Можно свои пять копеек вставить ?
1) Значительно изменились лошади. Селекция привела к утяжелению выездковых лошадей в корпусе, с одной стороны, и более активной работе плечей, с другой стороны. Пепел, Абсент, даже лошадь у Климке (это 24 года разницы) значительно отличаются от современных лошадей (тоже 24 года разницы).
Из-за увеличения мышечной и скелетной массы, современные лошади обладают широтой захвата и более высоким выносом переда, но при этом они менее уравновешены. Им просто тяжело нести свой вес, а также вес всадника, и, соответственно, для их подготовки требуется больше времени.
Лошади с меньшим мышечным весом обладают бОльшим импульсом и легче уравновешиваются сами по себе, а также под адекватных размеров всадником. О чем и свидетельствует видео с Пеплом, Абсентом и лошадью Климке (забыла кличку, пардон муа). Но их энергичность явно требует больше адекватного умения всадника, это, например, проявляется в необходимости сдерживания нервозных проявлений как на сокращенных аллюрах, так и на прибавленных. Та же лошадь Климке явно сопротивляется на пиаффе, хотя пассаж еще терпит, Абсент явно отбивает левым задом на пиаффе назад (явно тут не обошлось без наказаний, ибо пинался ого-го как), а также у них у всех наблюдается скорее ускорение ритма на прибавленной рыси, чем расширение рамки.
2) Современные лошади скорее обладают каденцией и ритмом, чем импульсом. Отсюда постоянное у всадников махание "крыльями", т.е. ногами. Тот же Мартин Шаудт ну просто везет свою лошадь на себе, постоянно работая шпорами. Это говорит либо об изначальном отсутствии импульса у лошади, либо о хреновой методике обучения лошади, либо о том и другом вместе. Хотя первый ролик говорит о том, что импульс то у лошадки был, а вот второй показывает, что импульс был убит. Мало того, мне показалось, что если в первом ролике лошадь Шаудта работала с интересом, то во втором у нее интерес ко всему просто отсутствовал.
3) Касательно Хейли и Релампаго. Коню просто тяжело уравновесится по одной простой причине: правой ногой он косит, соответственно, теряет на этом импульс, а также подвисает на эту диагональ. Видно, что конь честный, старательный, но не звезда.
4) Nick, видео, которое ты выложил с Изабель Верт (ссылка), там не Сэтчмо, а Полано, а это две большие разницы.
5) Касательно методик обучения лошадей (роллкюр, в частности): раньше у каждого была своя методика, ибо информационный обмен был не такой интенсивный как сейчас. Сегодня каждый может залезть в Интернет и найти все, что душе угодно, ну и заодно попробовать на своей лошади, как говорится. В результате все пробуют все и не всегда у всех все получается. Оценить методики обучения трудно. Можно оценить только результат работы с конкретной лошадью. Т.е. увидев ее на соревновании в сравнении с другими лошадьми. Каждый оценивает конкретную лошадь субъективно, и мнение мое тоже субъективно.
6) Из представленных видео я могу сделать только один вывод: у современных лошадей поясница работает активнее ;-) В смысле, что и Пепел, и Абсент, и у Климке лошадь постоянно находятся с "включенным", т.е. подобранным задом (здесь про перед я ничего говорить не буду, а также про хвост). А у современных видно как подводится зад в начале каждого очередного элемента.
7) Лучшие пируэты на галопе - у Климке, однозначно. Без потери ритма, без бочения, без закидывания зада на 1,5 метра. Что у Шаудта, что у Хейли, что Полано (но чуть лучше) - максимум 6 темпов, с бочением и с кругом от метра и более.
8) Лучший прибавленный шаг - опять же у Климке. И где же прибавленный шаг у современных выездюков ? А нету его. Шею мы опустить уже научились, а вот с заступом и расслаблением пока никак.
9) Более уравновешенные лошади - старших поколений, менки без откидывания зада, след в след практически. Новые слоники мотыляются по диагонали. Особенно лошадь Хейли просто вываливается на левый зад.
Кстати, изменились и способы сопротивления лошади: если раньше это были пинки, завал затылка и кручение хвостом, то сейчас это открытый рот, уход за вертикаль и осаживание (пример Сэтчмо у Изабель Верт на последней олимпиаде).
Вывод, который я бы сделала, следующий: современные лошади благодаря или из-за селекции стали "машинами" с определенным углом плеча, высотой в холке, мастью, комфортной для всадника спиной, круглым изначально крупом и т.д. и т.п., т.е. более приспособленные к эффектным элементам, я бы сказала к шоу-выездке. При этом они требуют большей работы по их уравновешиванию из-за их большой мышечной и скелетной массы. Это не плохо и не хорошо, а просто это есть. Но, к сожалению, старые и эффективные методики работы с лошадьми конституции Пепла, Абсента и прочих 40-летней давности, к ним не подходят. И даже уже 20-летней давности тоже уже не подходят. Новые методики (роллкюр, например) пока не позволяют уравновесить лошадь с учетом ее габаритов и изменившихся движений. Поэтому мы видим результат в отсутствии элементарного равновесия у лошади, а уж тем более со всадником на спине. Отсюда у всадников движения головой как у матушки-гусыни, локти, отставленные на 30 см, ноги на плечах у лошади, хлопающие пятки со шпорами, а у лошадей откляченные зады в начале элементов, высшая точка - третий позвонок, а не затылок и т.д., и т.п. И задача судей сейчас значительно сложнее: суметь увидеть "сделанную" из элементов лошадь, суметь найти из массы таковых лошадей в равновесии, а уж из этих найти пару "всадник-лошадь" в равновесии и понимании друг с другом. Кстати, у Мариэтт Витагес на этот счет глаз алмаз.