Сами себе ковали и родители-самодители :) фотопутешествия

Нууу, в школу-то поступит))))

Но в целом, да, сейчас в первом классе дети преимущественно уже умеют читать и писать. Но опять же, в большинстве школ есть класс подготовки.

Мы с Никитосом ходили лет с 3, что ль, в детскую гимназию на развивайки (тоже все подряд, и последний год - подготовка к школе). Ему очень нравилось, и довольно много чего дало. А вот год (по его желанию) в детском саду не прибавил к Никитосовому развитию ни-че-го по моим ощущениям. Хотя там все тоже самое было - и рисование, и пластилин и буковки-циферки.
 
Сонь, спасибо за ссылку! Гляну позже с большого компа, а то с планшета не кажет.

Женьк, надо же! Вот не первое мнение слышу, что садик не для развития скорее, а просто для общения. И вот удивительно, читаю сейчас книжку Никитиных - пионеров раннего развития еще в советское время, но тоже - книжка 88 года, уже Перестройка, вроде совсем недавнее время. И все равно их петоды считались революционными, непохожими, к ним относились настороженно, хотя некоторые наоборот восторженно :) И всего-то ничего прошло, а то, что у них подвергали сомнению, теперь практически официальной линией стало! Только у меня складывается ощущение, что сейчас раннее развитие - это не ух ты, как я могу!, а чуть ли ты не белая ворона, если так не можешь. Мне не кажется, что Димка отстает, но иногда одолевают опасения, а вдруг мы чего-то упускаем...

Сегодня на капоэйре было очень смешно :))) Всем было жутко сложно собрать мозги. А Дядя Алексей всегда чередует бурную беготню со средоточением. В итоге один мальчик вообще где-то в параллельном мире витал, Димка то и дело отключался тоже, и только третий мальчик, самый спокойный из них, дослушивал задания до конца и очень близко к тексту их выполнял.
Давая задание, Дядя Алексей иногда формулирует это как "я не поймаю того, кто..."....... пока он набирал воздух, чтобы возразить, Дима описал два круга по комнате галопищем :))))))) "подожди! Я еще не сказал, что надо сделать!" Ооооо.... у меня задергался глаз :))))) Сколько раз я произношу ту же фразу, уносясь в голубые дали на Дяде Оззике! :)))
Еще было смешно, когда дали задание влезть в кольцо ногами и протащить его через себя, сняв над головой. Прямо Дима vs кофта! :))))) Или мартышка и очки :)) Оказалась совсем нетривиальная задача.
Но в итоге Димку похвалили после занятия. Вот вроде их вообще не корректируют, даже если они пропустят какое-то из заданий. А прогресс по сравнению с прошлым понедельником прямо заметен! Ловчее делает упражнения и ближе к тексту.
Пока наши мальчишки пытались стоять ногами на стене, по коридору на нас стал надвигаться громоподобный топот и визг, близкий к ультразвуку, на грани человеческого слуха... это просто закончились занятия балетом у девочек в белых маечках и воздушных юбочках, похожих на маленькие облачка :)))))
 
Последнее редактирование:
Вчера у нас в гостях были Тётя Дётя с маленьким Мишей.
Дима: ой! Мам, смотри, Миша забыл свою плюшку!
- Соску? А отнеси ему! (В соседнюю комнату)
- Миша, смотри! Я принес тебе твою присоску!!
:))
 
Про развитие... Ты знаешь, Ань, я вот чем дальше, тем больше понимаю, что нет никакого общего "календаря развития" и в "в 5 лет ребенок должен..." Никому они ничего не должны.
Педагогический коллектив школ, садов и иже с ними (выросшие на советских стандартах обучения детей) обожают ставить планки, границы и рамки. Как, в четыре года ваш ребенок не знает, чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Конечно, не знает, он в Москве живет! Тут можно прожить 5 лет и ни одной птицы не увидеть. Зато он, наверняка, отличает рено от ауди, а это не каждая учительница может.
У каждого есть какой-то свой путь приобретения навыков. Весь первый класс и первую неделю второго, Никитос писал, как курица лапой, так, что все с трудом разбирали написанное в корявых буквах и черкотне. За две недели он невероятно спрогрессировал, спустя полтора месяца тетради изменились до неузнаваемости. У нас была цель - отработать почерк. Но он и сам хотел, сам переписывал все задание (если допускал больше 3-х помарок), сам работал над чистописанием. Просто дорос до осознанной работы ради конкретного результата. То же и с чтением. Буквы знал и читать начал относительно рано, но сам смысл чтения ему стал понятен только в первом классе, и читает он с удовольствием. Кстати, некоторые его одноклассники, не умеющие читать до школы вообще (и не знающие букв) находятся примерно на том же уровне. Как и, кстати, некоторые девочки, читающие с 3 лет и к 8 годам осилившие чуть ни Толкиена.
А уж заявления о том, что ребенок в 3-4 года должен свободно склонять существительные и спрягать глаголы.... А не то, ужас ужасный, дислексия, двойка в школе по русскому и ЗАВАЛИТ ЕГЭ.:D

А дети... Мне кажется, никто не обладает такой сверхспособностью учится, как они. Ведь, если вдуматься, у них способность к обучению, фактически равна способности к выживанию. Сколько сил они тратят, чтобы научится стоять? Ходить? Говорить? Есть ложкой и вытирать попу? "Ребенок не хочет учится, потому что ленивый, тупой, неспособный, отстающий, активный, пассивный и т.д." Да ребенок только и делает, что учится с утра до ночи. И ничего, как мне кажется, не охлаждает эту способность к обучению, как неверие или недоверие ребенку, как изначальное отношение к нему, как к нежелающему учится.

Эээ... что-то я увлеклась и разошлась))) Сорри)))))))
 
Ведь, если вдуматься, у них способность к обучению, фактически равна способности к выживанию.
Вот золотые слова :) Женьк, ППКС. Вообще для меня это трудный вопрос - кому это надо? Допустим, надо ли уметь собирать пирамидку. Вот он мелкий пирамидку разбирал, с упоением играл штырем, использовал его для кучи разных дел, надевал кольца себе на руки, на ноги, на другие предметы... но в упор не интересовался собиранием пирамидки по шаблону :)))) С одной стороны - не идя по шаблону, он осваивал намного больше всего, причем по собственному желанию, с большим упорством. С другой стороны - в школе-то придется делать то, что "надо", а не то, что интересно... И вообще по жизни иногда приходится делать ненужные, нелогичные и неинтересные вещи, потому что так надо. Как найти баланс?
С теперешним отношением к раннему развитию меня вот пугает то, что уже получается не радость открытий по собственному желанию, на интересе, а это зловещее шаблонное "надо" начинается еще раньше... "После 3 уже поздно"!! :))) Как однажды мы столкнулись с богатенькой тетей с двумя детьми, которая рассказывала, что они с дочкой "в прошлом году закрыли плаванье, в этом по плану верховая езда и языки", т.е. не то, что дочка сама чем-то увлеклась и они это поддерживают и дают возможность развить... а по их мнению дочка должна освоить некий набор навыков и знаний. А кому должна? Родителям, чтобы они ей гордились перед друзьями? А себе самой она что должна? Или, возможно, все ее друзья освоили такой вот джентльменский набор, и она будет белой вороной, если не освоит того же таким же способом - "в это году закрыли тО-то", а не "я увлеклась делом своей жизни"?"
Я вот согласна с мнением, что надо поощрять у ребенка желание экспериментировать, ставить себе задачи и справляться с ними, умение учиться, любознательность. Если он будет уметь учиться, он сможет освоить что угодно, когда оно ему станет надо. Как ты про Никитосов почерк рассказываешь. Мне вот в твоих рассказах всегда очень нравится читать "Никита набрал себе кружков" или "Дима поставил себе такую задачу..." (когда он школу заканчивал, за точность цитаты не ручаюсь :) ). Не "я отдала Никиту в разные кружки, чтобы он у меня был развитым", а он сам принял решение учиться - именно тому, чему сам счел нужным :) Я вот тоже у Димки всячески поощряю желание делать выбор, помогать, участвовать во взрослых делах, принимать решения... в магазине всегда с ним советуюсь, что купим из еды, обозначаю задачу и даю возможность самому выбрать конкретные продукты, ну итд. Принимать решения - и нести ответственность за их последствия. Единственно, будучи единственным ребенком у кучи любящих взрослых, он слишком привык рассчитывать на помощь, и при первом затруднении складывает лапки и требует сделать все за него. Стараюсь объяснять, что а если мамы рядом не будет - как он это сделает? Пока со скрипом получается, но в чем-то получается :) Сами же приучили, теперь приходится переучивать.
 
Последнее редактирование:
Сонь, посмотрела видео. Очень здоровско! :) Чтоб у меня конь хоть когда-нибудь так от ноги двигался хотя бы в низком положении!! :))) Пока я продолжаю ездить в "около-контакте", потому что повод продолжает перекрикивать шенкель, чуть что - перестает доходить до повода... а я сейчас делаю все для того, чтобы двигать его от ноги. Рада бы двигать от ноги на повод, все годы Оззивладения так и делала, и мне даже казалось, что я веду его ногой, что он берет на спину итд. Только сейчас начинаю узнавать как он может брать на спину, как это ощущается, когда он действительно двигается от ноги, а самое главное - сопротивления стало в разы меньше.
А вот если мы доездимся до того, что у нас будет не около-контакт, а контакт, который не будет теряться в разных ситуациях... Хотя вот я вообще не испытываю потребности подбирать его выше. Он все, что я прошу, делает и в низком положении. Но вдруг когда-нибудь почувствую такую необходимость, тогда будем это пробовать после того, как в удобном сейчас положении я смогу не терять его ногой, и он сможет доходить до повода, не балансируя шеей.
 
С другой стороны - в школе-то придется делать то, что "надо", а не то, что интересно... И вообще по жизни иногда приходится делать ненужные, нелогичные и неинтересные вещи, потому что так надо. Как найти баланс?

Что-то я не поняла, как теперь цитировать....

Ты знаешь, мне помогло понимание того, что ребенок приходит в школу, не получать знания и быть отличником-пионером, а потому что родители сказали. И попадая в некий коллектив, ребенок начинает к нему приспосабливаться. Большинство вполне себе вливаются. В коллективе принято заполнять дневник, делать домашние задания и ходить в белых рубашках. Дети не анализируют почему, они просто адаптируются к условиям. У них нет понятия далекого будущего (связи между учебой-работой-карьерой), они в этом плане не марафонцы. Поэтому на мой взгляд, довольно бессмысленно расписывать ребенку плоды хорошего образования - для него взросление бесконечно далеко, где-то в другой вселенной. Но ему вполне по плечу отработать то, что очевидно. Добиться ровной линии, красивой закорючки, понимания задачи и т.д. И вот над этим они работают сами. И, как ни странно, с большим интересом. Потому что, как мне кажется, ничто так не убивает веру в себя и интерес, как непосильная задача. Но мне кажется, вам это не грозит - разбитие занятий на кучу маленьких шагов - твой конек))))))
Ну и быть на стороне ребенка, исходя из его потребностей. Никита знает, что если ему вдруг станет очень дискомфортно в школе, и причину дискомфорта не удастся устранить, он будет учится дома. Знает, что иногда он может не пойти в школу, потому что не хочет. И вот это, кмк, очень сильно повышает уровень терпимости у ребенка - отсутствие жестких рамок.
 
Евгения, с интересом прочитала всё, что Вы написали о воспитании детей. Мне Ваше мнение очень импонирует. Одно насторожило.
Никита знает, что если ему вдруг станет очень дискомфортно в школе, и причину дискомфорта не удастся устранить, он будет учится дома. Знает, что иногда он может не пойти в школу, потому что не хочет. И вот это, кмк, очень сильно повышает уровень терпимости у ребенка - отсутствие жестких рамок.
Я не уверена, что это правильно.:rolleyes: Возможно, это очень укрепляет взаимоотношения в семье, но может навредить в будущем, когда придётся таки что-то терпеть, чего-то добиваться.
 
Сейчас попробую объяснить. Я не говорю о потакании любому "хочу-не хочу, буду-не буду" в минуту слабости. Я говорю о дискомфорте, который действительно отравить жизнь, если не искалечить. Более того, я уверена, что ребенок, который действительно будет НЕ хотеть туда, сможет мне убедительно аргументировать.
Знаете, мне еще вот кажется, что один из самых больших иррациональных страхов, внушаемых родителям всевозможными воспитателями и педагогами - это страх, что ребенок вырастет и будет вами манипулировать. Ради своих прихотей закатит истерику и т.д. Все это вырастает из одного корня - отсутствия уверенности в том, что ребенок изначально хороший. Почему-то большинство педагогов рассматривают ребенка как неорганизованное, ленивое, истеричное, тупое создание, желающее целыми днями сидеть перед телеком и пожирать чипсы. И приняв это за аксиому, они начинают детей от этого лечить, объясняя родителям, что если срочно не начать делать что-либо, то тогда, тогдааааа... Дальше идет набор иррациональных страхов, включающих у родителя программу "я плохая мать". И начинается сделаем, во чтобы то ни стало.
Мне кажется, именно отбирание у ребенка ответственности за его решения, жесточайшие границы и "должен" приводят к бунту и протесту. Трудно, (мне было вообще практически невозможно:D) поверить в то, что ребенок на самом деле ХОЧЕТ. Больше всего на свете, он хочет быть хорошим. Он хочет учится, он хочет помогать родителям, он хочет быть умным, сильным, ловким, красивым, добрым. И ради этого он терпит и добивается.
Но иногда... Бывают ведь дни, когда я объявляю, что еды дома нету и не будет, что на работу не поеду, ибо заколебалась, устала и хочу отдохнуть. В эти дни Серега забирает детей, я лежу на диване и мы обедаем в ресторане. По логике бихевиаристов, раз получив положительное подкрепление, я должна так поступать снова и снова. Но нет)))) Такой бунт нужен довольно редко, два, может быть, 3 раза в год. И у ребенка должно быть такое право просто выдохнуть. А когда школа переходит в зону ЕГО ответственности, он и относится к ней начинает более ответственно (сорри за тафтологию), и не идет в разнос по прогулам. Правда, это не значит, что можно потирая руки, радостно сказать "это твои проблемы". Но и "моими проблемами" детская учеба быть не должна.
 
Женьк, ППКС, как обычно :)))) Одно удовольствие тебя читать! Вот прямо полностью согласна. Именно сознание того, что надо ходить в школу не потому что мама прозудела все уши своим "надо" и какими-то непонятными далекими последствиями, а потому что не пойдешь - наступят вполне понятные и близкие последствия - именно это мотивирует. Я вот всю жизнь с огромными трудами вставала с утра, меня мама будила вплоть до времени, когда я уже во всю ходила на работу, лет до 25! Она считала это своей ответственностью, а я как-то не спешила ее брать на себя. А когда вставание стало моей ответственностью - не встала вовремя, не успела на автобус по расписанию, например - то я стала намного легче просыпаться и быстрее собираться :)
И согласна, что должны быть дни полениться. Я вот сегодня пыталась в 11 разбудить Димку, но не смогла :)))) Он проспал до 12. Встал выспавшимся и довольным. А я представила себе, если бы было надо куда-то идти ко времени, учиться например... Поднять-то я бы его подняла, он бы невыспавшийся пошел... что бы он там выучил? А потом весь день чувствовал себя злым и разбитым. Вместо этого лучше в такой день отдохнуть, назавтра чувствовать себя выспавшимся и довольным и со свежей головой учиться. Ну и да, и укрепляет взаимопонимание в семье. Когда тебе будет плохо, тебя услышат, а не будут подозревать в кривлении душой :) У нас вот Димка будь здоров какой манипулятор, мы сами его приучили таким быть, но все равно очень чувствуется по всей манере себя вести и даже по интонациям - это очередной спектакль или сказано искренне.
 
Сегодня первый день после сибирки ездили к коню. Устроила ему легкую работу на корде - много шага и одну рысь. Интересные взаимосвязи в коне - он ну никак не мог потянуться, вытянуть шею, расслабиться, пока мы с ним не поработали над перекрещиванием задних ног под пузом на боковых движениях. Он сначала предлагал вроде бы слегка согнуться в боку, слегка отвести задние ноги с круга на бОльший круг... но это его не разминало. А когда мы по паре кружков в каждую сторону поработали над тем, чтобы он на боковом движении конкретно перекрещивал ноги под пузом и отводил их в сторону, на движении вперед (на корде не скажешь "по прямой") он весь сразу расслабился, даже в крупе опустился, а спереди полегчал. Видимо, в этом и есть секрет, почему под верхом в какие-то разы он более стабильно доходит до повода, а в какие-то разы вроде бы и боком бегает, пусть и не так ловко, но повод то и дело теряет. Буду стараться больше обращать внимание на то, что он там делает задними ногами на боковых, раз это его так разминает :)

А вот виды нашего парка в зимнем облачении :)
407201-b3682-91263514-m750x740-u27c3c.jpg


407201-d45cb-91263516-m750x740-u3ed55.jpg


407201-dcf2f-91263517-m750x740-u4df06.jpg


Вот тоже - снимаю вокруг да около, а то, как хочу снять вечерние огоньки, никак не вытанцовывается :))))
 
Сегодня отвезли папу расчищать на соседнюю конюшню, а сами с Димкой поехали к Дяде Оззику. От снега не осталось и следа, и это наверно единственный плюс плаца с сильным уклоном - все стекло :) Чуть чавкало, но в целом плац был совершенно рабочим.
Судя по тому, что конюха потом спросили меня, надо ли выпускать Оззика в такой дождь, как вчера... видимо, он вчера не гулял. По крайней мере, импульс зашкаливал. Коня несло, кажется, помимо его воли! Я не могла его потянуть вперед на шагу - так он спешил! Сжимался в мячик и катился... Ничто из того, что я обычно себе представляю, не работало. Тогда я сосредоточилась над тем, чтобы задние ноги толкались не где-то там и не куда-то там, а пружинили под нами с конем, принимая на себя вес. Ух они запружинили сразу!
Конь по-прежнему моментально ловил картинки, которые я рисовала себе в голове, но единственно - с помехами. Подумаю об удлинении шагов - тут же нас уже несет! Так что думала я только о задних ногах, о том, как они под нами пружинят. Очень чувствовалось, когда они начинали отставать от нас, я тут же старалась их поймать - лучше всего это удавалось, когда я делала утрированное постановление до тех пор, пока не удавалось поймать его ногой - тут же смягчала руку. Чередовали рысь прямо и плечом внутрь, старалась так настроить связь с задними ногами, чтобы я в любой момент могла уйти на плечо внутрь, повернуть или наоборот, дальше проехать - и задние ноги не терялись, так и пружинили под нами. Очень хорошо удавалось преодолеть этот деревянный внутренний бок - когда задние ноги не успевают за центром тяжести, коня несет плечами вперед, пусть даже формально по траектории плеча внутрь, только он совершенно не проходит... Обычно в этой ситуации шея слишком сильно свернута внутрь, а бок не восприимчив к шенкелю, конь будто одной шеей выполняет упражнение, а не всем конем :) Не совсем одной шеей, но не от ноги, не проходит, есть инерция, несбалансирован, может унести со стенки на диагональ... И вот бывает, что сплошные нервы и ну никак ты не пересадишь его назад, чтобы он поднял свои плечи и сбалансированно и влегкую побежал боком, а сегодня это хорошо удавалось. Именно вот так вот - чувствую, что шенкеля перестает хватать, сгибаю внутрь сильнее, чувствую, как вес смещается на внешнюю сторону коня - и тут же удается его поймать на внутренний шенкель :)
Когда на рыси связь моих ног с его задними ногами практически наладилась, попробовали галоп. Если сравнивать ожидания и реальность, то из всех аллюров сегодня лучше всего удался галоп!! Я загадывала медленную скорость, пружинящий, глубоко заскакивающий под коня зад и подвисание - и все это тут же получила :) Капельку тоже попрактиковались в ловле коня на внутренний шенкель, направо удалось прямо совсем чудесно, налево сложнее. Очень хвалила его, хотя в течение занятия приходилось и прикрикнуть в плане докричаться, коневые эмоции здОрово заглушали мои пожелания :))

Посадила Димку на отшагивание, сходили к машине за фотиком и пошли отшагиваться в туманные поля. Не знаю, почему многие считают такую погоду плохой и депрессивной. У меня ноябрьские слякотные сумерки - это одно из самых любимых времен года! У меня в это время обычно случаются обострения созерцательности, желания глубоко внутри себя о чем-то размышлять, анализировать, перебирать воспоминания и ассоциации, читать статьи по психологии... :))) И кажется, что природа вокруг такая таинственная, недосказанная, полная приключений и такого, от чего сердце замирает... Это так же захватывает дух, как гулять по ночному лесу - такому тихому, уютному и сказочному... Если бы со мной не было Димки, я бы вряд ли удержалась от соблазна поехать на несколько часов в поля! Тем более, это Оззин конек - шаг-рысь по безгрунтице (по прямым :)) ) на дальние расстояния, он в этих ситуациях ведет себя как знающий свою работу специалист, любующийся тем, как ловко у него все получается, и гордый сознанием, что на него может уверенно положиться божество в седле... :)) Главное условие хорошей прогулки - это чтобы всем участникам она доставляла радость. Коню хорошо - и мне хорошо :) Он собой любуется, я им любуюсь, вдыхаю холодный аромат тумана, не обращаю внимание на что-то, что там слегка сыплет с неба, стараюсь держаться травы, где не так скользко, и высматриваю в сумерках, где там въезд на просеку, по которой я несколько лет назад проезжала один раз... наслаждаюсь тишиной, одиночеством, запахами влажного поля... ах..... :rolleyes:
В общем, Димка был с нами и ехал на Оззике. Но вокруг поля по дальнему маршруту, чтобы и конь отдышался, и я насладилась туманными видами :)
407201-eb514-91303962-m750x740-u32520.jpg


407201-3fd6c-91303963-m750x740-ud285b.jpg


- Ну Дядя Оззи! Не опускай голову!! (Я все боялась, как бы Димка не натянул повод так, что Оззи стартанет рысью.... но у нашего коня-няньки и мысли такой не возникало!)
407201-37fe0-91303964-m750x740-u58075.jpg


407201-c3007-91303965-m750x740-u98d69.jpg


407201-388f4-91303966-m750x740-u47f5f.jpg


407201-d6919-91303967-m750x740-u71b2d.jpg


407201-ef3ce-91303968-m750x740-u46701.jpg


407201-b962e-91303969-m750x740-u3964f.jpg


407201-b1f72-91303970-m750x740-uba23f.jpg


Под этим дубом мы летом снимали сладенькие портреты с Оззиком :) Яркие, солнечные и сладенькие. Не знаю у кого как, но у меня теперешний вид этой опушки и этого дуба вызывает такой прилив эмоций... как обложка захватывающей книги. Обычная обложка, а как перелистнешь... так и тут - не просто сумерки, дуб и морось, а краешек целой огромной сказки... :)
407201-7c388-91303971-m750x740-uc713e.jpg


407201-c2008-91303972-m750x740-u249ef.jpg
 
Бабушка нарисовала Диму, а Дима нарисовал... нет, это не Глот с планеты Катрук, это Димина бабушка! :)))
407201-8e291-91306033-m750x740-uac027.jpg


Летающий Дима :))) Залезал к себе на кроватку, как следует разбегался, отталкивался... и.....
407201-d3204-91303973-m750x740-ubd490.jpg


407201-ba9fb-91303974-m750x740-u3b46d.jpg


407201-53913-91303975-m750x740-ub16b6.jpg
 
Добавим еще тумана - вот снял туманность "Конская голова" и туманность "Пламя".

0_1029ae_576b7d28_orig.jpg

Яркая звезда - это Альнитак, она входит в состав Пояса Ориона. Пламя слева от нее, Голова справа внизу, ну ее не перепутаешь.
 
А про "добавим еще тумана" Максим только что мне напомнил недавнюю веселую историю :)) С началом отопительного сезона, когда батарея начинает сушить воздух, у нас с Димкой начинает сохнуть кожа. Помогает увлажнитель, или, как его называет мама Максима - чадило :) Включаем на ночь - я просыпаюсь как белый человек, а не едва дыша склеившимся носом. И что-то мы тут решили наше чадило после ночи не выключать. Уехали себе работать на весь день... А чадило исправно чадило! Весь день!! Приехав, я открыла дверь комнаты..... а у нас там облако :))))) Воздух впору пить, а не вдыхать :))) Окна запотели, по краям струйки текут, разве только дождь с потолка не капает! Я приоткрыла окно, открыла дверь... в комнате туман рассеялся. Зато на улице через какое-то время стало едва видно фонари в парке :)))) Определенно не совпадение! :))
 
Polaris. У нас тоже облако бы не собралось, если бы не оставили на целый день при закрытом окне и закрытой двери :))) Или хотя бы не забыли бы выставить максимальную влажность, чтобы он сам отключался. Он показывпл 70% и собирался чадить дальше, но это было совсем не свежо, как на улице в дождь, а наоборот, душно. Зато сейчас, видимо, мебель и тряпки впитали влагу - током не бьют, в комнате приятно :)
 
Сверху