Алоис Подхайский на чистокровном Неро
довоенное фото.
Здесь хорошо видно, каких лошадей брали в выездку. С чего начиналась современная выездка. Выездка для "рабочей" лошади, а не лошадь (гордость заводского дела) для выездки. Были совершенно другие задачи, приоритеты. Исходя из них и работали с лошадью. Конечно назначение выездки, как дисциплины стало другим - на ролс-ройсах лошадиного мира всадники соревнуются в своих способностях научить лошадь бегать по буквам.
Одними из лучших лошадей для выездки считалась чистокровная лошадь. И даже Подхайский, руководитель школы в Вене ездил в том числе и на чк, а не только на барочных липпицианах.
Выездка была привилегией богатых людей (как развлечение), но в большей степени офицеров, а также тех, кто зарабатывал выезжая лошадей для богатых и военных (как Филлис). Офицер занимался выездкой со своей строевой лошадью. Ни о какой селекции речи не шло, чк в основной массе были реформированы со скачек или, на высоком ходу, браковались в самом начале и шли в ремонт.
Какова история Неро? При рождении заводчик назвал его Sindbad. Заводчик занимался разведением лошадей для скачек, имел успех и от жеребенка полученного от классных родителей (Dark Ronald xx) ждал многого. Лошадь была продана за 10 000 дойч марок. Но она разочаровала нового владельца настолько, что ушла в ремонт в австрийскую кавалерию за 2 000 шиллингов. И поменяла кличку на Неро.
Но и в армии в нем разочаровались. Прыгать он ленился, для выездки у лошади не хватало природного импульса, словом походив по рукам он попал к Подхайскому, одному из лучших берейторов австрийской кавалерии.
Опять же видим связь? Самая негодная лошадь попадает к самому лучшему берейтору.
Сегодня возможно такое? При огромном количестве предложений ни одна звезда выездки не возьмется за лошадь без перспектив, можно испортить себе репутацию классного всадника.
И что дальше?
Вот что писал кавалерист
Georg Wahl и его слова отражают мнение конников той эпохи, собственно и нашей тоже, этого никто не отрицает - "Красота это всегда преимущество в подготовке лошади, но при условии выездки в строгом соответствии с принципами выездки, мы можем самую уродливую лошадь превратить в атлета с прекрасно развитой мускулатурой и она не будет казаться уродливой".
У Подхайский с удивлением обнаружил, что чистокровная лошадь совершенно не испытывает желания двигаться вперед. И он довольно долго работал ее только в парке и только по прямым (наверное без шпрунта и пессоа
).
Вначале лошадь сильно нервничала, потому что прямые напоминали ей ипподром, но потом привыкла и приобрела свой утраченный где-то импульс.
Подхайский потихоньку начал работать его на плацу, но по прежнему только по прямым.
Подхайский во всех книгах и уроках подчеркивал важность сохранения желания у лошади двигаться вперед.
(Собственно еще поэтому допсредства зло, они учат укрываться лошадь внутри себя, учат боятся двигаться вперед жесткой фиксацией рта). Недавно посмотрела видео лошади, которую с 3-х лет работали на шпрунте, выездковая лошадь. И там нет ни выездки ни лошади).
После 8 месяцев подготовки шестилетний Неро был готов выступить в репризе M-class в Вене. Он стал вторым за другой лошадью Подхайского - Нора.
Еще одна проблема с которой столкнулся Подхайский - у лошади были небольшие и очень хрупкие чувствительные копыта. Часто тренинг приходилось прерывать из-за воспаления в копытах.
В 1934 году Подхайскому выпало представлять Вену на международных соревнованиях FEI championships. Но у лошади опять начались проблемы с копытами. Коваль из Швейцарии прикрепил специально им разработанные подковы, которые держались на одном гвозде, но были тяжелей обычных.
На судей конь не произвел большого впечатления.
Через год Подхайский выиграл Championnats FEI в Будапеште, где было 13 участников из 6 стран. Алоис объехал лучших немецких всадников - Hermann von Oppeln и Friedrich Gerhard из Ганноверской кавалерийской школы.
В 1936 году случились ОИ в Берлине.
Немцы выставили уже другую лошадь - вороного эффектного Kronos, которого готовил Otto Lörke.
Алоис завоевал бронзу в индивидуальном зачете. В командном Австрия осталась на 4 месте.
Первое место, как и ожидалось, занял Хронос под управлением молодого Heinz Pollay. Австрийский судья поставил Неро на первое место, а немецкий на седьмое
)
В общей сложности от того момента, когда Подхайский получил в работу лошадь и до ОИ в Берлине прошло 3 года.
Через пару недель после ОИ состоялся реванш в Аахене, где Неро выиграл Большой приз.
В 1937 году на чемпионате FEI Неро был побежден немецким Абсентом (Absinth) - серебряным медалистом ОИ.
Неро жил в Венской школе, во время эвакуации липпицианов его Подхайский забрал также. Лошадь прожила до 26 лет в доме Алоиса. На пенсию лошадь вышла в 18 лет.
Полностью статья на
евродрессаж здесь
Из книги Подхайского:
Цель классического искусства верховой езды – научить лошадь не только быть совершенной на движениях и при выполнении упражнений Высшей Школы, но также быть спокойной, гибкой и послушной, и своими приятными движениями превращать верховую езду в настоящее удовольствие.
Это четко показывает, что в любом виде верховой езды мы стремимся к одним и тем же целям. Будь это выездковая лошадь или конкурная или охотничья, или военная, она всегда должна быть спокойна, гибка и послушна. Эти качества являются основой для любого вида верховой езды.
Успешный учитель обязан хорошо знать своих учеников. Всадник обязан знать свою лошадь физически, равно как и психологически. Ему не только следует иметь четкое знание анатомии лошади и функционирования ее суставов и мышц, но также уметь понимать ее чувства и предвидеть ее реакции. С таким знанием он сможет гарантировать, что его лошадь получит удовольствие от своей работы и не озлобиться.