Был такой случай, мне его рассказывала бабушка, конец гражданской войны 1920-1921 годы, в Шиловском районе тогда Тамбовской, а ныне Рязанской губернии идет активное Антоновское крестьянское востание, крестьян по лесам травят газами, берут в заложники и расстреливают семьи в том числе с малолетними детьми, восставшие не остаются в долгу, вешают комиссаров, ЧОНовцев и сельских активистов сжигают в хатах. Сельский поп, служитель православного храма, в одной деревне, где тогда жил мой дед будучи ребенком, сдал всех известных ему участников сопротивления, которых быстренько ЧОНовцы Тухачевского, вместе со весми чадами и домочадцами расстреляли в балке за околицей села.
Это был обычный деревенский поп, не самый жадный, и вполне православный. Он просто считал, что с концом восстания, жители будут активнее ходит к богу в храм, а не с обрезом шастать по лесам постреливая обозы с комиссарами продразверстки. Никое ен стесняясь, он разъяснил оставшимся в живых прихожанам, что власть надо уважать любую, и даже ту, что отбирает весь хлеб провоцируя голод в деревнях, когда родители едят своих детей а дети родителей.
Дескать, все это угодно богу, ибо любая власть от бога. Деревенские жители послушали доброго батюшку, и помолившись (а официально в Российской империи в Европейской ее части практически в любой деревне по переписи 100% населения были православного вероисповедания) зареклись вообще на многие годы ходить в церковь на сходе постановили, что ппа трогать и тем более убивать (как настаивала часть дальних родственников расстрелянных) не будут, но объявят бойкот его церкви в память об расстрелянных односельчанах. Церковь в селе закрылась через месяц. Не на что было содержать ее попу, когда паства отвернулась от него. Да и сам поп без подаяния и приношений прихожан изрядно схуднул и сбледнул с лица. В результате в ту зиму 1921 года, он умер от голода, т.к. епархия была уверена, что его прокормит паства, а паства помнила о том что сделали по доносу попа с жителями села. Это короткая история из жизни ,когда в деревню пришли агентировать за атеизм, то поняли что за агитаторов всю работу уже сделал местный поп, которого даже не похоронили на кладбище при церкви а снесли в лес, на забаву зверюшкам, не захотели жители что бы он лежал в одной земле с погубленными им людьми. Вероятно, есть и обратные истории, и есть героические священники умирающие за веру, но смысл моего рассказа в том, что поп не из любви к искусству сдал на смерть своих прихожан, а именно из любви к церкви, поскольку считал, что восстание и сопротивление власти, мешает отправлять культ и дурно влияет на доходы его церкви и его работу по маханию кадилом, о чем и открыто говорил объясняя свой поступок, и даже гордился им.