ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О СОСТОЯНИИ КОНСКОГО СОСТАВА В ЧАСТЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФРОНТА И МЕРАХ СБЕРЕЖЕНИЯ ЕГО В КРАСНОЙ АРМИИ № 0171
20 июня 1944 г.
Несмотря на мой приказ 1943 г. № 0408*, во многих частях и соединениях Красной Армии конский состав находится до сих пор в неудовлетворительном состоянии и, как следствие этого, имеется большой отход дорогостоящей для армии лошади.
Проверкой Наркомата государственного контроля Союза ССР 1-й Краснознаменной армии установлено крайне неудовлетворительное состояние сбережения конского состава. В проверенных частях уход за конским составом отсутствует — чистка лошадей явно неудовлетворительная. В результате этого в большинстве лошади грязные (в 84 кд на 100%) и в значительной мере поражены вшами: в 231 сд — на 55%, в 300 сд — на 68%. Конюшенные помещения запущены, содержатся в грязном и неисправном состоянии. Эксплоатация лошадей чрезмерная. Контроль за работой лошадей со стороны командиров подразделений отсутствует. Кормление лошадей не организовано. Имеются частые случаи недодачи фуража (84 кд, 1049 сп, 822 ап). В 84 кд вошла в систему выдача офицерским лошадям дополнительного зерна за счет недодачи 0,5 кг другим лошадям. Хранение сена организовано плохо, вследствие чего много испорчено, разбазарено и расхищено. В 84 кд испорчено, утрачено и израсходовано на внеплановые нужды 2214 т или 45,8% всего заготовленного сена; в 300 сд — 859 т или 77%, в 231 сд — 812 т. Списание с учета утраченного сена производилось без расследований и инспекторских свидетельств.
Расхищение сена приняло большие размеры. Командир штабной батареи 822 ап старший лейтенант Сыропятов за проданные на сторону 3 воза сена получил от ездового Лоскутова 900 рублей денег, 2 кг жиров и 1,5 л водки. Бывший командир 8-й батареи 1041 ап старший лейтенант Рудаков за воз проданного сена получил для себя 500 рублей, литр водки и 2 л молока.
В результате подобного порядка части и соединения 1-й Краснознаменной армии, имевшие полный запас сена до нового укоса, уже в 1 квартале 1944 г. оказались без сена, а конский состав был доведен до состояния крайнего истощения.
Так, на 10 апреля с. г. в частях армии было: в 231 сд 43% истощенных и худоконных лошадей, в 300 сд — 46,5%, а в 623 сп — 80%.
Наряду с общим улучшением сбережения конского состава в действующих частях, все же есть случаи неудовлетворительного его состояния в отдельных округах и фронтах. Нередки случаи, когда части бросают и передают местному населению войсковых лошадей — приставших, утомленных и слабых. Недопустимо велики боевые потери конского состава, а также “пропавшие без вести” и “погибшие от разных причин”. Так, в частях 1-го Белорусского фронта только в апреле месяце с. г. пропало без вести 672 лошади и погибло от разных причин 36 лошадей, в частях 1-го Украинского фронта пропало без вести 350 лошадей и погибло от разных причин 58 лошадей. В отдельных фронтах брошенные лошади и павшие скрываются войсковыми частями и списываются за счет боевых потерь (2-й Украинский фронт, 53-я армия), чем прикрывается истинное положение сбережения конского состава и искажаются действительные цифры боевых потерь конского состава. Подобное положение объясняется тем, что не все командиры частей и подразделений рассматривают коня, как важнейшее боевое оружие и надежное средство транспорта. Офицеры не контролируют своих подчиненных, передоверив содержание конского состава ездовым и повозочным. Лошади обезличены и не закреплены за определенными ездовыми и повозочными. Нельзя дальше терпеть такого положения. Пора понять, что наше народное хозяйство не бездонная бочка, и только безответственные офицеры могут полагать, что государство будет без конца восполнять столь огромные потери конского состава.
Приказываю:
1. Военным советам фронтов, округов и армий принять все меры к улучшению ухода, содержания и сохранения лошадей и в кратчайший срок полностью восстановить работоспособность всего наличного конского состава.
2. Установить ответственность всех бойцов и командиров за сбережение боевого коня, как за сохранение боевой техники и оружия. Случаи варварского и безответственного отношения к коню и падежа лошадей от плохого сбережения, бескормицы и чрезмерной эксшюатации расследовать, привлекая виновных к ответственности.
3. Распространить на потери конского состава порядок выдачи инспекторских свидетельств и списание убитых и павших лошадей с учета войсковых частей, установленный приказами НКО 1941 г. № 259** и 1942 г. № 200***.
4. Командирам частей и подразделений ликвидировать обезличку в уходе и эксплоатации лошадей, подобрать штат ездовых и повозочных из красноармейцев, знающих коня и умеющих ухаживать за ним, закрепить за каждым ездовым и повозочным постоянных лошадей, клички, опись их заносить в красноармейские книжки.
5. Интендантам фронтов, округов, армий и командирам частей обеспечить бесперебойное снабжение фуражом конского состава, организовав своевременную перевозку его и хранение в местах заготовки и базах снабжения.
6. Заместителям командующих по тылу фронтов, армий, заместителям командующих по материальному обеспечению округов, начальникам ветеринарных отделов и командирам частей тщательно анализировать причины потерь конского состава, расследовать все случаи потерь “пропавшими без вести” и “погибшими от разных причин”, искоренить практику “списывания” падежа и утерь конского состава за счет боевых потерь.
7. Командиров частей, подразделений и ветеринарных офицеров, особо проявивших себя в деле сбережения конского состава, отмечать и представлять к наградам.
8. Инспекторам кавалерии фронтов, отделениям укомплектования и службы лошади и начальникам ветеринарных отделов фронтов и округов усилить контроль за сбережением конского состава в частях.
9. За плохое состояние конского состава, непринятие мер к улучшению сбережения боевого коня и прекращению расхищения запасов фуража командующему 1-й Краснознаменной армией генерал-лейтенанту Саввушкину объявляю выговор.
10. Обращаю внимание военного совета Дальневосточного фронта и, в частности, командующего войсками фронта генерал-полковника Пуркаева на явно неудовлетворительное сбережение конского состава во фронте и непринятие своевременных мер к пресечению безобразий. Виновных в расхищении фуража привлечь к строжайшей ответственности.
О принятых мерах донести мне через командующего кавалерией Красной Армии к 25 июля с. г.
Первый заместитель Народного комиссара обороны СССР
Маршал Советского Союза ЖУКОВ