По поводу развития конного спорта в СССР. Уровень был серьезный и профессиональный.
Статья 1968 года. Год расцвета конного спорта в СССР после войны. Олимпийские Игры в Мехико, золото в выездке.
В 1970 году советская команда по выездке добилась двойной победы на чемпионате мира. В личном зачете звания чемпионки мира удостоилась Елена Петушкова. Этот успех наши мастера высшей школы верховой езды подтвердили два года спустя на Олимпийских играх в Мюнхене, став чемпионами в командном зачете.
Итак,
собственно статья. Задолго до появления научной лаборатории в Сомюре, изобретения Буцефала и интерактивного взаимодействия. Задолго до мастер классов Аделинды Корнелиссен активно пропагандирующих общую физическую подготовку всадника (в Голландии это обязательное условие для спортивных всадников).
Конкур так и не догнал выездку, как и троеборье, видимо были на это причины, почему пошла именно выездка. Во Франции, родине классической выездке, пошел конкур, а выездка далека от пъедестала. Т.е. какие-то внутренние причины всегда присутствуют. К сожалению, в СССР такой причиной стали факторы, которые И.М. Кизимов подробно осветил в своих воспоминаниях - и возрастной ценз и пересадки с лошади на лошадь и прочая бюрократия спортивных чиновников.....
..................................
Наш журнал три года назад уже поднимал вопрос о необходимости введения в тренировочный процесс всадника атлетической, особенно силовой, подготовки. Тогда же приводились данные исследования скоростно-силовой подготовки у членов олимпийской команды СССР. Из сопоставления показателей силы и скорости двигательной реакции у мастеров-конников и представителей других видов спорта был сделан вывод о том, что конникам для улучшения результатов на соревнованиях необходимо,
кроме совершенствования техники езды, работать и над разносторонней физической подготовкой.
Теория спортивной тренировки в настоящее время развивается в направлении нахождения с
пецифических индивидуальных средств для отдельных видов спорта. Основоположники методики нервно-мышечной топографии профессор А.В. Коробков (ЦНИИФК) и доцент Ю.И. Черняев (ГДОИФК) указали, что для каждого вида спорта должна быть своя, оригинальная, оптимальная для конкретной двигательной деятельности топография нервно-мышечных функций.
Идя по этому пути в верховой езде, мы прежде всего обратились к группам мышц, приводящим в движение бедро и голень. Высокая степень скоростно-силового потенциала этих групп мышц во многом определяет успех в конном спорте. Бытующее у конников понятие “послать лошадь шенкелями” весьма образно определяет важную служебную функцию мышц, осуществляющих непрерывный контакт с конем и “цепкость” всадника в седле. Специальное развитие названных мышц важно и потому,
что в обычной жизни, да и в спортивной практике, мышцы, приводящие бедро и голень, развиваются “самотеком”, то есть без эффективного вмешательства в их совершенствование.
Мы исследовали уровень развития приводящих мышц бедра у спортсменов олимпийских команд по четырем видам спорта (фехтование, фигурное катание, современное пятиборье и конный спорт), в которых, по нашему мнению, развитие этих мышц у спортсменов особенно важно.
Исследования проводились на полидинамометрическом столе Коробкова — Черняева с динамометром, усовершенствованным В.М. Абалаковым, а также с электронным миллисекундомером. Исследования позволили установить, что у конников скорость двигательной реакции по сравнению с другими спортсменами наименьшая, в то же время силовые показатели мышц у тех и других спортсменов примерно одинаковые,
наблюдается и асимметрия в развитии между правым и левым приведением. Для конников такая асимметрия особо нежелательна (см, табл.).
Учитывая специфику конного спорта, мы считаем, что у его представителей скоростно-силовое развитие приводящих мышц бедра должно быть самым высоким. В связи с этим должны быть найдены эффективные средства для улучшения как количественных, так и качественных (скоростных) показателей приводящих мышц бедра у мастеров верховой езды.
Поиски в области моделирования основного двигательного акта при езде на коне — “посыла” — привели нас к идее создать лабораторную модель, с помощью которой можно провести не только фиксацию усилий, но и целенаправленную тренировку этих усилий. Совместно с механиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина П.Ф. Дунь нам удалось воплотить эту идею в металле и коже.
Условно такое динамометрическое седло-тренажер названо ПОНИ (плунжерный отметчик нейромышечной информации). Плунжерным он назван потому, что основным воспринимающим датчиком является гидравлический насос типа “плунжер”. Четыре таких датчика располагаются под обоими крыльями седла, по два с каждой стороны. Развиваемые спортсменом усилия шенкелей и шлюзов передаются на гидравлические манометры. Они располагаются перед глазами всадника и он получает срочную информацию о своих действиях. Эта часть измеряющего приспособления названа отметчиком. Параллельно с передачей усилий на поршневые насосы имеется вывод на специальные писчики. Запись производится не только временная, но и по суммарному количеству усилия. Конструкция записывающего устройства позволяет также определять время “вхождения” седока в работу, то есть получать нейромышечную информацию об усилиях приводящих мышц.
Применение ПОНИ для целей
тренировки нервно-мышечных усилий мотет производиться по заданию (программе), например:
а) 40 секунд держать шенкеля на отметке 25, шлюзы — на отметке 20;
б) затем в течение 2 сек. поднять давление: шенкелей— до 35, а шлюзов до 30; удерживать в этом положении 10 сек. и т. д.
ПОНИ устроен так, что может моделировать положения, которые тело всадника занимает на разных фазах прыжка через препятствие, на виражах, при подъемах в гору и при спусках.
В каждом из указанных положений может быть задана программа усилий, соответствующая задачам тренировки.
Существенную помощь может также оказать ПОНИ в
устранении асимметрии в развитии приводящих мышц правой и левой конечностей путем программирования задачи тренировки. Кстати, нами замечено, что “
закидки” лошадей встречаются, как правило, у тех всадников, у которых имеется заметная разница в истинной силе правого и левого приведений. Субъективно спортсмен ощущает
давление шенкеля одинаковым, а фактически оно различно, в результате лошадь ошибается в сторону более “слабой” ноги.
Возможно и дальнейшее усовершенствование аппарата ПОНИ путем его комплексирования с киноинформацией. На сидящего в седле всадника с экрана движется препятствие. Запись его действий позволит отметить, в какой обстановке он развивал соответствующее усилие, в какой ошибался. Замеченная ошибка может быть устранена запрограммированной тренировкой.
В отличие от силовых показателей скорость двигательной реакции у всех высококвалифицированных спортсменов в симметричных группах мышц примерно одинакова. Поэтому приводимые здесь цифры не различают правое и левое приведение.
Автор статьи Логофет Олег Николаевич (1917–1995), кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР по пулевой стрельбе, современному пятиборью и фехтованию