В прошедший четверг я все-таки сходила в Эрмитаж. И даже на все три выставки успела - и на Йорданса, и на Учелло, и в Помпеи
. Но чтобы что-то прямо сильно зацепило, такого нет. Тем не менее, все-таки несколько слов про Йорданса напишу. По-моему, лучшая вещь на его выставке - это привезенная из Екатеринбурга картина "Мелеагр и Аталанта". У нее интересная история. Оказывается, она долго считалась копией картины, которая живет в Антверпене, и раньше она находилась в Эрмитаже. Но в конце сороковых ее отдали в Екатеринбург. За то, что якобы копия. Хотя даже голландские искусствоведы, посещавшие Екатеринбург, намекали им там на высокое качество картины (которое, кстати, бросается в глаза даже неспециалисту). А шесть лет назад у нее в уголке немножко испортился лак, и когда удалили испорченный слой, обнаружили под ним подпись художника, провели кучу всяких исследований и подтвердили, что да, это авторский подлинник. Но теперь она к нам в Питер приезжает только в гости с Урала, вот
.
Она вот такая:
Там на самом деле начало очень страшной истории. Только что закончилась Калидонская охота, и охотники делят убитого вепря. Аталанта поразила его первой стрелой:
… наложила
Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука.
Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу
Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину
А убил вепря Мелеагр, сын царя. Он присудил шкуру и голову зверя Аталанте
Дева, однако, не так веселилась удара успеху,
Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый
Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным.
«Ты по заслугам, — сказал, — удостоена чести за доблесть!»
Возможно, он так рассудил не только потому, что она в него первая попала, а еще и потому, что она ему очень понравилась.
Только ее увидел герой Калидонский, сейчас же
И пожелал, но в себе подавил неугодное богу
Пламя и только сказал:
«О, счастлив, кого удостоит
Мужем назвать!»
А эти нехорошие дядьки слева - дядья Мелеагра, родные братья его матери. Они считают, что нельзя отдавать такой трофей какой-то амазонке. Посмотрите, как смотрит в этот момент Аталанта на Мелеагра. Между прочим, есть много картин на этот сюжет, где дева изображена полуголой с очень нескромным выражением на лице. А здесь мы видим возмущение несправедливостью, и оскорбленное достоинство, и решимость не отдавать свое, и надежду, что справедливый юный царевич защитит ее. А царевич - да, выглядит очень юным, и ситуация очень сложна для него, и самое страшное, что он уже хватается за меч. А дальше будет совсем плохо. Братья его матери погибнут от его руки, и родная мать его проклянет, и из-за этого он сам потом погибнет. Вот так вот страшно. Из-за какого-то трофея и гендерных заморочек.
Что еще там было интересного? Наш, эрмитажный Йорданс, очень хорош, но видан много раз. Из Москвы привезли две очень известные его картины - с сюжетом про Одиссея и Полифема и про крестьянина и сатира. Ну и знаменитая картина из Александро-Невской лавры "Оплакивание Христа":
Эта картина тоже интересна своей историей. Ее очень долго приписывали, как ни странно, Рубенсу. Кроме того, сегодня она выглядит не так, как ее задумывал Йорданс. Она надставлена сверху, причем там много довольно-таки. Горизонтальная линия хорошо видна, когда стоишь перед картиной. Она проходит примерно на уровне левого нижнего угла креста (где-то между второй и третьей сверху ступенькой лестниц). Если, стоя перед картиной, приложить ко лбу ладонь "козырьком", то можно увидеть, как выглядела картина согласно авторскому замыслу (ну а на экране можно просто чем-нибудь закрыть верхнюю часть). Действительно, серьезная разница.
На этих выходных снова стала ездить в лес, а то больше двух месяцев там не была. В пятницу просто шагали там после работы, а вчера и сегодня - всеми аллюрами. Да, приходилось много объезжать завалы, но все прилично подсохло, и ехать лесом гораздо проще, чем зимой, по глубокому вязкому снегу, под которым еще фиг знает что находится. Кругом цветы, цветы
. А еще всякая падаль и какашки
.