Re: Сами себе ковали. Заморская солнечная поляна
Ань, я же ходила с вами и Оззи на прогулку, так что представляю себе, что это! К нам, конечно, приезжай - но в поля сейчас разве что верхом пройти можно, а на своих двоих - лучше и не пытаться.
С Кубом я тоже ходила гулять, но верховодить ему в этот момент - не дам.
А по теме, вот, смотри, ты пишешь:
Примерно как когда мы гуляем с друзьями, людьми Это же не то, что постоянно кто-то верховодит. То один предложит, то второй. И оба с уважением относятся к мнению друг друга
Не помню, на проконях или на каком-то другом форуме (вроде, где-то в Контакте) обсуждалось, человеку лошадь друг или не друг. И большинство сошлось во мнении, что дружба предполагает равенство, а с лошадью равенства быть не может. Какое равенство, если ты высылаешь лошадь из своего личного пространства, гонишь от себя? Какое равенство, если ты говоришь: "лошадка, сейчас работать будем". Друг может сказать: "не сейчас, через час" (два, день, месяц). А лошадь - нет, ну нет у нее такого права. Другое дело, если лошади нездоровится, что-то болит.
Вот смотри: я преподаватель в нескольких вузах. И когда я прихожу читать лекции или вести семинар (а тем более когда принимаю экзамен или зачет), то я для студентов вовсе не являюсь в этот момент другом. Я - преподаватель, они - студенты. Роли четко определены и расписаны. И было бы странно, если бы студенты стали мне диктовать, что и как и когда читать (хотя я и стараюсь сделать лекцию интереснее, смотрю, какой материал и в каком прочтении как усваивается, стараюсь увлечь ребят). В отношениях "учитель-ученик" всегда есть иерархия. Иначе хреновый учитель получится. Дружба возможна за пределами аудитории, но не в аудитории (кстати, без ложной скромности, студенты меня любят
).
Когда я занимаюсь с тренером верховой ездой, опять таки, есть четкая иерархия: Катя мне указывает на мои ошибки или удачи, но равенства в этот момент между нами нет. Она тренер, я - ученик. Да, с чем-то я могу соглашаться или не соглашаться, что-то понимать или не понимать. Но я выбрала занятия с ней, и если она сказала, что тренируем учебную рысь, значит тренируем (понятно, что усталость, недомогания - отдельная статья).
С лошадью - аналогично. Перечитай свои же переводы на Старом Друге! Всегда звучит практически у всех мастеров: вы для лошади - лидер, альфа. Описывается табунное поведение. Сейчас не помню, в какой статье, была такая ремарка: если иерархия не определена, то лошадь находится в замешательстве.
Посмотри, разве может быть такое в табуне: сейчас один верховодит, через час другой, потом снова первый? Только если идет выяснение иерархических отношений. И никто добровольно не отказывается от лидерства. На днях я наблюдала, как к нашим двум кобылам, литовским тяжам, которые везде и всегда над всеми верховодили, пустили еще одну кобылу (наполовину тяжа). И установление новой иерархии было очень хорошо видно и слышно.
Лошадь может идти впереди на прогулке, с этим никто не спорит. Но решения все-равно принимаешь ты. Представь на секунду: Оззи идет впереди и, как ты пишешь, инициатива у него. И тут бац, по какой-то причине он подрывает в галоп. Ты удержишь эту махину? Сомневаюсь.
До поры до времени я была уверена, что Куб - образец благовоспитанности. Так, иногда мелкие упрямства, но все в рамках нормы. А потом он сказал: "Ба! Да я тут самый сильный!" Кстати, при этом он и личное пространство замечательно покидал, и уступочки с земли делал, и без развязок я его расседлывала и вообще являл собой образец послушной лошадки. А потом просто увез с поля на корде (кстати, он был на уздечке!), ввалился в леваду к жеребцу и напугал того до смерти (ну, я тебе уже об этом писала).
Хорошо, что у тебя все так здорово получилось с Ладиком. Но с Кубом у тебя этот номер не прокатил бы. Зато как только мы определили иерархию, тут же у нас почему-то и осаживания под верхом идеальные получились, и веревочки он отпустил, и спотыкаться перестал, и катает меня как хрустальную вазу (и не только меня одну). А самое главное, ушки все время на меня обращены. И голый за мной хвостиком ходит (правда, пока еще на зрителей реагирует, но над этим работаем).