Прогулки по Катманду
Коза. Некрупная и лохматая, она стояла на бетонном приступочке и время от времени взмемекивала, но не жалобно, а так - требовательно. Вокруг кипела обычная городская суета. Люди проходили мимо, не обращая внимания на столь странный элемент деревни в центре столицы. Сильно потертая веревка тем не менее достаточно крепко удерживала на короткой привязи рогатую пришелицу. Ступеньки, рядом с которыми и стояла коза, вели в ничем непримечательное серое одноэтажное здание, единственное удивление вызывало то, что вокруг него как бы скопилась пустота. Т.е. люди были и было их много, но все по какой-то непонятной причине старались держаться подальше от этого странного места.
Из-за угла соседнего дома вышли два человека, белые, явно туристки, блондинка и брюнетка. Они смотрели по сторонам, разговаривали на своем странном языке и совсем не обращали внимание на общий дух этого места.
"Ой, смотри, коза" - одна из них заметила животное и потянула свою спутницу в этом направлении.
"Можно подумать, что ты их раньше не видала," - улыбнулась вторая, но послушно пошла вслед.
"Но она какая-то странная. Зачем на нее навесили этот венок, да еще и морду красным подкрасили?"
"О, так это же меняет дело, пойдем!" - теперь уже высокая девушка резко потянула за собой спутницу.
Поднявшись по ступеням, они очутились перед странным входом - дверь была одна, но двойная, и за ними угадывались разные коридоры. А еще там было темно и тянуло холодом. Хотя на улице светило яркое солнце и все изнывали от жары.
Задержавшись на мгновение, блондинка уверенно вошла в левую створку двери. Резкий переход из света в тьму на мгновенье обескуражил девушек и они остановились, чтобы привыкнуть к полумраку. Странно, но вроде как на здании снаружи, на его длинной стороне окна были, тем не менее внутрь не пробивалось ни лучика и все освещение составляли свечи-лампады, установленные в нишах вдоль всей стены.
Почему-то хотелось молчать и ничего не спрашивать. Чуть ли не взявшись за руки, девушки двинулись вперед. Ощущение времени сбилось и им показалось, что прошло уже много минут, а стена, пустая и голая, так и не заканчивается. Ко всему этому примешивался аромат, странный, тягучий, с пряными и сладкими нотками одновременно. И к тому же совершенно холодный. Он царапал нос, хотелось чихнуть, но предпринимались все попытки не сделать этого, чтобы не разбудить... Что не разбудить? Ответ на этот вопрос отсутствовал, но все равно не хотелось делать ни лишних движений, ни резких звуков.
Фактически на ощупь подруги добрались до места поклонения. Почему они так решили? Все просто - в стене было сделано углубление, где стояли не просто свечи, но и кувшины, фигурки и лежали целые цветочные гирлянды. Запах резко усилился, можно сказать, что в нем можно была плавать, настолько он стал осязаемым. А главным компонентом была статуя. Статуя женщины о четырех руках, каждая их которых что-то держала. В одной из рук четко угадывалась голова. Вторая держала предмет, явно похожий на нож. Мало того, на шее у нее висела целая гирлянда, но уже не цветов, а черепов.
"Бррр, пойдем отсюда," - неожиданно осипшим голосом сказала одна из девушек. - "Что-то мне не по себе"
И быстро пошла вперед, уже не оглядываясь. Коридор неожиданно сделал резкий поворот направо, практически под углом 90 градусов, еще чуть прошел прямо и снова повернул направо. Подруги ускорили шаги, но тут же резко остановились, буквально наткнувшись на двух женщин в темных сари, явно немолодых и почему-то совсем им не обрадовавшихся. Что-то громко спросив на гортанном наречии, обе женщины вопросительно посмотрели на подружек. Так и не дождавшись ответа, одна из них подошла и стала довольно бесцеремонно подталкивать в сторону выхода. Никто ей не сопротивлялся, т.к. желание покинуть столь неприятное помещение было очень сильным.
Кинув взгляд назад, одна из них обратила внимание, что вторая часть этого негостеприимного дома совсем другая - светлая и не такая пахучая. Статуя в нише тоже была, но смотрелась совсем не так угрожающе, как та, первая.
Вышли всей толпой из второй створки большой двери. В бормотании старухи уже можно было различить
No! Tourist и еще какие-то слова, но уже их смысл не угадывался. Когда почти все ступеньки вниз были преодолены, то прямо магнитом притянуло оглянуться и бросить прощальный взгляд на это странное место. Длинное здание из серого камня с окнами-бойницами выглядело отчужденно и грозно. Возвращаться туда не было никакого желания.
Уже на тротуаре, отойдя пару шагов, был замечен знак, который недвусмысленно намекал
Позже, под вечер, когда вся компания собралась вместе, чтобы поделиться впечатлениями о прошедшем дне, был задан вопрос - так куда же мы забрели? Ответ был ошеломителен - это храм богини Кали, темная, разрушительная ипостась богини Парвати, жены Шивы. Как и многие боги в индуизме - данная представительница не явилась исключением и потому она сочетает в себе несочетаемые на первый взгляд вещи. Она же разрушительница, истребительница и она же символ вечной жизни. В древности ей приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие (почитайте про секретное общество тугов - удушителей, кому интересно), и тут же она защитница материнства. Ее танец помогает людям осознать, что люди смертны и должны стать свободными от страха умереть, только тогда она примет этих людей.
Истинная сущность этой богини остается в гармоничном объединении созидательных и разрушительных сил.