Тут ещё важно постоянно под боком практику иметь. Если у тебя эти волны на завтрак, обед и ужин, то пуркуа бы не па?
Это да. Конечно, нельзя себя сравнивать с теми, кто там живёт. Но ах. Как же хочется эдак изящно лететь по волне на короткой доске, и все на берегу такие ваау кууул гёрл.
*******
Что ж, дорогие любители National Geographic от Чертополоха, вот вам продолжение рассказа про мадагаскарский отпуск.
После спокойной недели (точнее, после спокойных пяти дней) в Fort Dauphin у нас была запланирована экспедиция на крайний юг.
Когда я изучала инфо по Мадагаскару, то узнала, что как раз на крайний юг люди не супер-часто ездят, а если и ездят - то пролетают за день три основные достопримечательности и уматывают тусить в Toliara.
В Интернете на тему крайнего юга очень мало всего, а гуглокарты вообще считают, что там нет городов, деревень и дорог.
Заметка для путешественников: используйте чешские карты "мапы.це зет", там очень качественно показаны и дороги, и даже совсем небольшие населенные пункты. Что, конечно, не спасёт от ситуации "дорогу размыло", "дорога заросла" или "три зебу легли посредине и умерли, проехать нельзя". Но хоть подскажет направление.
В общем, конечно, захотелось поехать именно туда, где еще не был Прям Весь Интернет.
Первым челленджем было организовать машину.
Дело в том, что во многих районах Мадагаскара принято сдавать машину в аренду с водителем. Без водителя - дороже.
Сделано это потому, что привычная нам система со страховками не работает и были случаи, когда туристы пропадали вместе с машиной, застревали где-то в нигде и т.п.
Мне не хотелось кататься с водителем. Я приложила реально все усилия к поиску машины без него.
Чем же всё закончилось? А вот чем: после тысяч разговоров с тысячами людей нам сказали, что машина будет без водителя, утром пригоним вам.
Но утром оказалось, что человек, пригнавший машину, наотрез отказывается из неё вылезать.
Вот так мы неожиданно оказались втроём с товарищем, который по-английски знал слов двадцать.
Предстоял челлендж "как-то выжить в этой ситуации, постараться сохранить личный комфорт, при этом сделать всё запланированное".
В целом водитель был достаточно милым.
Свои двадцать английских слов он использовал по назначению, периодически тыкая пальцем в окно выкрикивая: "Гора! Река! Черепаха! Смотри! Это! Сюда!".
Когда мы захотели заехать на рынок, где продавали зебу и прочих домашних животных, он вышел из машины и встал рядом с ней с таким видом, что все пошедшие было в нашу сторону карманники резко передумали.
Он умудрился пролезть на внедорожнике туда, куда я пошла бы только пешком. Мог очень долго ехать за рулем без перерыва. Старался иногда задвинуть свое понимание о классном отдыхе ("посмотреть на красивый вид из окна и побыстрее свалить"), но наши просьбы воспринимал почти всегда с первого раза.
Вот только он не взял с собой воду и еду. А у нас был, извинити, провиант на двух человек. С небольшим запасом, но реально с небольшим. И мы не очень хотели закупаться по дороге, потому что хотели чисто на всякий случай есть уже проверенную еду.
Поняли мы тему про отсутствие у него еды не сразу. Ну, мало ли, не ест человек и не пьет днем, ну, может, не хочет.
К тому же, в первый день он вдруг остановился где-то типа как в пустыне и сказал "еда идти". Вернулся через минут двадцать и вроде как поел. Позже выяснилось, что у него там семья и он зашел пообедать.
Так что мы честно лопали свои запасы и думали, что он обеспечит себя сам.
Только позже сообразили, что у него реально ничего нет с собой и покупать он не планирует. Экономит, похоже.
На Мадагаскаре в глубинке можно подойти к любому дому, дать мешок с продуктами и попросить приготовить чего-нибудь.
За копеечку тебе все это пожарят-потушат: то есть не нужно было думать о том, чтобы тащить с собой оборудование для готовки.
И вот, в первую ночь выдали мы одной пожилой женщине мешок с продуктами, она нам жестами показала "приходите через час", мы через час пришли, она выносит две тарелки, ставит на стол где-то там в кустах, мы садимся ... и водитель наш садится тоже за стол.
И давай с нами светскую беседу вести из двадцати слов.
Блин. Ну, конечно, попросили мы для него еще тарелку, положили еды с наших тарелок. На троих было маловато, мы не наелись (а он еще такой "помидоры любить не", и двигает их на краешек тарелки). Я те помидоры прямо с его тарелки и сожрала.
В следующем месте ночевки хозяева жилья оказались более прозорливые и принесли ему отдельно тарелку с гигантской горой риса, мне бы на неделю хватило. Он съел за один присест нормально.
В общем, сосуществование с водителем не было супер-идеальным и часто было про некий психологический дискомфорт.
Я предпочла бы ехать медленнее (т.к. сама бы, конечно, была осторожнее на тех дорогах), но без него. Ну что ж, назовем это "любопытным опытом".
Интересное началось уже на выезде из нашего города. Это было что-то невероятное: видеть, например, как к городу идут десятки, сотни людей. Дело было рано утром и в город тянулись продавцы всего подряд, погонщики зебу, угольщики, водоносы.
Шел дождь. Достаточно сильный холодный дождь. И все эти мокрые люди, по большей части без курток, шли, как ни в чем не бывало - такая живая инфраструктура с водой, едой и топливом.
Тут на фото погода уже получше стала. Чувак козу купил, несёт.
Чем дальше на юг, тем больше менялся ландшафт. В районе Fort Dauphin были местами и горы, и джунгли. Позже всё это превратилось в красную землю с кактусами, суккулентами, баобабами.
Менялись деревни: домики становились меньше, материалы, из которых они были сделаны - хуже.
В самых бедных районах домики были такой высоты, что в них можно было только сидеть или лежать.
На фото поселок угольщиков, он недалеко от "крупного" города, так что это еще очень даже приличные дома.
Мы проезжали деревни, поселки, пустую бесконечность. Везде куда-то шли люди. Люди могли быть в пятидесяти, в ста километрах от ближайшего населённого пункта - что-то невероятное, конечно.
Везде что-то продавали: какую-то еду, в том числе готовую, овощи, чипсы, местную пепси-колу.
Это рынок, мы остановились овощей купить. В таких местах что-то приобретать было всегда приключением - потому что все смотрят, все что-то хотят, все говорят с тобой хором, все друг другу на тебя показывают, уфф. Я вообще-то общительная и необычным меня не напугать, но тут я каждый поход на рынок помню, как выход на корриду)))
Думаю, если пожить там пару недель, я бы привыкла, конечно, но было прям так, непросто.
Везде все сразу же замечали: белые! Мы были постоянным аттракционом - и неудивительно: за всю поездку на юг других белых мы не встретили. В городе была еще парочка, мы иногда пересекались в магазинах, и это каждый раз было прям событие.
Я заметила, что где-то на пятый день уже хочу кричать, как местные, завидев белого: "Белый, вау, белый!" ("вазА!" на малагаси).
В общем, в городе белые еще иногда были, а за городом - всё, нет. Так что местные были иногда в радостном шоке, а иногда просто в ужасе. На самом глубоком юге убегали, испарялись в кактусах за секунду. Впрочем, там уже не только в "белости" дело - там мы за два дня еще и ни одной машины не встретили.
В первый день мы проехали километров ээээ стооо.... пятьдесят....
Это еще, можно сказать, много, потому что в первый день дороги были, в принципе, нормальные.
К обеду мы приехали в последний большой посёлок, за которым были только кактусы. До него, впрочем, тоже были только кактусы, но из кактусов люди стекались в посёлок, а из посёлка вытекали не особо.
Во время планирования поездки я нашла на сайте какого-то геолога упоминание того, что недалеко от поселка находится шахта с лучшими в мире редкими водяными сапфирами (кордиерит).
Эта шахта упоминается на сайтах с драгоценностями (мол, "ваш сапфир оттуда"), плюс вот пара европейских геологов побывала там и они написали у себя в блоге что-то типа "вам от церкви 10 км на север".
Мы решили, что раз уж есть водитель, то с компасом заморачиваться не будем, пусть он и выясняет, где тут север и где тут шахта.
Оставалось это ему донести.
Я, как могла, руками и ногами показывала: камни. Дыра в земле. Название шахты. Деньги, камни, красиво. Не сохранила фото, а Интернет не работал, так что выглядела я не супер-убедительно.
Вид у водителя был совершенно одуревший.
Он не очень понимал, что я хочу, но пошел спрашивать каких-то людей на улице. Они сказали, что ничего не знают. Кто-то сказал, что это сто км в другую сторону.
Я настаивала. Он пошел искать дальше.
В какой-то момент к нам подвалил местный старичок в шлёпках и за что-то типа 1 евро пообещал показать дорогу.
Далее мы часа полтора ехали эти 10 километров и я не знаю, как водитель не угробил машину. Если бы я была за рулем, я бы давно уже припарковалась и пошла пешком, потому что дороги как таковой не было, было просто направление по горе вверх.
Старичок в шлёпках взял с собой друга. Они шли перед машиной. Иногда водитель кричал "кусты" и тогда они раздвигали колючие кусты, чтобы не поцарапать машину.
Иногда водитель кричал что-то типа "вашу маму" (например, когда острые камни, по ощущениям, пробивали машину снизу), а старичок отвечал "хаха, да ниче, нормально".
Несколько раз мы буксовали. Приходилось подкладывать под колеса камни, толкать машину. Я пыталась объяснить водителю, что, может, мы пешком пойдём, но его уже заклинило и он видел направление "только вперёд".
В какой-то момент мы вдруг оказались у шахт. Был выходной - суббота, в них никто не работал. Мы смогли погулять, заглянуть везде, посмотреть на всякие вырытые ходы-переходы.
Старичок-1-евро помахал нам: "пойдемте!".
Далее он бесцеремонно вломился в чей-то дом из палок и попросил показать нам сапфиры.
Пришли девушки с тазиками, показали уже промытые камни.
Показали и большие кристаллы, в которых они содержатся.
Никто, замечу, не просил денег, не пытался нам продать что-то.
Угостили плодами кактуса, помогли профессионально их от колючек отчистить.
Водитель прогулялся, позаглядывал в дыры в земле, потрогал сапфиры.
Думаю, он не особо понял, зачем мы с таким усилием пёрлись в такую даль, но посматривал с интересом - будет теперь хоть знать, где у них шахта с лучшими в мире, междупрочим
Потом мы гуляли и собирали сапфирокамушки всякие, а водитель оттирал машину и смотрел, что он там поцарапал, а что нет. Обратно дорога была уже пободрее. Старичок-1-евро нашел двух друзей, которые составили ему компанию в отодвигании веток.
Когда мы вернулись в посёлок, водитель остановился и стал расспрашивать: куда мы собираемся дальше?
Мы назвали несколько относительно известных мест - побережье, заповедник, пляж. Он несколько раз настойчиво переспросил и было видно, что он хотел знать: точно ли это ВСЁ или у нас будет еще какая-то безумная идея типа шахты.
Уфф, вроде всего только про одно место рассказала, а текста уже много. Ну ладно, продолжение тогда в следующей серии.