Повторюсь: решила поучиться на чужих ошибках, и вспомнила, что мне говорила Ольга (хозяйка Легенды) «заниматься нужно с реально профессиональным тренером, а не девочкой, которая знает чуть больше тебя». Причем она тоже всегда занималась «для себя», а не для соревнований и разрядов. И самое смешное, что взяв тренера более высокого уровня, я осознала, что всё проще, чем казалось ("все самые сложные дела состоят из последовательности простейших действий").
Начну с того, почему тренировки пошли так легко. Что ж я не знаю своих ошибок? Конечно, многие знаю – если посмотреть как по Евроспорту скачут Гран-При 150 см, то сразу бросается в глазаотличие. У них шенкель стоит на месте, а бедро гуляет (полная противоположность меня). Самое интересное, что если удавалось посмотреть фильмы про европейских детей, сдающих свои нормативы – то их ноги оказывались движущимися по тому же принципу. Наверное, стоило заподозрить в этом какую-то систему, но я полагала, что евро-всадник фиксирует свой шенкель исключительно силой воли. Оказывается, есть совершенно незатейливые действия, чтобы закрепить шенкель и не закрепощать бедро.
Чем мне нравятся занятия с Анжеликой - она не бросается громкими фразами «почувствуй как это сделать», она умеет объяснить КАК. Даже не объяснить, а еще и подвести. В ее дневнике лейтмотивом звучит мысль, что лошадь не нужно «ставить в сбор» искусственно, её нужно привести в такую физическую форму, что со временем она сама его предложит. Это я вовсе не к «сбору» - Сбор Масяне не грозит, а к «подвести». Получается, что она и всадника простыми заданиями-упражнениями подводит к правильной работе.
Для меня это касается еще и прямых сгибаний (вперед-и-вниз, сданный затылок, нос по отвесу). По идее всё это мне говорила еще Кира в Капорском – «опускай носик», но какими средствами она предлагала это делать – я даже не помню. Почему? Потому что не понимала в принципе что происходит – не готова была воспринять. Вспоминая слова Андрея – «растаскивай носик вправо-влево» - сейчас я это и делаю, но тогда поняла и делала несколько лет иначе. Если описать по факту: я пыталась опустить нос за счет частых коротких полуодержек поочередно руками, а получается, нужно как бы более длительно держать прааавооо-лееевооо, пока до лошади не дойдет. Теперь мы с таким удовольствием бегаем, помахивая «жалом» вправо-влево.
Еще один интересный аспект – это самостоятельное поддержание лошадью заданного ритма (у меня пока просто аллюра) до следующей команды. При всей своей «таскучести», когда я осенью села на Масяню в манеже (на песке) было проблемой поддержать галоп, в бочке потом тоже. Т.е. при подъеме в галоп первых три темпа я тупо качала ее корпусом, чтобы поставить на галоп, а потом еще профилактически подковыривала пяткой, чтоб не скидывалась. Такой абсурд: у резвой лошади «тупой» шенкель. Суть в том, что команда дается 1 раз, дальше лошадь едет. Если она перестает ехать, то команда не вяло повторяется, а БОЛЕЕ настойчиво даётся еще 1 раз и т.д. С Масяней освоить эту мысль хватило нескольких занятий. Теперь я имею прекрасный тренажер для занятий, который не надо изголяться чинить во время выполнения упражнения на нём.
* Отступление для Иры-Эгоистки *
Я как раз на днях читала дневник «тренера» viewtopic.php?f=6&t=174446&start=15 , причем я сперва начала читать дневник «Margarita-La-Manche» viewtopic.php?f=6&t=174272, т.е. изначально мне понравился их уровень после фразы Маргариты о том, что для «базовой подготовки» лошади нужно минимум полгода. Ну и полезла искать из интереса – что там за спор упоминают из «лошадки». Понимаю, что там акцент сместился на этот треклятый хлыст, но мне кажется, что она хотела донести, что «движение вперед» - это первоначальное. Т.е. то, что лошадь раз за разом приходится двигать с хлыста – неправильно. Лошадь должна быть выезжена так, чтобы с одного тыка шенкелем двинуться. Понимаю, что с импульсивной Масяни мне легко это вещать, но даже для Масяни на Первой ступени стоит движение вперед от шенкеля, а на Второй – остановка.
Ну а чтобы оттормозить мою «черную ракету» пробуем резиновый пелям. С двумя поводьями в руках. В это воскресенье я напомнила себе картину: сажаешь пятилетнюю девочку налошадь, объясняешь как правильно держать повод между безымянным и мальеньким пальцами, и ребенок с жутко сосредоточенным видом одной ручкой между пальчиками другой укладывает повод… Вот так и я выглядела, после того, как эти движения были машинальны – в детский сад дошкольную группу отправили!
Всё! Есть еще продолжение про мучения с палками, но это уже в другой раз.