Продолжу про Непал.
Попробую пробежаться по религиозному аспекту, но только северного Непала, там где живут, в основном, шерпы, исповедующие буддизм. На равнине, в Катманду, гораздо больше людей, которые придерживаются индуизма. Но даже индуисты стараются не приносить жертвы в дни буддийских праздников.
Это священное место, которое согласно верованию буддизма нужно обязательно обходить по часовой стрелке (чтобы строение было по правую руку), даже если тропа уходит в другую сторону. Чтобы высечь эти мантры в камне - тратилось много времени, иногда этому посвящалась вся жизнь. Зато об этом человеке остается память.
Вот представьте - эти плиты обрабатываются только вручную. Выбиваются буквы внутрь и снаружи (получается как барельеф и буквы потом отдельно прокрашиваются). Титанический труд, на мой взгляд.
Вообще, мне сначала было весьма удивительно - вот идешь ты по тропе за проводником, а он - раз! и свернул на тропочку и обходит камень разрисованный, чтобы тот оставался по правую руку. Все послушно поворачивают за ним. Я иду по тропе. Раз прошла, два. Мне ребята говорят - ты проявляешь неуважение. Какое, спрашиваю. Мол, надо поклоняться их богам, раз пришла на эту землю, и вообще, что, тебе сложно обойти какой-то камень?
Нет, мне не сложно, но почему я должна это делать? Я вообще плохо понимаю и принимаю условности, которые приняты в определенной среде, именно религиозного характера. Можно назвать это косностью, но я не лезу со своим уставом в их монастырь и будьте любезны, не топчитесь в моем.
Чуть позже я спросила нашего гида - а как он к этому относится? Ведь много туристов с ним прошло, опыт накопился. И знаете, мне его ответ очень понравился. Он сказал, что каждый человек сам решает - делать ему это или нет, и когда в моей душе воцарится покой - то я таких вопросов уже задавать не буду.
Помню, что я сильно удивилась ответу, вроде как с покоем в душе все в порядке. И только уже вернувшись домой, я поняла всю глубину его высказывания. Мне действительно сильно прочистило мозги в этом отношении. Я, увидев людей, которые живут там, прониклась спокойствием. Мне теперь на фиг не нужна никакая гонка, она бессмысленна по своей сути. Этого мироощущения мне хватило очень надолго, но, к сожалению, сейчас понимаю, что уже не хватает той выдержки, что я приобрела. Вывод - надо в горы ))
Это река Молочная (Dudh Koshi). Но речь не про нее. Обратите внимание на флажки на веревке. Веревка с разноцветными флажками здесь висит не просто для украшения - это молитвы, записанные на ткани. Цвета флажков идут в строгой последовательности согласно тибетской традиции. Местные жители верят, что ветер, которые раздувает флажки, "считывает" молитвы и напрямую доносит их до Высших сил. Вот так вот, не сильно напрягаясь, все просьбы людей будут услышаны. А закон кармы там действительно действует...
Буддийский монастыри (гомпа) открыты для всех. По наружной стене идут вот такие штуки (в разных количествах). Молитвенные барабаны всегда были неотъемлемой частью буддийского пейзажа. Что это такое? Это устройство в виде барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится". Многократное провертывание этих барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз вы "прочли" молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой (поэтому вручают и принимают подарки в Непале только правой рукой).
Ну и один из известных монастырей - Тенгбоче
Милые зверушки
Монастырь находится на высоте 3800 м. Мы переночевали в соседнем лодже, а утром нас ждала такая красота
Которое растаяло уже через пару часов. В основном там рододендроны - вот такой красоты
Часто сорванные цветущие веточки можно наблюдать в качестве подношений различным духам. Например, нам удалось увидеть хоть и не сам процесс, но последствия освящения нового подвесного моста. В определенном порядке были разложены цветы рододендрона и веточки можжевельника и каждый, вновь зашедший на мост житель совершал короткую молитву (мантру) и только после этого продолжал движение. Иногда можно было увидеть яка с цветочком, засунутым за ухо.