Замечательная статья попалась сегодня с утра
https://psy-practice.com/publicatio...a-o-manipulyatsiyakh-s-agressiey-v-internete/ Вообще к вопросу о популярной сейчас теме толерантности
) Не толерантности в смысле "не бей непохожего", не нападай первым, а в смысле не смей защищаться от нарочитого навязывания своей непохожести, когда непохожесть превращается в браваду.
Меня всегда озадачивало, почему люди, раздающие советы, не пытаются сначала вникнуть в ситуацию, уточнить нюансы. Даже пишут открыто: "Мне некогда читать все, что здесь понаписано, но сделать надо вот что"
) Получается, им важнее прозвучать, чем реально помочь, им не принципиально, будет ли их совет на самом деле применим. Когда-то я с этим столкнулась с лечением Халлочки - каждый имел мнение о том, как лечить ламинит и щедро им делился, даже не спросив, что мы уже делали и к какому результату пришли. Мой любимый пример: на улице ко мне подходили прохожие (еще когда стояли в городе) и говорили: "Бедная лошадка! Хромает! Наверно все копыта себе стерла об асфальт. Подкуйте ее!" - "Она подкована" - "Тогда раскуйте!"
)) И прямо как по статье - любое несогласие или уточняющий вопрос воспринимается советчиком с обидой. И в этой, и в других ситуациях, и не только со мной. Я много над этим думала и пришла к выводу, что дело в том, что то, что произносится, не совпадает с реальным посылом, отсюда и возникает взаимонепонимание и обида. То, что звучит как "я знаю как тебе помочь, я располагаю нужной информацией", на самом деле означает "я тебе сопереживаю, эмоционально я с тобой". Давая совет, человек делится не информацией, а эмоцией. И если взять из его слов только информацию, примерить к своей ситуации и объяснить, что это не подходит, человек обижается. Возможно, эффективнее бы ответить именно на эмоцию, поблагодарить за участливость, не оценивая полезность информации. Как, например, в ситуации, когда человек в той или иной форме говорит: "Я прям даже не знаю как дальше жить...". Многие (и я раньше) на это тут же начинают раскладывать ситуацию по полочкам, потому что собеседник производит впечатление ребенка, протягивающего руку взрослому, чтобы тот его вывел из непонятной ситуации. Иногда это говорится в форме "а подскажи, как тебе удается..." или "надо же как у тебя здорово получается, не то, что у меня" итд. Но при попытке вывести собеседника на конструктив, он тут же начинает возражать и приводить сто причин. И это должно сразу навести на мысль, что собеседнику требовалась не информация, а сочувствие, он это сказал, чтобы поделиться эмоцией. А решение он сам в состоянии найти, когда эмоции улягутся (и может мы не будем согласны с этим решением, но лично его оно вполне устроит, снимет ощущение проблемы).
Точно так же если человек советует напористо, троллит, цепляется к мелочам. Это часто подается как забота, желание помочь, указывание на явную проблему, которой собеседник не видит. Здесь опять нужно отличать информацию от эмоций. Одно дело конструктивный, равноправный, совместный поиск общего решения, который для обоих собеседников должен быть приятным и продуктивным, мозговой штурм, помогающий повертеть ситуацию с разных сторон и лучше ее понять. И другое дело - назидание, поучение, игнорирование мнения собеседника, нападение, вынуждающее его защищаться. Здесь нет информации, здесь есть эмоция: "хочу, чтобы все всегда было по-моему!"
) А с какой бы стати?
Вообще этот вопрос умения отличить информацию от эмоции очень всеобъемлющий. Нас вот с Максимом очень озадачивало и обижало, почему иногда ты можешь лет 7 расчищать лошадь, всем все нравится, тебя рекомендуют друзьям, и вдруг приезжает ветеринар, хватается за голову: "да у вас лошадь ходит на стрелке, вы что, хотите, чтобы она захромала??" - и владелец, который конечно не хочет, чтобы она захромала, тут же сломя голову бежит к другому ковалю
) Несмотря на все 7 лет нехромания. Не обязательно в связи со стрелкой, повод может быть любым, я здесь имею в виду именно эмоциональное следование за эмоциональным посылом, без попытки трезво все взвесить. Думаешь, как же так, почему если владельцу вдруг что-то показалось, у него возник вопрос, он не пришел с ним к тебе, не обсудил? Всегда задумываешься, как можно было предотвратить эту ситуацию, как-то больше объяснять, что ты делаешь в каждую расчистку, самому спрашивать, нет ли у владельца каких-то вопросов итд. А потом понимаешь, что нет, некоторые ситуации невозможно предотвратить, потому что решения принимаются не на основе информации, а на основе эмоций, и ты с этим не можешь сделать ничего. От этого на душе сразу становится легче
) Кстати, я на эту тему вообще хотела написать статью с названием "Паниковать нельзя анализировать"
)) Недавно одной нашей клиентке ветеринар (которую, кстати, я же обычно всем рекомендовала по ногам!) пообещала, что ее лошадь захромает от такой расчистки, и сказала, что все совершенно не так. Эту лошадь мы ведем 8 лет, и ни разу она не хромала. Ветеринара вообще звали на другое, просто активная девушка с этой конюшни обратила ее внимание на копыта. И мы безумно благодарны владелице, что она не стала идти на поводу у эмоций, а решила вызвать рентген, чтобы подтвердить или опровергнуть слова ветеринара. Ну что, мы получили рентгеновские доказательства правильности расчистки
Ничего из сказанного ветеринаром не подтвердилось. Заодно получили более четкие ориентиры, чем то, что читается по копыту, можно будет действовать смелее. К счастью, это не единичный случай здравого подхода к решению проблем, хоть и редкий. Чаще люди склонны поддаваться эмоциям и идти на поводу у эмоций.