Извините, поумничаю чуток
Любимая фраза из романа Гарри Гаррисона "Специалист по этике": "В общесте людоедов этично есть людей. Там не есть людей - не этично!".
В любом обществе есть мораль, традиции, закон. Нет понятия норма. Если закон основан на традиции и морали (свойственным именно этой территории и населению этой территории) - закон работает. Если закон противоречит этим морали и традиции - заставить его "работать", то есть подчиняться закону население - можно только силой (физической или силой убеждения=давление).
Традиции и мораль могут меняться. Зависит от поколения - от изменения окружающей обстановки. Почему лучше всего работают законы в Англии, США - они основаны на прецедентном праве и очень гибкие, меняются во времени.
Норма (поведения, костюма, зависимости от морали и закона) может быть естественной - выработаться в обществе в соответствии с моралью и традицией, может быть провозглашена "сверху". А вот может быть норма для определенного слоя общества, группы в обществе. Своя такая маленькая норма. субкультура. Ну, например хиппи - нормой стало противодействие норме общества, свойственной для большинства. Эта нома выработалась в том числе в одежде, манере поведения, приеме наркотиков, если хотите. Но она же не стала нормой большинства в обществе, хотя на общество безусловно повлияла.
Так вот. Эта "маленькая" норма для группы никогда не сдвинет норму "для большинства", для социума. Но поскольку эти нормы постоянно взаимодействуют, а вода камень точит - постепенно в норму для большинства может проникать что-то из маленьких норм субкультур.
Например, мода
- некая хипповость в костюме нынче в моде даже в деловом стиле
, не говоря уже про бытовой стиль.
Да, добавлю. Если норма для группы не противоречит закону, который установлен государством - такая норма имеет право на существование. То есть норма все, что не нарушает закон, не причиняет вреда человеку и социуму, не противоречит общественной морали. Причем вред - понятие относительное (может быть этично есть людей
).