История с ногой. Часть первая.
Беру свою историю с форума Конивет, где я спрашивала у людей совета.Не судите строго меня, я тогда была совершеннейшим чайником.
Примерно в середине января 2013 года я обнаружила, что у Рифмы (ей тогда было 10 мес.) отекла задняя левая нога от пута до скакательного, прямо ровная култышка, без изгибов. Нога не грела. Но и хромоты не было. На следующий день начала греть, натерли водкой с йодом, но не завязывали. Через несколько дней обнаружила на путовом суставе внизу мягкую на ощупь шишечку. После прогулки (1 час, шаг-рысь) шишечка прорвалась, побрили, промыли крепкой перекисью, выжали довольно много гноя, закачали в дырочку мазь Вишневского, перевязали.
Так обрабатывали дня три-четыре, гноя больше не было, поэтому продолжили без перекиси (побоялись, что выжжет живые ткани), промывали фурацилином. Не сказала бы, что отек сильно спал, но все же не култышка была нога. примерно через полторы-две недели дырочка начала зарастать, гноя не было больше, но вдоль ноги от путового до скакательного сустава образовался карман, где скапливалась сукровица, содержимое выводили наружу при помощи иглы от шприца (протыкали, сукровица вытекала). Девочка-ветеринар подумала, что мы увлеклись перекисью.
Через пару дней началась хромота. Посмотрела пятку - она содрана как будто. Я подумала, что это потому что жеребушка ногу на пятку ставит при ходьбе. К сожалению, у меня не было возможности приезжать на неделю на конюшню и отслеживать ситуацию - семейные проблемы. Девочка-ветеринар тоже не особо смотрела, она учится и не каждый день на конюшне бывает. В результате имеем в субботу жеребенка, который прихрамывает, ставит при этом ногу на пятку, а когда просто стоит, зацеп копыта приподнят миллиметра на три-четыре. Над венчиком обнаружили содранную шерсть, как будто веревкой пережжено, но за неделю до этого, когда жеребенок хромал, я осматривала это место и там ничего подобного не было. Ветеринар сильно задумалась по поводу сухожилия, я поискала в интернете и нашла кучу статей, которые говорят о том, что это может быть разрыв (или надрыв) сухожилия глубокого сгибателя пальца. Причин может быть несколько (это мои мысли):
1) подскользнулась
2) навоз в леваде, где они стояли на улице, замерзает шариками, могла наступить больной ногой и оступиться
3) могла укусить собака (есть там один кадр четвероногий, который помогает загонять лошадей и при этом может хватануть за путо)
4) веревка могла быть, в смысле капроновый шнур от рулонов сена.
5) что-то еще
Фоторепортаж с места, так сказать, событий.
Фотоаппарат не очень хороший, старый, поэтому снимки некоторые мутные.
Фото №1
Как это просто выглядело.
Фото №2
То же фото, но с выделением. Красным выделено место гнойника, видна дырочка. Синим выделен карман, где скапливалась сукровица. Зеленым - зазор между полом и зацепом.
Фото №3
Вид сбоку
Виден карман, а также полоса на путе от чего-то.
Фото №4
Вид сзади
Затем хромота прошла, но наступала Рифма так же на пятку и когда стояла, зацеп был приподнят. Отек небольшой, но твердый.
Вызывали и более опытного ветеринара, но он после осмотра только голову почесал и предложил прикладывать парафин. Начали прикладывать парафин на 40-50 минут, спал отек, смягчились ткани, можно было прощупать кости и мышцы после сеанса, но копыто ставилось все так же, на пятку, зацеп торчал вверх. Пятка, естественно, стала грубеть, как бы стираться, что ли, приминаться от того, что лошадь постоянно стояла на ней.
Итак, постав ноги - на пятку, зацеп приподнят, хромоты нет, ногу дает трогать спокойно, все процедуры переносит спокойно, аппетит за все это время отличный, настроение хорошее. Пятка подстерлась.
Проверяли и на предмет того, что это накол, то есть и расчищали, и даже подковали на подкову бОльшего размера, чтобы получились как бы усики, на которые она опиралась и ногу прямо ставила. Поставили в денник с ровным деревянным полом. Стала ставить ровнее... пока не отросло копыто, и снова она стала приподнимать зацеп.
Что это????
Я даже боюсь вспоминать, что я тогда испытывала, сколько слез пролила, потому что не могла понять, что это такое и с чем его едят. Готова была свозить на рентген, но в нашей милой глуши тогда не было ни рентген-аппарата, ни УЗИ-аппарата, который могли бы вынести из клиники на улицу, чтобы обследовать лошадь. Я звонила во все звериные и человеческие клиники, но увы...
На конюшне на мои усилия все смотрели с сочувствием и жалостью, помогали и поддерживали, но в глаза к каждому закралась печаль, которая ела и меня саму: что дальше? что, если она навсегда останется такой? отдать её кому-то в табун, чтобы нога стёрлась до того места, из которого растет? проще уж действительно сразу под нож... И некоторые так и считали, что хватит уже мучить и себя, и кобылу, ничего не исправить... Но молчали. Это потом они мне уже признались, что мысленно поставили на моей кобылке крест. Вспоминаю и слезы сами наворачиваются...