И ещё. О войне.
Война не разделяет людей. Она их обнажает. Из каждого лезет нутро. Настоящее.
Я хотела рассказать про бомбоубежище.
Давно это было, началось в середине 80-х. Я работала на заводе "Светлана", предприятие военно-промышленного комплекса, относилось к министерству полупроводниковой промышленности. Пошла я на этот завод по распределению, после Политеха, просто потому, что там коэффициент окупаемости предприятия был больше 1, что для большинства заводов было недостижимо, практически все полупроводниковые предприятия были убыточными и дотационным. "Светлана" должна была обеспечить мне стабильную зарплату выше среднего уровня по городу для ИТР.
Где то году в 1986 я узнала о Зелемине.
При министерствах создавались "комсомольско молодежные лагеря", в разных местах собирались команды от разных городов, предприятий профильных, была утвержденная программа (по комсомольской и партийной линии). Но в 80-х уже наступила анархия, программу никто не утверждал, идеология хромала, контроля не было. Лагерь вели далеко не комсомольцы, люди взрослые, много лет ездящие. И попасть в команду было трудно. Поездка финансировалась предприятием, по крайней мере дорога, питание. Аренда земли под лагерь от министерства. Палатки свои.
Наш лагерь был в Карпатах. Недалеко от местечка Зелемин. Львовская область.
Участники 8 городов, заводов полупроводниковой промышленности.
Москва, Питер, Минск, Рига, Ивано-Франковск, Кишинев, Львов, Киев. Иногда Киев соединялся в одну команду со львовом, появлялся Вильнюс. Лагерь был на 8 дней, по дню на каждую команду.
Темы каждого дня тянули по жребию. Каждая команда высылала всем другим задания для подготовки к своему дню. Готовились весь год. Чтобы в августе сесть в поезд, и выйти из него во Львове... На вокзале нас ждали львовяне с автобусом и везли на Поляну....
Так вот. Готовились мы в бомбоубежище завода. Я думаю, это стандартное бомбоубежище советского времени. И да, это огромный подземный город.
Наше находилось... Или начиналось под стадионом, который был через дорогу от проходной завода. Возможно, оно было и под заводом. Но, думаю, под стадионом. Площадь можете себе представить. Полноценное футбольное поле, Беговая дорожка, велосипедная дорожка, баскетбольное и волейбольное поля, трибуны, раздевалки, крытый спортивный зал.
Вход представлял собой ничем не примечательные ворота в бетонном корпусе, таких входов было несколько. Ворота шириной метров 4. Дальше такой же ширины лестницы. Мы спускались около 6 лестничных пролетов, на площадках не было дверей. Потом начинались двери, шириной больше 2 метров на три направления. Дверь была толщиной около 30 см, металл, изнутри закрывалась на огромный маховик. За каждой дверью начинались огромные залы. Высота потолков не менее 4 метров. Между залами тоже были такие двери. В залах стояли трёхэтажные металлические кровати. В среднем проходе стояли столы со скамьями. У каждого зала были свои большие санузлы. Унитазы металлические, без кабинок, но немного, в основном по типу "очко" с подставками для ног. По стенам раковины и металлические ванны. Вода была, вентиляция работала, электричество было, хоть свет был тусклый. Было в основном сухо, но в санузлах местами были подтеки на стенах.
Сколько этажей вниз я не знаю, я не спускалась на всю глубину.
Мы собирались в бункере, видимо, командном. В соседней комнате была какая то аппаратура. Вспомогательных помещений я не видела, но говорили, что есть складские, где есть мобзапас продуктов и резервуары с водой.
В этом бомбоубежище можно было разместить тысячи человек, они полностью автономно обеспечивались всем необходимым. Там была постоянная температура и прожить там можно было не один месяц. Залы сообщались между собой ходами, широкими коридорами, которые перекрывались такими же толстыми железными дверями. Двери закрывались герметично.
6 пролетов лестниц по 4 метра это на глубине больше 25 метров под землёй.... И больше 3 этажей вниз.
С территории завода были свои входы с ходами, из подвалов цехов.
Это грандиозное сооружение.
Конечно же, мы там развлекались, изучая окрестности, то есть, лазали по залам, в которые могли попасть. Я туда сына брала, он с подружкой там играли, им было запрещено закрывать за собой двери. Мы боялись, что маховик заест и дверь не откроется. Однако, все двери, а это сейфовые тяжеленные двери, мог открыть семилетний ребенок, толкая дверь, так они были смазаны. Я не помню скрипа петель ... Было впечатление, что имущество запущенно. Но там не было мусора, просто местами была ржавчина, но в основном воздух был сухим. Вентиляция была какая то самоточная и принудительная. Периодически она включалась и начинали вращаться огромные лопости вентиляторов в стене, отверстия закрыты решетками....
В общем, очень надёжное сооружение. И, думаю, обеспечивало безопасность и существование длительное время.
Вот как то так это выглядит.
Думаю, что в любом крупном заводе советских времён бомбоубежища такого же типа, даже если за годы оно превратилось просто в катакомбы. Но, мне кажется, что порушить это просто невозможно.
И да. Выжить там можно. Выйти оттуда проблемно, если наверху "встречают". Но, жить там можно бесконечно долго. Выкурить оттуда невозможно. Слишком много помещений, с автономной вентиляцией. Взорвать это невозможно. Мигрировать по этажам и помещениям можно бесконечно.