Больную тему зацепили мы как-то. Будет много букв на тему образования.
Как обычно я издалека). Школа как система прошла почти мимо меня - я занималась спортом, а общее обучение происходило по принципу экономии моего времени - получила учебники в сентябре и первую неделю старательно сама быстро прочитала, что понятно то понятно, что непонятно - надо послушать на уроках. Домашнее задание всегда можно было быстро сделать на перемене, чтобы не тратить на это время вне школы. Весной просила у учителей план на следующий год, чтобы по максимуму изучить самостоятельно за пару недель летом, и прочитать все что надо прочитать по программе. Родители не имели никакого отношения к моей учебе в школе - ни разу со мной не делали и не проверяли уроки и вообще не вмешивались. Раз в четверть ставили подпись в дневнике под оценками за четверть, что ознакомлены.
Были конечно и смешные казусы: когда проходили по математике деление на ноль, я что-то пропустила. Поэтому в домашнем задании где были примеры с умножением на ноль и делением на ноль я логично пришла к выводу что если делить на ноль нельзя, значит и умножать на ноль тоже нельзя, потому что деление мы проверяем обратным умножением, а если мы не можем проверить, то как мы можем быть уверены в результатах этого умножения???? Ну и написала что умножать на ноль нельзя. Учительница была в шоке))))) Но аргументов почему можно у нее не нашлось. Она обратилась в инстанцию выше - составителям учебника "так то мол и так почему умножать на ноль можно, тут вот ребенок интересуется, и логично так уверяет что вообще нельзя". Ей что-то такое ответили, о чем она сообщила что "я толком не поняла почему, но мне сказали что умножать точно можно, ты потом про это подробнее узнаешь в институте")))))))) Таким образом школа для меня стала местом вообще странным, что не помешало ее легко закончить с медалью (до сих пор не понимаю что в этом такого сверхъестественного)))
10-11 класс я училась в экспериментальной школе с другой учебной программой, потому что директором школы был известный НЛП тренер Андрей Плигин и на тот момент шло активное исследование о внедрении методов НЛП в образовательный процесс. Это было интересно, причем настолько что первые две ступени обучения тренеров я прошла заодно в процессе школьного обучения.
На основе этого опыта формирования и изучения эффективности образовательного процесса я начала думать про альтернативные форматы дополнительного образования. Был интересен опыт французской школы аниматоров и голландские социальные проекты (училась и там и там). Параллельно правда училась я в МАРХИ, потому что это самый классный институт в Москве, люди там интересные и есть кафедра колористики (это был чистый фан). Правда умножать на ноль меня в институте так и не научили, поэтому видимо я его так и не закончила, бросив на середине четвертого курса )))))
А вот психосоциальные технологии у меня пошли хорошо. Настолько хорошо что сформировалось это в проект работы с подростками, который активно собирал гранты российские и международные.
А суть идеи была предельно проста - дайте ребенку интересную задачу и он самостоятельно будет развивать компетенции, необходимые для эффективного ее решения.
Про развитие субъектного опыта есть диссертация Рыжухиной И.Ю. которая писалась на базе нашего методического центра (Театр-студия социальных ролей по тексту - это мой проект), и это было 18 лет назад!
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19582.php
В потолок я уперлась при попытке этот опыт масштабировать. Мне было совершенно неинтересно заниматься обучением взрослых тому, как надо работать с детьми. А при отсутствии возможности легко донести методику так, чтобы по ней мог работать любой педагог дополнительного образования, случался пипец. Недообученные советские тетеньки из ЖЭКов были горазды изгадить любую идею ))) На взрослых моего дзена не хватило. "Мои" дети выросли, и я завершила эту тему в своей жизни.
Сейчас ситуация изменилась в корне, появились новые люди и сформировался запрос на индивидуально спроектированное обучение. Жаль что мне это уже совсем не интересно, да и старая я уже для этого)
Теперь этому активно мешают родители своими косными установками и зашоренным мышлением.
Да нафиг сдалась ребенку секция хореографии, если его это не прет. А прет его кататься на сегвее. Покатайтесь сами и офигеете какое чувство баланса надо иметь, чтобы управлять этой фигней на двух колесах. Какая хореография???
Ваш ребенок может вживую увидеть Афинский акрополь, зачем ему книжки, когда можно это обойти и потрогать. Эту мифологию любой грек расскажет лучше чем учитель истории.
Соцсети позволяют общаться с людьми всего мира, это лучшая практика языка. Личный пример и интересные задачи - только это учит и стимулирует на самообучение.
У меня про это есть книжки, тонны наших личных исследований и доказанная эффективность. Когда я про это говорю, я имею право об этом говорить. Потому что по сути профиль моего интереса по жизни - формирование условий для повышения эффективности процессов обучения. Сейчас правда фокус внимания сместился на лошадей )))