распластавшись по земле. Но правое колесо квадриги Акретона зацепилось за левое колесо Арпата и, точно пущенное рукой дискобола, отлетев весьма далеко в сторону, завертелось волчком на арене. Трудно было охватить разумом, что там происходит. Над ареной уже дымились облака пыли, поднятой квадригами…
Видимо, Акретон не успел в это страшное мгновение обрезать вожжи, его с размаху ударило головой о камень меты, и тогда четверка обезумевших коней потащила тело прославленного возницы по арене.
===============================================================

Но как долго существовала традиция таких гонок - более полутора тысяч лет!
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

А вот еще одно описание гонок колесниц, из одной из любимых моих книг:
==================================================================================
Две колесницы, одна запряженная четверкой коней белых, другая с конями персидскими в яблоках, мчались в облаках пыли, сопровождаемые безумным криком сотен тысяч глоток, вдоль мраморных трибун, мимо статуй и скульптурных групп, установленных по продольной оси ипподрома; ездовые, расставив ноги, застыв в напряжении, изо всех сил натягивали вожжи перед обелиском Феодосия, обозначавшим место поворота, они знали, что нужно во что бы то ни стало замедлить яростный разбег коней, умело повернуть почти на месте, чтобы потом снова мчаться по прямой, но в обратном направлении, прямо к центру ипподрома, к императорской кафисме, но будет еще один поворот - и снова безумная гонка по прямой, и еще один поворот, и так двадцать три круга - семьдесят две стадии, и только после этого - конец, достижение цели и либо венец победителя, либо позор побежденного, и сто тысяч разъяренных, обалдевших от крика константинопольцев тоже знали об этом, а еще считали, что под обелиском Феодосия подстерегает нечистая сила, и вопили еще яростнее, а от этого рева кони неистовствовали еще сильнее, зверели, возницы ничего уже с ними не могли поделать, колесницы летели как камень из пращи, удержать их не могло уже ничто, трубы герольдов объявляли о каждом очередном круге, трубы звучали, будто звук Страшного суда, этот поворотный столб должен был стать концом безумной гонки, ужасной катастрофой, обломками колесниц, смертью; колесницы мчались рядом, ни одна, ни другая не могли вырваться вперед хотя бы на маленькое расстояние, катастрофа казалась неизбежной, ипподром ревел от восторга и предчувствия прекрасной гибели ездовых и их коней, белых арабских и персидских в яблоках; император тоже поддался всеобщему ликованию, лицо его покрылось красными пятнами, парадный наряд расстегнулся, венец съехал набок, из раскрытого рта на бороду стекала нитка слюны; еще миг, еще полмига, еще неуловимое мгновенье - и тогда колесница, запряженная четверкой белых коней императорской чистой-пречистой масти, каким-то непостижимым прыжком очутилась чуточку впереди четверки в яблоках и первой обогнула страшный столб, захватывая для себя весь простор, какой там был, а другой колеснице не оставалось и лоскутка свободного места, она очутилась между первой колесницей и столбом, первая колесница выписывала пологий; умопомрачительный круг, будто падающее небесное тело в своем последнем свечении, а другая ввергалась в мертвую зону этого круга, для нее не оставалось простора, для нее не было никакого места, персидские в яблоках кони шарахнулись от коней белой императорской масти, колесница зацепилась колесом за столб, перекосилась, возница еще держался в этом невероятном наклоне к земной поверхности, он прочертил своим телом смертельную дугу, колесо среди рева, треска и хохота оторвалось, кони потянули колесницу на одном колесе, потянули ее перевернутой, волоком, потащили возницу, который тоже упал и вылетел из колесницы, но еще держался за вожжи, колесница разламывалась на лету, летело железо, дерево, возницу било о землю, било обломками, но он еще не выпускал вожжи, персидские в яблоках кони, будто одержимые демоном, бешено бросались то в одну сторону, то в другую, они уже и не бежали вперед, а, казалось, решили добить, доломать остатки колесницы и освободиться от упрямого возницы, - это заняло у них не много времени, они освободились и, сразу же успокоившись, пошли рысцой следом за конями белыми, которые уже долетали к цели под восторженный стон ипподрома.
=============================================================================
Жаль, что по ссылке попадаешь на весь текст, не разбитый на страницы.
Но книгу прочитать стОит, лучше - бумажную, не по компьютеру.
Павел Загребельный, "Диво".
http://www.gramotey.com/?open_file=1269072027

Подробнее о книге и об этом описании гонок расскажу завтра, старалась специально "подгадАть" под этот день.
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Для тех, кто знает украинский, просто грешно не привести этот же отрывок на украинском:
======================================================================
http://www.gramotey.com/?open_file=1269087905

Дві колісниці, одна запряжена четвіркою коней білих, друга з кіньми перськими у яблуках, мчали серед куряви, серед божевільного крику сотні тисяч горлянок, уздовж мармурових трибун, побіля статуй і скульптурних груп, встановлених по подовженій осі іподрому; візничі, розставивши ноги, заклякнувши в напруженні, чимдуж натягували віжки перед обеліском Феодосія, що значив місце повороту, вони знали, що треба будь-що притишити шалений розбіг коней, вміло завернути майже на місці, щоб потім знову мчати по прямій, але в зворотному напрямку, просто до центру іподрому, до імператорської кафисми, але буде ще один поворот - і знов шалена гонитва по прямій, і ще один заворот, і так двадцять три кола - сімдесят дві стадії, а тоді кінець, мета і або ж вінець переможця, або ж ганьба переможеного, і сто тисяч розпалених, одурілих від крику константинопольців теж знали те саме, а ще вважали, що під обеліском Феодосія чаклує нечиста сила, і галасували ще нестримніше, і від того ревіння коні шаліли ще дужче, звіріли, візничі вдіяти з ними нічого не могли, колісниці летіли, мов камінь з пращі, стримати їх уже не могло нічого, труби герольдів оголошували про кожне чергове коло, вони звучали, мов звук страшного суду, той поворотний стовп мав стати кінцем божевільних гонів, жахливою катастрофою, розбиттям, розтрощенням, смертю; колісниці мчали поряд, ні та, ні друга не могли вирватися наперед бодай на лікоть, катастрофа здавалася неминучою, іподром ревів од захвату й передчуття прекрасної загибелі візничих і їхніх коней, білих арабських і перських у яблуках; імператор теж піддався всезагальному шалові, обличчя йому взялося червоними випіками, урочисті шати розхристалися, вінець з'їхав набік, з роззявленого рота на бороду стікала. нитка слини, ще мить, ще півмиті, ще невловимість - і тоді колісниця, запряжена четвіркою білих коней імператорської чистої-пречистої масті, якимсь незбагненним вистрибом опинилася. трохи попереду тої четвірки, в яблуках, і першою обігнула страшний стовп, забираючи собі весь простір, який там був, а другій колісниці не лишилося й клаптя вільного місця, вона опинилася поміж першою колісницею і стовпом, перша колісниця вимальовувала розлоге, запаморочливе коло, немов падаюче небесне тіло в своєму останньому світінні, а друга ввергалася в мертву зону того кола, їй не лишилося простору, не було для неї місця, перські в яблуках коні сахнулися від коней білої імператорської масті, колісниця зачепилася колесом за стовп, перехня-билася, візничий ще тримався в тому неймовірному нахилові до земної поверхні, він прокреслив своїм тілом смертельну дугу, колесо серед ревища, тріску й реготу відірвалося, коні потягли колісницю на одному колесі, потягли її перевернутою, плазом, потягли візничого, який теж упав і вилетів з колісниці, але ще тримався за віжки, колісниця розламувалася на лету, з неї летіло залізо й дерево, візничого било об землю, било уламками, але він ще не випускав віжок, перські в яблуках коні, немов одержимі демонами, розтелесовано кидалися то в один бік, то в другий, вони вже й не бігли вперед, а заповзялися, здавалося, до-трощити рештки колісниці й позбутися впертого візничого, їм це зайняло небагато часу, вони звільнилися і тоді, враз заспокоївшись, потрюхикали собі слідом за кіньми білими, які вже долітали до мети під тріумфуюче стогнання іподрому.
=================================================================================
Я, конечно, предпочитаю на языке оригинала.
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Прям такживо описывается! Как кино смотришь! Но кино это страшное :(

Зюлейка написал(а):
Подробнее о книге и об этом описании гонок расскажу завтра, старалась специально "подгадАть" под этот день.
А что сегодня за день?
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

"День славянской письменности" или "культуры и письменности", в честь Кирилла и Мефодия, Россия отмечает 23 или 24 мая?
Естественно, у нас, назло "москалям", придумали "День украинской письменности" и отмечают его на "противоположном конце года" - не в конце весны, а поздней осенью, 9-го ноября.
В праздновании такого дня есть и много хорошего. Кажется, с прошлого года начиная, все могут писать диктант под диктовку по радио, потом отправляют письма с этими диктантами и ждут результатов. Победителей объявляют, им - призы.
Перед этим днем много рассказывают об укр.языке, а кроме того по радио регулярно идут передачи, как правильно говорить, в каких случаях лучше употреблять те или иные слова.
Приведенный отрывок я услышала как раз по радио как образец писательского мастерства: это всё описание - одно предложение! Гигантское предложение, но оно не кажется громоздким, а наоборот, придает динамичность - некогда точку поставить, некогда дух перевести!

И вспомнила книгу "Диво", и вспомнила другие книги этого автора...
Павел Архипович Загребельный родился в 1924 году (в том самом, из которого меньше всего осталось в живых из-за войны), воевал, был в плену. Написал много книг, скончался в феврале 2009г., в возрасте 84 лет.
"Диво" - первая из его книг, которую я прочла, в конце 70-х годов.
Это сейчас много пишут по истории времен Киевской Руси - очень модная эпоха. И серьезные книги, и приключения, и перемещения во времени... Похоже, книг об этой эпохе уже больше, чем тогда жило людей.
А мы что знали?
"Песню о вещем Олеге" А.С.Пушкина
"Слово о полку Игореве" ("проходили" в школе).
Карамзина тогда еще не переиздали.
Мне повезло - у меня в детстве была книжка (она и сейчас где-то в шкафу) - "Подвиги Святослава", автора можно найти по интернету. Написана для школьного возраста, довольно короткая.
И вот уже после института повезло - попался в библиотеке А.Ладинский, трилогия: "Когда пал Херсонес", "Ярославна - королева Франции", "Последний путь Владимира Мономаха". Нет слов, чтобы передать те свои впечатления! Но все его произведения оставляют грустное впечатление.
А потом, роясь на библ.полках, нашла "Диво" - о строительстве храма Софии Киевской. Но описана целая эпоха и вся жизнь главного героя.
Сюжет захватывающий, но литература серьезная, не "развлекаловка".
Считалось, что София Киевская построена при Ярославе Мудром, в "Диве" всё построено именно на этом. А недавно, опять-таки по радио, сказали, что надписи ("граффити") в этом храме заставляют отнести время ее постройки до Ярослава, при Владимире. Когда-то об этих надписях была статья в "Науке и жизни", там такие выводы не делались. Может, что -то новое нашли?.. Но мне так жалко расстаться с версией строительства при Ярославе! Так что пока остаюсь верна привычной версии.

Еще из той эпохи у П.Загребельного: "Первомост", "Смерть в Киеве", "Евпраксия".
Для нас, женщин, особенно интересна "Евпраксия".
Но ШЕДЕВР - "Роксолана".
Фильм был сделан по книге Осипа Назарука, а "Роксолана" Загребельного - совсем другое дело! И надо именно читать, в фильме не передать то, что там написано.
Читать, читать, читать!
Уфф, вклад в популяризацию украинской культуры внесла.

P.S. 09.11.11г. Сейчас , утром, по радио сказали, что 9-е ноября - день памяти преподобного Нестора Летописца, вот его и выбрали как День украинской письменности и словесности.
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Да, Павло Загребельный - это действительно, отличная литература - его "Роксоланой" зачитывалась лет в 15. Фильм радикально не про то, что в книге Загребельного, я начала смотреть, удивлялась сильно сразу не сообразила))) Диктанты тоже писали, а как же :wink:
Про дерево - у меня картинка с плодами открылась, я радостно заключила, что это маклюра - смотрю теперь на цветочки и листики - не-е-е))) это какой-то орешек! Какой вот только...
А маклюру, про которую всю жизнь думала, что это исключительное народное название , посмотрела - оказывается оно же и латинское. Век живи, век учись.
А вот это не тот орех - цветы похожи, вроде?
Juglans_flower_female.jpg

Орех Зибольда
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Да, я за эту "Роксолану" 20 кг макулатуры сдавала. Не помню уже, один рейс делала, или два.
На цветы этого ореха не смотрела... Так, есть много фото листьев и плодов, но сегодня утром интернет работал на редкость плохо, даже пытаться не стала выкладывать. т.к. 3 страницы в чужом дневнике пыталась посмотреть 30 минут - и не вышло.
Из дому сегодня не выходила, коня проведывал брат. Конь вместо работы погулял в леваде, т.к. мы сказали наезднику, чтобы не мучился - у нас, похоже, эпидемия гриппа! Но всё тихо, без паники. Мы с папой спасаемся Амизоном, особенно хорошо он "пошёл" папе (ТТТ).
Сегодня настоящий ноябрьский день - темно! ветер северный! и даже дождь немножко моросил.
Диктант послушала, писать не решилась. А он оказался совсем простой, но народ там с тире и запятыми намучается! Текст - совершенно в моем стиле. Содержание - о том, как Владимир Ивасюк в 17 (или в 19?) лет написал песню "Червона рута". Очень хорошо читал преподаватель университета, автор учебников. Но это писание учебников не прошло для него даром - знаток языка вставил словосочетание "бывший Советский Союз". Что это, если не безграмотность ради политической проституции?
Мы же не говорим: "бывшая Древняя Греция", "бывшая Римская империя" и даже не говорим "бывшая царская Россия"! Представьте, что кто-то говорит: "Действие романа "Три мушкетера" происходит в бывшем Французском королевстве"?
"Бывшая Киевская Русь", "бывшеее Королевство Польское", "бывшее Великое Княжество Литовское", "бывший Багдадский халифат"...
А что? Их ведь уже нет?
Зато СССР - обязательно "бывший". Зомбируют-зомбируют...
 
Re: Орловец из Бессарабии. Жить нужно на юге!

Elen Mikhaylina в дневнике у zara пишет:
"... и даже поползла посмотреть в дневник, думала, там фотографии, а там, в основном про орехи", т.е. хотела посмотреть фото коня.
Елки-палки, где там "про орехи"?! Там и про орехи обещанных фото всё нет и нет...
Вот они!
Лист грецкого ореха:


Лист загадочного ореха:


Красивые они, невозможно не снимать! Вот еще, как раз выглянуло солнце, видно, что листочки гладкие, не опушенные:


Опять орех в кожуре, освещенный солнцем, видно, что кожура гладкая, не опушенная:


А вот и расколотый орех:
Ой, самый главный файл куда-то пропал, но сейчас переделывать некогда. Жаль, что не удалось покончить с орехами сейчас.

Аллея этих деревьев:
 
Сверху