Сами себе ковали и родители-самодители :) фотопутешествия

Про часы: ещё во многих есть фишка незаметного звонка, т.е родитель может послушать, что происходит вокруг ребёнка. Отношение у меня к этой штуке двойственное, но в мелком возрасте наверное скорее безопасность, чем нарушение личных границ
 
А у меня порой ощущение, что у нас у всех от нынешней вседозволенности крышу сносит. Мы просто не в состоянии грамотно распорядиться той свободой, что на нас обрушилась. Если Европа шла к вседозволенности весьма постепенно, то на нас оная обрушилась, как лавина. По сути, мы чуть ли не первое поколение, которое росло без страха и с минимальной обязаловкой: Союз развалился.
Теперь мы переводим детей на домашнее обучение, чтобы их психика сохранялась первозданной. Новое веянье: семейное обучение. Чему мама с папой научат, там и умными будут дети. Маму с папой, кстати, обучала несовершенная такая старая система, с неудобными формами и неинтересными уроками.
Терзают меня смутные сомнения, что весь этот отказ обучать ребенка, покуда он не желает обучаться, это тот же перекос, только в обратную сторону. Как веганство, например. Да простят меня адепты сего образа жизни.
Нас заставляли, причиняли нам добро, нам было дискомфортно тогда, дискомфортно сейчас, так как наши детские травмы вылезают в очень причудливых формах. Мы не хотим такого нашим детям. Но надо ли ограждать ребенка от любого дискомфорта жизни? Надо ли внушать ребенку, что жизнь - это такой непрекращающийся праздник успеха, поддержки и комфорта? А когда наш ребенок с этими установками вырастет, будет ли ему легко устроиться в мире? В мире, где не всегда поддерживают окружающие, в мире, где многие садятся на шею, когда поддерживаешь ты, в мире, где иногда даже самая любимая работа надоедает до зубовного скрежета, где только "надо" и двигает тебя вперед. Я, например, обожаю свою работу, благодарна судьбе за ее наличие. Но вот буквально вчера я заставляла себя сделать хоть что-нибудь. Просто потому, что я весь день хотела спать и не могла себе этого позволить: пострадал бы рабочий процесс. Смогут ли наши дети, воспитанные по принципу "не хочешь, не надо" таки заставить себя делать в те минуты, когда не хочешь, а надо?
А еще про нейронные связи в мозгу. Чем больше информации мы запоминаем, тем легче запоминается новая. Потому что мозг уже натренирован запоминать. С этой точки зрения не существует бесполезной информации, так как если мы углубляемся в изучение старой информации, то не образуется новых нейронных связей, а укрепляются старые. Поэтому я лично за то, чтобы ребенок отличал Ивана Грозного от Петра I, даже если это ребенку не понадобится никогда в жизни. Мне не понадобилось, например. А пресловутые синусы и косинусы, кстати, понадобились)))
Про волшебные полезные часы. Нарушения личных границ не состоится. К тому моменту, когда ребенок начинает осознавать личные границы, он умеет управлять техникой несравнимо лучше, чем его родители))) Я почувствовала неизбежность старости, когда мой маленький на тот момент ребенок, показал мне оптимальный способ использования определенной функции на моем телефоне. Сейчас я смирилась. Настройки телефона и компьютера - это уже просто обязанность моей дочери. Представляю сейчас такие часики на руках дочери:
"Значит так, мама, вот эта кнопочка - это тайная кнопка родителей, чтобы послушать то, что возле меня происходит"
"Сааш! А давай ты сама все сделаешь? Мне так лениво в этом разбираться! У тебя же так хорошо получается!"
"Ну как всегда, мам!"
Сейчас пред мои светлы очи явилась дочь, спросила, о чем речь. Я зачитала. Ребеночек сообщил стоимость этих часов и большую их хрупкость: разбиваются от первого же удара, говорит, а при вот этом "незаметном" звонке, может слегка ярче работать экран. Я вот прям в красках себе представляю нарушение ее личных границ. Сходи еще нарушь! Она в технике шарит ощутимо лучше меня.
 
Последнее редактирование:
Лиз, хрупкость разная сильно, как и стоимость, да и "скрытый звонок" это личные границы не только твоего ребёнка по большому счету, но часы хочу своему, да.
 
Лиз, жизнь покажет, чья логика принесет больше пользы детям :) "Надо" везде вокруг нас, вот только что заставила бедного сонного Диму идти мыть грязные ноги перед сном несмотря на протесты. Надо чистить зубы, надо ехать работать, даже если хочется полежать, потому что уже договорились, надо убирать разбросанные игрушки, надо не размазывать по тарелке творог, а собрать в кучку и доесть, надо выключать телевизор, когда его не смотришь, и много других надо - надо с понятными причинами. Надо, чтобы сохранить дом чистым, надо, чтобы не ранить чувства близких, надо, потому что взял на себя обязательства, надо, чтобы считать себя хорошим человеком итд. А зачем учить то, что сейчас неинтересно и ни для чего в данный момент не нужно, я не понимаю. Можно создавать новые нейронные связи с помощью изучения какой-то более актуальной информации.
Потом вот если так задуматься, почему дети должны, а взрослые не должны? Дети должны изучать кучу наук, развивать мозги, писать грамотно, хорошо считать итд, а когда они в итоге находят работу, все, конечная цель достигнута? Почему взрослые не сдают обязательные экзамены на грамотность, на разностороннюю эрудицию в разных науках? Взрослые позволяют себе изучать только то, что нужно по работе, либо интересует по жизни, позволяют себе писать с ошибками и не быть начитанными. Если протестировать взрослых по какому-нить ЕГЭ, сколько из нас его сдаст хотя бы на 2? :))) Но нас это уже не парит, мы работаем на работе, в чем-то являемся хорошими специалистами, а в чем-то нет. Но детям этого же не позволяем :) Они сначала должны стать взрослыми и выйти из-под контроля, чтобы смочь развиваться только в чем хочется, а не в чем якобы надо - как все мы.
И вот про то, что без школы дети не будут отличать Ивана Грозного от Петра Первого... они же не в вакууме живут :) Мне вот тут стало интересно, что за памятник стоит в Ступинском районе, я стала читать Википедию и наконец-то повысила свою грамотность по истории. Узнала кто такой Иван Болотников, пошла читать про историю возникновения крепостного права... стало нужно - нашлось легко и запомнилось легко. А до этого не имела представления, и за все эти почти 40 лет мне это ни разу не пригодилось. Мы это не могли не проходить по истории, но в голове не осталось ничегошеньки...

На счет подслушивания по часам я тоже против, по мне это и правда нарушение личного пространства. И дистанционное установление режимов в часах, например, режима "на уроке", когда работают только часы и кнопка СОС. Но вот сегодня я уже звонила Димке на часы, оказалось очень удобно :)
 
Почему взрослые не сдают обязательные экзамены на грамотность, на разностороннюю эрудицию в разных науках?
Иногда сдают. Вопрос места работы.
Потом вот если так задуматься, почему дети должны, а взрослые не должны? Дети должны изучать кучу наук, развивать мозги, писать грамотно, хорошо считать итд, а когда они в итоге находят работу, все, конечная цель достигнута?
Тут тоже есть ответ. Мы все знали с детства, кем хотим стать? Предположим, ты, в итоге, стала ковалем и училась с нуля. Ок! Это возможно, хоть и невероятно сложно, а еще сложнее, если бы ты могла по-английски читать только со словарем и путалась бы в словах и терминах до неузнаваемости текста. Но кто-то желает стать дипломатом и без многолетней базы знаний это вот просто невозможно. А кто-то врачом решил стать, а кто-то здания проектирует. И база для этой работы должна быть такая, что закачаешься. За пару годков не освоишь, тут жизнь нужна. Вряд ли все наши врачи и строители знали лет с трех, что пойдут по этой стезе. Прямо скажем, таких просто единицы. Для того и существует общее развитие наобум, чтобы покуда мозги юные и прокладывание новых нейронных связей для них дело простое, выучить как можно больше. И, быть может, что-то из выученного в детстве очень пригодится потом.
А еще, я, например, мечтала о психологии и психиатрии. Но мои родители решили, что одна из самых модных нынче специальностей для их представлений о правильной жизни абсолютно непригодна. Так я получила 6 лет ада в институте и высшее, чтоб его, строительное. Образование пригождалось в жизни не раз. Именно оно научило меня вдохновенно рассказывать о темах, в которых я не разбираюсь вообще и поддерживать любую беседу на уровне человека, разбирающегося в теме если не досконально, то неплохо. По специальности не работала ни минуты, конечно.
Я к чему это? Общее развитие, оно на то и общее. Я учусь и сейчас. Я все время учусь. И иногда меня спрашивают, а зачем тебе знать вот этот материал? А незачем! Попался под руку просто. Пусть не вянет мозг! А вот в детстве ты вряд ли сможешь определить, чем ты займешься, когда вырастешь. А к моменту определения, время уже может быть упущено.
 
А сколько реально таких специальностей, в которых время может быть упущено? И сколько из нас и наших знакомых по ним работает?
А на счет незнания языка, я говорю, вот Максим читает копытные тексты с гугл-переводчиком, расшифровывает всех этих дроздов в лягушках :)) (гниль в стрелке), в сложных ситуациях обращается к жене. До этого технику настраивал, у которой описание на английском. При этом, никогда английский не учил, он навяз просто из жизни. Сказать на нем может ничего не скажет, но вот написать - пишет. Гоняет фразы переводчиком туда-обратно и может выразиться понятно, пусть не литературно.
Ну и на счет гибкости мозга. Моя мама из переводчицы стала директором фирмы после 40. Столкнулась с рейдерами лет 10 назад... или уже больше? В общем около 60 лет, в 55 может быть. Сначала вполне логично обращалась к специалистам, угробила уйму денег на адвокатов, один из которых ее в самый ответственный момент кинул, а другой потом сам превратился во врага, стал третьей стороной против всех. Война идет по сей день, моя мама сама пишет бумаги для судов и правоохранительных органов, в сложных случаях отсылает на правку знакомому адвокату, и он ей их часто без правки возвращает. Приперло - получила юридические знания, знает где найти информацию что по какой статье классифицируется, что в чью компетенцию входит, какая практика существует, как правильно составить бумаги, чтобы не послали сразу итд. Она бы не смогла работать адвокатом для других, но сама уже столько лет себя обслуживает.
Кстати, читала, что освоение новых навыков и получение новых знаний - хорошая профилактика Альцгеймера, так что это старикам бы общее образование сделать обязательным! :)) Только вот у них проблемы с давлением, они могут не выдерживать экзаменов...
 
Аня, я посты прочла а сьма поверхностно, но во взрослой жизни человек узнает то, что ему интересно. Но он уже имеет универсальную базу и навыки - хоть бы социальные ( детский сад, школа, институт, все эти надо и через не хочу).
Говорят, двери открывает учитель, но входишь ты сам. Мне воталгебра с геометрией пока вроде в жизни не пригождались, хватает математики ( отнять, поделить :D), но как узнать, не попробовав? ;)
В том числе, общее образование - это не только предметы, это дисциплина, терпение, личностный рост))
Это как срок отмотать :D :D:D
А потом " вот повзрослеешь, выучишься - будешь кем хочешь" - тоже от человека зависит, кто-то найдёт себя, а кто-то по накатанной пойдёт с обязаловкой по жизни, не позволяя себе " хочу".
Не знаю, что я всем этим хотела сказать :D
Просто для меня сад, школа - нормальное детство, без негатива ( ну, в моём случае).
 
:)) Да вот Люб, я говорю, что то, что мы называем базой, в любом случае подкидывает сама жизнь. Хотя бы информацию о том, что это существует. А дальше удовлетворяй свою любознательность, вникай глубже, ищи призвание. Я бы вот всецело выступала за какие-то интересности от наук в качестве базового образования. Как завораживает тот же Экспериментариум, все эти фильмы ВВС, а ведь это та самая тошнотная физика :)) Чтобы не навязывать и потом спрашивать базовые понятия наук, а пробудить любопытство к науке, вообще к познанию мира. Чтобы не нужна была внешняя дисциплина, а действовала самодисциплина.
Все дети без курсов и экзаменов учатся переворачиваться, сидеть, ходить, говорить, хватать, бросать, бегать, лазить - важные и сложные навыки! А дальше начинается много принудительного обучения и мало веры в самостоятельное развитие.
А для самостоятельного развития нужно иметь время побалбесничать, поскучать, поиграть в бесполезные игры, побегать на площадке с друзьями, поездить с родителями по новым местам... Познание мира складывается из мелочей. Начала писать, но это можно долго расписывать, а уже пора вставать и ехать работать :)))
Я просто знаете, в своей жизни столько раз убеждалась, что принудительное насаждение своей правды куда менее эффективно, чем создание условий для самостоятельного развития! В копытных вопросах каждый день убеждаюсь, что лошадь сама лучше знает как ей удобнее, без наших расчетов что ей поднять, опустить, выровнять итд. Лошади сами себе что надо наращивают, опускают, расширяют и выкрашивают, если дать им возможность. В езде верхом когда отвлекаешься от того, как правильно и должно быть, и слушаешь лошадь, оказывается, что у нее есть объективные причины сопротивляться. Оказывается, что если верить ее сопротивлению и вести диалог, а не призывать к дисциплине и переть со своей правотой, лошадь будет сама предлагать намного больше, чем ты ожидала. Пока с ребенком убеждаюсь в том же, посмотрим как будет дальше. Может все сложится так, что я изменю свое мнение. А может и нет. Поглядим :)
 
А вот если так поставить вопрос: что повлияло на выбор наших профессий?
Про себя могу сказать, что мне всегда нравились иностранные языки, завораживало чувствовать язык, когда чувствуешь оттенки смысла слов, можешь красиво построить фразу,когда можешь проследить похожие слова в разных языках, как одно и то же слово из латыни трансформировалось в разных языках. В итоге я много работала с переводами. Нравилось сочинять истории и писать, я еще до школы говорила, что буду писательницей, в итоге написала кучу статей на разные темы. Ну с лошадьми все понятно :)) В 9 лет торкнуло. В теперешней работе нравится возможность путешествовать из неназванного выше. Нравится сочетание физической и умственной работы, в чисто умственной не хватало возможности подвигаться, проявить силу и выносливость.
Ничего из этого не пришло из школы или института :(
А как у вас? :)
 
У профессора Черниговской много видео-лекций про мозг и безумно интересно. Она сказала, что наш мозг запоминает ВСЕ!, что мы видим, слышим. И она призывала меньше себе мозг засорять!)) Это я к тому, что надо ли ребенку напихать всего и побольше?)))
А лучше всего мозг развивает...музыка! А самая большая нагрузка на мозг -у переводчиков-синхронистов! Поэтому их меняют каждые 20 минут. Это все я из ее лекций узнала.
Ну а я, тем временем, потащу сегодня своего "ослика" на первое занятие по математике. Пожелайте мне выжить в этой нелегкой борьбе!:D:D
 
На самом деле, как сказал когда - то мой учитель, в наше время прогресса я должен не учить вас (предмет - зоология), какие, к примеру, виды гельминтов встречаются у этого вида летучих мышей, а научить где и как быстро найти нужную информацию, когда она вам понадобится, как ее переработать и как это правильно оформить. Это были 80-е. Сейчас даже не встает вопрос: где? И почти не встает вопрос: как?, а вот оформление... Ей - богу, глаз инет режет. Есть и ответ: почему? - Потому что радио (фонящее в каждом доме со стенки) и телевидение было абсолютно грамотным. За "Московское время 8 часов 40 копеек" Ангелину Вовк премии лишили. Все дикторы были с высшим образованием. А тексты были написаны правильно. А сейчас порой такую галиматью слышишь... Особенно из радио. Такое впечатление, что у ведущих за спиной только 3 класса церковно-приходской школы.
Заодно отвечу про заинтересованность предметом: куча детей поступила в биологические ВУЗы. Сейчас учителя, врачи, ветврачи, зоотехники. А куча сейчас сидит на волонтерских сайтах и спасает собак - кошек. Могу дать ссылки. Я же писала: плакали, когда я уходила. И никогда не ушла бы, если бы не надо было кормить семью. Далее, про ту же биологию... Яйца майского жука... Давайте не так. Давайте зададим вопрос любому ребенку: опиши муху. Обычную муху. Майского жука некоторые могли и не видеть ни разу. А вот муху... Сколько крыльев, лап, глаз? Ее же каждый видел, и не по разу! Что здесь: любовь к предмету, заинтересованность? А, может, просто наблюдательность?
В рационализме далеко можно зайти. Зачем, например, стихи заучивать? Как уже говорилось выше - развитие памяти. А память - штука интересная. И умение работать через не хочу. Сложный вопрос, конечно.
 
Т.е. те уроки биологии в 11 лет определили выбор специальности, да еще и у многих? Круто! Я вот ни одного такого примера среди своих знакомых привести не могу. Знаю, что увлечение собаками или лошадьми побуждает идти учиться на кинолога, ветеринара, зоотехника, тренера итд, а вот чтобы в ком-то школьный учитель открыл такой интерес пока не слышала :)
 
Я где - то писала про 11 лет? Вообще - то биология начинается в 5, а заканчивается в 11 классе.:) И я закончила школьную карьеру в 1996 году. Время было другое. И мучилась комплексами, что дети пошли в биологию, медицину, педагогику. Тогда за это не платили. Особенно в области. Поэтому и сама ушла.
В нынешней школе работать бы просто не смогла. Теперь понимаю, что работала при коммунизме. Полгода в школу ходила с собакой - черным терьером-подобрашкой. Он дома один не оставался. Сидел у меня в лаборантской. Никто даже мяу не сказал. А чтобы уйти с детьми в поход, надо было просто поставить директора в известность. Тут же издавался приказ и... Селигер, Крым, Кавказ. Сейчас поездка в Москву в театр - запредельные бумажки и волокита. Поэтому искренне не понимаю людей, которые ругают школу тех лет.
 
Я вот читаю это все, читаю, и вспоминаю чудесный … рассказ? Эссе?

Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Милый! Ты не обязан становиться инженером. Ты не должен быть юристом. Это не важно, кем ты станешь, когда вырастешь. Хочешь быть патологоанатомом? На здоровье. Футбольным комментатором? Пожалуйста. Клоуном в торговом центре? Отличный выбор",

И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий клоун с подтеками грима на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет! Я клоун в торговом центре! Ты такую жизнь для меня хотела? Чем ты думала, мама, когда говорила мне, что высшее образование не обязательно? Чего ты хотела, мама, когда разрешала мне вместо математики играть с пацанами?"

А я скажу: "Милый, но я следовала за тобой во всем, я была альфа-мамой! Ты не любил математику, ты любил играть с младшими ребятами". А он скажет: "Я не знал, к чему это приведет, я был ребенком, я не мог ничего решать, а ты, ты, ты сломала мне жизнь" - и разотрет грязным рукавом помаду по лицу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые ищут виноватых. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.

***
Или не так. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Не будь идиотом, Владик, думай о будущем. Учи математику, Владик, если не хочешь всю жизнь быть оператором колл-центра. Гуманитарные, че? В наше время таких дурачками называли".
И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий программист с глубокими морщинами на лице и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я работаю в Гугл. Я впахиваю двадцать часов в сутки, мама. У меня нет семьи. Чем ты думала, мама, когда говорила, что хорошая работа сделает меня счастливым? Чего ты добивалась мама, когда заставляла меня учить математику?"

А я скажу: "Дорогой, но я хотела, чтобы ты получил хорошее образование! Я хотела, чтобы у тебя были все возможности, дорогой". А он скажет: "А нахрена мне эти возможности, если я несчастен, мама? Я иду мимо клоунов в торговом центре и завидую им, мама. Они счастливы. Я мог бы быть на их месте, но ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и потрет пальцами переносицу под очками. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время жалуются. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ох" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.

***

Или по-другому. Когда-нибудь у меня родится сын, и я сделаю все наоборот. Буду ему с трех лет твердить: "Я тут не для того, чтобы что-то твердить. Я тут для того, чтобы тебя любить. Иди к папе, дорогой, спроси у него, я не хочу быть снова крайней".

И в свое тридцатилетие он придет ко мне, этот потный, лысеющий режиссер со среднерусской тоской в глазах и скажет: "Мама! Мне тридцать лет. Я уже тридцать лет пытаюсь добиться твоего внимания, мама. Я посвятил тебе десять фильмов и пять спектаклей. Я написал о тебе книгу, мама. Мне кажется, тебе все равно. Почему ты никогда не высказывала своего мнения? Зачем ты все время отсылала меня к папе?".

А я скажу: "Дорогой, но я не хотела ничего решать за тебя! Я просто любила тебя, дорогой, а для советов у нас есть папа". А он скажет: "А нахрена мне папины советы, если я спрашивал тебя, мама? Я всю жизнь добиваюсь твоего внимания, мама. Я помешан на тебе, мама. Я готов отдать все лишь бы хоть раз, хоть раз, понять, что ты думаешь обо мне. Своим молчанием, своей отстраненностью ты, ты, ты сломала мне жизнь", - и театрально закинет руку ко лбу. И тогда я встану, посмотрю на него внимательно и скажу: "Значит так. В мире есть два типа людей: одни живут, а вторые все время чего-то ждут. И если ты этого не понимаешь, значит ты идиот".

Он скажет "ах" и упадет в обморок. На психотерапию потребуется примерно пять лет.
 
Да, тоже люблю этот рассказ :)))
Свет, посмотрела - и правда, не 11летние, а 11 класс :)) Тогда понятно :)
 
А вот на самом деле, любопытно, что у кого из здесь собравшихся повлияло на выбор профессии? А многие наверняка по разным специальностям работали. Какие-то детские впечатления, рекомендации родителей, школьные уроки?
 
У меня все случилось не потому что, а не смотря ни на что. Уверена, что родители должны. Именно должны как можно больше показать ребенку и внимательно относится к его увлечениям. А выбирать ему самому. Никаких приучать, прививать и пр.
 
А я не знаю какая у меня профессия:(
Я была бухгалтером, банковским клерком, зав.складом, зав.канцелярии. Была рабочим по уходу за животными, была тренером.
Наверно, больше всего мне нравилось работать с лошадьми. Но я узнала, что тренер в поточном прокате летом -это 8-10 часов на ногах в жару и поняла, что еще один такой сезон могу не выдержать;):(Мне нравилось работать берейтором, коноводом. Но сейчас, в моей возрасте, таких теть уже не берут, если только они не МС:(. Поэтому работа у меня для зарабатывания денег, а лошади для души. А профессии у меня нет:rolleyes:
 
Сверху