Re: С лошадьми понарошку нельзя... Фризы. Португалия
Бу работает и на трензеле и на сайдпуле. На плацу на железе, так как на плацу работаем над рамкой, сгибаниями, точностью и железо тут несколько лучший проводник; в поле просто отдых для мозга, раздвинуть, дать возможность потянуться, просто пробежаться по прямой и долго спокойно попутешествовать шагом и поэтому в поле он ходит на сайдпуле.
Разницы в его лице при одевании трензеля или сайдпула нет никакой. Сайдпул его чаще бесит тем, что с ним лицо больше чешется. Мотивация к работе, характер, отношение с железным мучителям никак не изменились.
Я была негативно настроена простив железа долгое время, так как не видела мягкой работы, в те редкие разы когда занималась верхом приходилось бороться со ртом, ездить на шпрунте, чувствовать как вламыется лошадь в железо. Это неприятно.
Вот и возникло ощущение, что все это зло от железа. Потом с личным опытом, занятиями на выезженных лошадях, чтением литературы категоричность насчет железа исчезла.
Затем также как и Юля я констатировала факт психологического прессинга в НХ, причем прессинг этот часто противоречил моим понятиям о правильности тренинга лошади (джойн ап тот же, или разворот за зад со скручиванием плечей и пр).
И начался период смуты в моей голове, который затем был развеян заездкой Бу, поездкой в Португалию и занятиями на Феде.
Бу заезжался на сайдпуле и на железе, и разницу в его восприятии не заметила ни я, ни Юля его работавшая.
В Португалии появилось осознание выезженной лошади, легкой на ногу, руку, корпус и желание добиться такого со своими.
Когда на Федусе получалось прости нести трензель в руке и чувствовать только его без сопротивления и лошадь идущую в руку, было необычайно комфортно и легко двигаться на комфортной круглой спине. Гораздо приятней, чем ехать на хакаморе оленем или нырять на сайдпуле на перед до земли.
Говоря о лошади, мы часто используем термины "работаем лошадь, тренируем лошадь, занимаемся". То есть аналогии четкие с работой, спортом и школой, человек же в этом случае будет выступать в роли начальника, тренера или учителя. Ну или все сразу.
У всех нас были строгие и нестрогие, требовательные и не очень учителя/начальники/тренера. И не всегда мы любили мягких и не требовательных. То есть существует нечто другое, за что мы любили и уважали ту математичку, которая безжалостно ставила "два" в журнале.
Это не является ответом на вопрос конечно
Для меня главное искусство тренера/учителя это умение грамотно объяснить, затем грамотно потребовать, а потом предоставить возможность применить дальше в некой логичной последовательности. Для меня это путь без стресса, а именно его считаю злом в работе с лошадью не важно на чем.
Стресс калечит лошадь не только психологически, но и закономерно ведет к физическим проблемам от зажатий, крепатур, неверной работы мышц и суставов.
Поэтому просить чуть больше, чем лошадь может, допустимо, но до возникновения стрессовой ситуации. И не считаю, что надо обязательно добиться своего и закончить на хорошем. Если не хватило чутья, передавил - лучше оставить и в следующий раз попросить чуть меньше.
Порог стресса у всех индивидуален.