Учиться - никогда не поздно. Новый лошадь и в отпуск.

Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. Предисло

Спасибо! Итак,

Заметки паломника
Предыстория.
Паломничество – это совершенно особый жанр путешествия. Это не отдых, хотя, конечно, в нем отдыхаешь от повседневных забот; это не активный туризм, хотя спишь по 5-6 часов и активности хватает выше крыши; это не познавательно-экскурсионное путешествие, хотя почти ни минуты ты не расстаешься с гидом и постоянно передвигаешься от одного объекта к другому; это не сборный тур, хотя в группе есть и малознакомые или вовсе незнакомые люди; это не шопинг, хотя часть времени обязательно проходит в покупках; это не экологический туризм, хотя красоты природы составляют значительную часть маршрута… Просто все это – не главное. Слово «паломничество» произошло от корня «пальма». Так называли только тех, кто шел в Святую Землю и возвращался оттуда с ветвью пальмы – доказательством своего там пребывания. Отсюда и другое известное выражение: «ветка Палестины».
Но почему именно пальмы? Паломники стремились прежде всего на самые главные дни – Страстную седмицу и Пасху. Если приходили заранее, то оставались там на недели, месяцы, а иногда и на год. Начинается Страстная Седмица праздником Вербного Воскресния, т.е. Входа Господня в Иерусалим. Христа когда-то встречали пальмовыми ветвями как Царя и Победителя, оттуда и пошли «ваия» - пальмовые ветви в руках паломников.
Пальмы я не привезла. Но путешествие мое было именно паломничеством, поэтому и рассказ о нем будет немножко не такой, как описание экскурсионного тура.

Тем более, что и внешне мой отпуск протекал не совсем стандартно. Начнем с того, что в эту поездку я ехала в качестве организатора и администратора маленькой теплой компании из… 42 человек. Вот мы идем по улице Вифлеема. Тут все - только наши, то есть - мои.
65617f8d2997.jpg

Возраст большинства – от 50 до 74, но есть и моложе, конечно. И за то, чтобы каждый все услышал, понял и пришел вовремя куда надо, причем довольный – отвечаю именно я. Но в паломничестве есть один неоспоримый плюс: при всех проблемах и немощах людей объединяет главное – общие цели, принципы, идеи и ценности. Это здорово облегчает жизнь.

Я много паломничала и путешествовала. Но поездка на Святую Землю ни с чем не сравнима. Много раз слышала: «Там оживает Евангелие», «Святая Земля – это пятое Евангелие», - слышала, но, оказывается, не понимала. Эти слова верны, но они совершенно не передают реальных ощущений. Когда читаешь Евангелие, даже с полной верой, то все равно воспринимаешь его как книгу. Пусть и исторически точную, пусть сакральную, но – книгу. А там оно становится реальностью, в которой ты живешь. Твоей реальностью. Помните притчу о пшенице и плевелах? Выражение-то все наверняка слышали. Это – два растения, очень похожие, но одно из них – сорняк. Так? В этот раз мы шли вдоль поля пшеницы, и наш гид Александр показал нам и то, и другое. Вот они: слева – плевела, справа - пшеница
83ddc6d1ee18.jpg

Действительно, очень похожи. В реальности, кстати, больше, чем на фото. Отличие очевидно, но в гуще колосков точно не разберешь, где что. И еще: главное отличие, все-таки, – не в длинных усах. Когда берешь зеленый колос в руку, то в одном случае у тебя под пальцами плотная, полная завязь, а в другом – пустота, пшик. Эти снимки сделаны на поле, где была произнесена Нагорная проповедь.
f9f0bfa1969f.jpg

Прочитав ее там, понимаешь, что она могла быть произнесена только весной, причем именно ранней весной, вот в это время, в конце февраля: «Посмотрите на крины сельные (цветы полевые). Они не сеют, не жнут, но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как любой из них». Сейчас тут цветет все, даже пустыня. И действительно, никакому Соломону с этой красотой не тягаться.
206da545db25.jpg


0a0efe35e5c7.jpg


783917da2bb9.jpg


45c4f681dd73.jpg


ba7ba933c7aa.jpg


И такие открытия там совершаются постоянно.
Продолжение следует.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День пер

День первый. Илья-пророк.
Прилетев в Тель-Авив, мы сразу окунулись в лето. Солнце сверкало в окна еще при заходе на посадку, и едва получив багаж, прямо в аэропорту, все рванули переодеваться: петербургская одежда явно не соответствовала окружающей обстановке.
Встречал нас гид Александр. Сразу скажу, что с гидом нам безумно повезло. Впрочем, отчасти это везение было результатом планомерной работы: мы искали в первую очередь отличного гида, и ради работы с Александром отложили нашу поездку почти на полгода. Но все равно результат превзошел все ожидания. Как профессиональный экскурсовод с более чем 10-летним стажем я могу судить объективно: это не просто супер-профессионал, это – экстра-вип уровень. У Александра присутствовали три наиболее важных качества гида: глубочайшее, энциклопедическое, совершенно свободное и топографически точно привязанное владение фактическим материалом, неординарный глубокий, острый ум и умение размышлять, и наконец, - превосходный артистизм и потрясающее личное обаяние. Есть и четвертое качество, которое по-справедливости надо было бы поставить первым, хотя оно уже не связано с профессией: этот человек – настоящий подвижник, в самом подлинном христианском, древнем смысле этого слова. Он живет для Бога и ради Бога, и все, что делает, воспринимает как служение. Это невозможно подделать и сымитировать, но это также невозможно не чувствовать при личном общении. Это качество, фактически, определяет все общение. И для меня общение с ним стало по-настоящему бесценным духовным опытом.
Впрочем, и внешне человек он – очень необычный и интересный. Во-первых, он – американец: родился, если не ошибаюсь, в Нью-Йорке, вырос – в Калифорнии. Мама – еврейка, папа – чех. Так что моему стойкому предубеждению к американской культуре и национальному менталитету, сформированному за 10 лет общения с американскими туристами, был нанесен сокрушительный удар. При этом закончил филфак МГУ, диплом писал по Тургеневу и Флоберу. До этого два курса проучился на филфаке нашего, Питерского, большого Университета. Жил в студенческой общаге в начале 1990-х на стипендию в 100 р. С большим юмором рассказывал о том, как добывал соль и спички и учился пользоваться талонами.
Жена у него русская, петербурженка. У них семеро детей. Старшему – 16, младшей, как я поняла, то ли два, то ли три. Уже более 10 лет живет в Израиле.
Правда, гражданства у него нет. Дело в том, что по закону государства Израиль евреем может считаться тот, кто соответствует двум условиям. 1) – имеет мать-еврейку и 2) – по вероисповеданию является иудеем или атеистом. Причем, государство Израиль очень нуждается в гражданах – евреях, поэтому по первому пункту есть достаточно степеней свободы. Претендовать на гражданство может любой, у кого есть хоть одно лицо еврейской национальности среди родителей или бабушек-дедушек любого пола, и как правило, этого вполне достаточно, даже если это только один дедушка по папе, а также если супруг является евреем. Но вот по второму пункту – вероисповедания – вариантов нет. Причем вероисповедание указывается в паспорте и регистрируется в МВД. Сменить его формально можно, но это сложная официальная процедура. Александр сказал, что он знает только три случая официального перехода еврея-гражданина в христианство за все 10 лет жизни здесь, при том, что реальных христиан из еврейской среды достаточно много (преимущественно, среди выходцев из России, конечно). Но на смену статуса решаются исключительно редко. Абсолютно любой гражданин прикреплен к одной из религиозных общин. Без этого невозможно зарегистрировать ни брак, ни рождение ребенка. Поэтому пятеро его детей, рожденных в Иерусалиме, не имеют гражданства страны, где родились и выросли, и не будут иметь, даже если проживут здесь всю жизнь.
По-русски он говорит с небольшим акцентом и немножко слишком литературно-правильно. Но уровень владения языком – совершенный, вплоть до свободного и уместного употребления идиом и пословиц, а также сленга. Всего, по его словам, он знает 7 языков, но видимо он имел ввиду лишь те, которыми владеет абсолютно свободно, потому что только за эти 10 дней мы наблюдали, как он общался на восьми. К примеру, синхронно переводил с русского на греческий и обратно, а ведя экскурсию по-русски, одновременно вел переговоры по телефону на иврите, и параллельно давал указания водителю на арабском. Среднюю ступень образования он получал на французском, сначала во Франции, а потом в дистанционной французской системе, так что французский – тоже свободно. На французском он говорил с монахиней Гефсиманского монастыря из семьи эмигрантов первой волны, для которой французский был родным, хотя русский она тоже знала. Ну а английский для него – вообще родной. Поджидая, пока собирается наша группа в храме Гроба Господня, он дал 2-х минутные пояснения по храму кучке растерянных итальянцам по-итальянски, и мило побеседовал с ними, отвечая на их вопросы. После этого эпизода мы со смехом задали ему вопрос: «А есть язык, который Вы не знаете?» - На что он серьезно и как будто слегка извиняясь, ответил: «Я плохо знаю немецкий».
Вот он – эту корову мы встретили, поднимаясь на гору Фавор.
b1327f40bde3.jpg


В общем, про Александра я наверное еще буду говорить, а пока вернусь к первому дню.
Сразу из аэропорта мы поехали в Галилею – самую цветущую, зеленую и вольную часть Святой Земли. Но поехали не самой короткой дорогой, а через гору Кармил – место, связанное с именем пророка Илии. Илья пророк считает покровителем авиации и ракетных войск, потому что он был взят на небо живым в огненной колеснице. В самолете мы молились именно ему.
А вообще-то, Ветхий Завет, вообще-то, с точки зрения современной этико-эстетический и ценностной парадигмы, очень неоднозначная книга. Точнее сказать, что в контексте современной европейской – христианской в своей основе – цивилизации, многие истории, поступки праведников и даже самого Бога выглядят, зачастую, мягко говоря, не вполне нравственными и однозначно – жестокими. То есть противоречат тому, что именуют ныне «общечеловеческими ценностями». По этой причине Ветхому Завету в христианстве уделено довольно скромное место и степень знакомства с ним в религиозной практике на порядок меньше, чем с Новым, особенно в традиционных конфессия – у православных и католиков. На Святой Земле раскрывается и смысл, и практическое значение Ветхого Завета, а кроме того начинаешь совершенно иначе осмыслять и ценить плоды христианизации нашей цивилизации. То, что всю жизнь воспринимал как само собой разумеющееся, оказывается, далеко не всегда было таковым.
История, произошедшая на горе Кармил – очень страшная. А произошло все, в очередной раз, из-за женщины. Царица Иезавель, на которой женился израильский царь Ахав, почитала языческих богов Астарту и Ваала. Культ последнего она насадила в Израиле. Ваал был финикийским богом погоды и изображался с коровьими рогами. Гораздо более понятный, чем неизобразимый Бог-Творец Яхве, и практически очень нужный в непростом климате, да еще и подкрепленный мощным административным ресурсом, этот бог, хотя и требовал человеческих жертв, но был принят почти всем народом Израиля. Тогда Илья, видя, что все его обличения и попытки обратить Ахава от нечестия не имеют никакой пользы, помолился Богу о том, чтобы небо заключилось и не проливало дождя 3 года. Эту страшную молитву он вознес на горе Кармил. И его молитва была исполнена. Когда страшная засуха и голод поставили весь народ Израилев на грань жизни и смерти, Илия вышел к народу и перед лицом царя вызвал жрецов Ваала на состязание. «Доколе хромать Вам на оба колена? – обратился он к народу – пора выбрать, какому Богу служить». Чей Бог примет жертву без рукотворного огня, тот Бог – Истинный. Жрецов было 450 человек, Илия – один. Подробно это описано в 3 Книге Царств, 18:22
А происходило это все здесь, на горе Кармил.
Жрецы Ваала взывали к нему почти целый день безрезультатно. Потом Илия потребовал залить водой жертву, дрова и все вокруг и помолился. Огонь тут же уничтожил все, вместе с водой и даже с камнями жертвенника. После этого Илия убил всех 450 жрецов, тут же, на горе. А затем перешел на другой склон горы в пещеру и помолился о дожде. Дождь пошел этим же вечером – впервые за три года.
Страшная история. Жестокая и не очень понятная. Но там, в этой Земле, осознаешь, что вопрос веры – это действительно вопрос жизни и смерти. Не только вопрос гражданства. В современном Израиле это по-прежнему актуально.
Сегодня гора Кармил – это заповедная зона, вроде национального парка. И реально высокая гора. Поднимались на нее по серпантину. Из окна видели потрясающей красоты цветы. Много и разноцветных: ярко-алые, похожие на маки, анемоны были, без сомнения, центром и главным акцентом.
3bca2dce570e.jpg


А вокруг – и мелкие белые, и россыпью сиреневые, и желтые, и деревья с голыми ветками без единого листочка, но уже усыпанные темно лиловыми цветами, и цветущие крупными рыжими похожими немного на лилии соцветиями кактусы.
fc7e5ac541cb.jpg


А посреди этого великолепия лениво бродили восхитительно рыжие, толстые и довольные жизнью коровы. Один раз между кустов даже мелькнул гнедой лошадиный круп и скакалка.
Так что самый первый снимок, сделанный мной на Святой Земле из окна автобуса - вот такой:
c8a327ca0602.jpg


Место состязания Илии с вааловыми жрецами называется Мухрака. Конечно, оно абсолютно точно не аттрибутируется, известен склон горы.
На вершине – католический монастырь. В монастыре стоит большая статуя пророка Илии, попирающего отрубленные головы жрецов.
bbcce9aff716.jpg


За небольшую плату всех пускают на смотровую площадку на вершине. Вид очень богатый – панорама на 360 градусов. Правда, все было в дымке, но все равно впечатляло. Под резкий пронизывающий ветер, перемежаемый с гулом самолетов, спели молебен св. Илии. Рассматривали панораму.
http://i031.radikal.ru/1303/58/91dca564ec2a.jpg

Оттуда отправились на другой склон горы к месту, где пророк Илия после этого молился о дожде. Там сохранилась пещера, где он жил, и куда ворон приносил ему хлеб.
Католический храм над этой пещерой – довольно красивый. Природная пещера встроена в него как нижний алтарь. При входе а храм – небольшой музейчик с археологическими находками этого места: здесь была древняя церковь крестоносцев, до них – византийская, а еще раньше – идол Зевса. От него осталась часть стопы – тоже в музее.
В самой пещере стены оставлены без отделки, свод поддерживают две классические византийские колонны из темно-коричневого камня. В глубине – католический мраморный престол, а над ним – симпатичная статуя Илии из металла. Помолились здесь.
26607e564b10.jpg


e519bc90d56a.jpg


И направились в гостиницу в Назарет.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День пер

Ох, Кать, может я ошиблась так скоропалительно отказавшись от твоего предложения? :roll:
Александр впечатлил. Прям как апостол наших времен: языки и цель жизни - все совпадает! Интересно было бы пообщаться...

Как бабушки выдерживали подъемы-спуски и режим? Где вы жили? Можно ли было ходить одним? Как к вам относились местные?
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День пер

Катя,спасибо Вам огромное за рассказ,удивительно,интересно,и написано потрясающим языком.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День пер

С возвращением, Катюш!
Жду продолжения рассказа.
И с прошедшим праздником!
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День пер

Какие красивые фотографии!)))
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Заметки паломника. День вто

mmm написал(а):
Ох, Кать, может я ошиблась так скоропалительно отказавшись от твоего предложения?
Маш, не берусь судить, но вот тебе фактик. Перед этой поездкой батюшка наш говорил, что пожалуй, не стоит злоупотреблять поездками в Святую Землю, и теперь надо будет сделать перерыв подлиннее, лет в пять… А в конце поездки мы с ним вполне серьезно обговаривали план следующего паломничества туда где-то через полтора года – осенью 2014. И непременно с Александром, с которым тоже предварительно наметили план дальнейшего сотрудничества. Так что если надумаешь – сможешь присоединиться :wink: .
Бабушки и спуски-подъемы… Знаешь, по-разному, конечно. Мы решили эту проблему тем, что везде честно предупреждали о сложности и длительности пешеходных этапов. В некоторых случаях были альтернативы. Например, на Фавор группа поднималась тремя партиями: часть на специальном такси, часть пешком, но по плавной проезжей дороге-серпантину, а часть – по тропинке напрямки, весьма крутой и непростой для пожилого человека, но зато с неповторимым ощущением подлинности – Христос же шел не по асфальтовой дороге… В основном, все выбрали правильно, а кое-кто смог скорректировать свой выбор: после первой части пути тропинка пересекалась с асфальтом, и переоценившие свои силы поменяли маршрут, а потом еще и поймали такси. В других случаях была возможность остаться в автобусе и подождать остальных в нем или в арабской кафешке с чашечкой кофе, мороженным или свежевыжатым соком – например, у подножия Горы Искушения. Некоторые, кто был там не в первый раз и устал, так и поступили, и ждали остальных примерно с час-полтора.
Ну и наконец, составляя программу, это все учитывали, поэтому ничего невозможного, даже для пожилого человека, в ней попросту не было. Одна немолодая женщина умудрилась перед поездкой серьезно повредить лодыжку и поехала с трещиной в кости, в гипсе и с палкой. Это ей не помешало пройти везде, вплоть до самой сложной тропинки на Фавор. Везде прошла и наша Екатерина Александровна – самая пожилая, ей 74 года. Как ни странно, но зависело это отнюдь не прямо от возраста или здоровья. Та же Екатерина Александровна везде шла себе тихо и незаметно, не отставая, и радовалась; Евгения Семеновна (очень пожилая и с диабетом) дошла пешком на Фавор (по дороге) с большим трудом, и в какой-то момент ей даже стало нехорошо на жаре, но она была безумно счастлива, что смогла, а переживала только, о том, что: «как же я посмела, ведь это – безответственно, если б я упала, то я бы всех подвела!». А некоторые другие, значительно моложе них, возмущались, что им пришлось пройти к автобусу целых 7 минут по старинным и вполне ровным улицам Назарета, а не подали автобус через пробки прямо к лавке сувениров…

Где мы жили? Две ночи в Назарете, три ночи в Вифлееме, и четыре ночи в Иерусалиме. Все гостиницы – арабские, три звезды. Для паломников в Святой Земле это – стандартное размещение. В Назарете была самая классная: новая, в самом центре, сверкающая чистотой, самое разнообразное и богатое меню… В Вифлееме – семейная гостиница арабского православного священника. Отец Спиридон лично подходил спросить у паломников, всем ли они довольны, и хотя владел только арабским, но это ничуть не мешало. Его супруга дежурила за стойкой ресепшен, а одна из дочерей подавала в столовой. Тоже очень чистая, и очень уютная, с домашней атмосферой. Трапеза была с учетом поста – перед Литургией, на которой все обычно причащаются, подали рыбу и морепродукты (очень вкусно приготовленные), а мяса не было. Перед отъездом всем подарили иконочки Вифлеемской Богоматери. Правда, она была далековато от центра, но на службу организовали трансфер рано утром.
Гостиница в Иерусалиме – самая слабая по сервису. Впрочем, это было ожидаемо: по стоимости эти города так и расположены: Назарет самый дешевый, Вифлеем подороже, а Иерусалим – самый дорогой. В последней гостинице чистоту белья надо было проверять лично, но меняли без вопросов. Персонал при этом очень приветливый и услужливый. Однажды ночью, в очень непростой ситуации, дежурный портье нас выручил из серьезной неприятности, причем исключительно по личной ответственности и человеческому отношению – проще всего ему было нашу проблему проигнорировать, она ни его, ни гостиницы в целом никак не касалась (потом расскажу подробно). Кондиционер-обогреватель работал отлично, оставленные случайно в номере деньги дождались хозяина в целости, стол был вкусный, сытный, и хотя менее разноообразный и богатый, но вполне приличный, а самое главное: до ворот Старого Города – 5 минут пешком по прямой. Это – до Иродовых или Цветочных, они – ближайшие, а если пройти 10 минут, то входишь в Дамасские, которые ведут прямо к храму Гроба Господня.
Свободное время у нас было по-минимуму. Это в целом наш принцип работы с паломниками: пожилые, как правило, люди в чужой стране, в подавляющем большинстве без языка неуютно чувствуют себя, если им предлагают свободный досуг. У нас было два свободных вечера в Иерусалиме. Один – условно-свободный, перед ночной службой, в основном для того, чтоб поспать 3-4 часа. Потому что потом – ночная молитва и на сон останется еще 4 часа. И по-моему все, включая меня, именно так его и провели. Второй свободный вечер был накануне отъезда, чтобы уже после всех экскурсий люди могли еще раз сходить в Храм Гроба Господня или куда им лично захочется, что-то освятить, купить сувениры и т.п. Программу закончили около 16.30 прямо в Старом Городе, а ужин нас ждал в 19.30. Все. Остальное время было очень насыщенно от подъема (самый ранний был в 4.30, самый поздний – в 8.45, это после ночной службы, а в среднем вставали в 6.00 – 7.00) до ужина – около 20.00. Так что еще, если хватало сил и здоровья, можно было погулять вечерком часик-другой. То есть ходить одним было можно, но особо некогда.
А местные – это отдельная тема. Но если кратко, то к туристам (и паломникам) хорошо относятся все. Потому что – источник дохода. Для арабов – основной, поэтому они особенно любезны. В Вифлееме стоит автобусу остановиться, его окружает три-четыре араба с очень дешевыми сувенирами, которые громко кричат: «Америка – капут, русский – карашо! Купи магнит – сто рублей!» :mrgreen: или «Сумка – один доллар!» и активно суют это добро тебе в руки. Некоторым бабушкам приходилось даже помогать избавляться от ненужных сувениров, потому что арабы их обратно не берут – требуют доллар и резко перестают понимать по-русски :mrgreen: . Но при этом все очень мирно и совсем неагрессивно. Этакий доброжелательный напор. Все понимают по-английски, а в сувенирных магазинах, как правило, и по-русски. В любой маленькой лавочке на улице можно объясниться на уровне: «Почем? – Для тебя всего три доллар! Ладно, давай два доллар!»
С евреями мы контактировали меньше, но если не брать очень религиозных и принадлежащих к ультра-крайним ответвлениям иудаизма, то тоже вполне доброжелательно. Например, служащие в аэропорту или в больнице, с которыми я лично общалась, или солдаты на блокпостах.

День второй. Назарет. Кем был по профессии Иосиф-обручник?
Этот день начался с нечаянной радости. Александр предложил нам отслужить «свою» Литургию в храме вмч.Георгия при Греческой митрополии в Назарете. «Свою» - т.е. наш батюшка служит сам, а не сослужит местному священнику, и мы сами поем и читаем. Территория Израиля относится к Иерусалимскому Патриархату и соответственно, к греческой Церкви. Греки – известные националисты и очень строго относятся к этим вопросам, поэтому такое явление – довольно большая редкость. И большая ценность – служба, в которой участвуешь непосредственно, воспринимается совсем по-другому, чем та, на которой молишься молча. Не говоря уже о том, что в этом случае она идет не по-гречески и не по-арабски, а на нашем языке. Секрет был в том, что у Александра – отличные отношения с местным духовенством, он несколько лет проработал секретарем в Патриархи, поэтому он и мог договориться о такой службе. В конце службы в алтарь пришел архиепископ Назарета и всея Галилеи Кириак, который после службы сказал проповедь и поприветствовал паломников (Александр переводил).
А после службы беседа продолжилась – нас пригласили в его гостиную на чашечку кофе. Всем 42 человекам раздали понемножку очень вкусного кофе и печеньки.
Вот: сидим, беседуем. Владыка - крайний справа.
caa7248a36be.jpg


Потом была пешеходная экскурсия по Назарету. Там сохранился старинный колодец, из которого Матерь Божия брала воду. Он – единственный в городе, так что тут сомнений нет.
Над ним выстроена сейчас православная церковь (арабская) – точно на месте первой, еще времен Царицы Елены.
Церковь:
d84f7796b5ca.jpg

Колодец.
b1bd9ead099e.jpg

Вот так бьет вода:
d99d0ad25baf.jpg


Оттуда мы пошли тем путем, которым Богоматерь ходила каждый день – к Ее дому. Ведь носить воду в те времена – женское дело. Улицы, как будто, нисколько не изменились.
c822deba9abf.jpg


Антикварная лавочка - мимо шли. Вообще улицы - сплошной базар.
9b6937a7c2b6.jpg


Заходили и в мастерские Иосифа. Того самого, который считался отцом Иисуса Христа. Помните, кем он был по профессии? Почти каждый скажет: плотником! А вот там выясняется, что это очень не точно. Он был – строителем. Но если в древней Руси главный строительный материал – дерево, то там – только камень. Дерева мало, оно дорогое. Так что Иосиф в первую очередь был каменщиком. Хотя, дерево, конечно, тоже умел обрабатывать – стропила там, крышу, окна-двери тоже делал. Строители были в те времена универсалами. Но вследствие разницы реалий, в народное сознание вкралось и прочно закрепилось заблуждение: Иосиф - древодел. А ведь если задуматься, то настоящая профессия Иосифа – очень символична: он стал названным отцом Архитектона Небесного, т.е. Бога – Строителя вселенной.
Вот так выглядит каменоломня 1 века нашей эры - примерно в такой, и возможно в этой самой трудился Иосиф:
0484b4901755.jpg


Место дома Иосифа и Марии принадлежит католикам. Над остатками старинной базилики времен Царицы Елены они построили свой огромный собор в кон. 19 века. А двор оформлен довольно экзотично: от каждой страны одна большая икона Богоматери. Есть очень красивые, тонко передающие национальный колорит, например, эфиопская, а есть и, мягко говоря, странные – вроде Тайландской, где фигура женщины полуголая с накрашенными ногтями больше на индуистского Шиву похожа, и назвать это иконой уже проблематично. Но посмотреть очень интересно. Многие страны не стали выдумывать не пойми что, а просто изобразили копии главных икон (Как Шотландия или Мальта) – вот это очень интересно.
Кстати, вот эту икону – узнаете?
667046ccc021.jpg


Думаете, это – Россия? Не угадали. Там подпись: Греция. Они считают ее своей, ведь она была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу в 1131 году.
Здесь мы прочли акафист, перемещаясь от иконе к иконе, разумеется, обходя «странные» изображения. Просто внизу, у самого Дома Богоматери молиться вслух нельзя – католики не разрешают. Поэтому мы сначала помолились, а потом спустились туда – смотреть.
fd77411c2062.jpg


Это пока только полдня… Но на сегодня пока все.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

Ох. Чего-то я пропала :oops: .
Во-первых, прошу у всех прощения - за все вообще и в целом, и отдельно - за задержку с продолжением "Путевых заметок". Во-вторых, хотя и не хотелось мне смешивать темы, но конная жизнь-то идет. И за это время я отзанималась аж три занятия. А с продолжением заметок немножко затык.
Поэтому пока выставляю отчеты - все скопом. А на следующей неделе у меня как раз в конной жизни опять вынужденная пауза, и постараюсь вернуться к "Заметкам паломника".

Занятие 97. После перерыва.
Несмотря на перерыв почти в две недели, занятие прошло неплохо. И рысь, и галоп – почти на том же уровне, что было перед отъездом. Я даже не ожидала. Даже наличие одновременно со мной двух учеников с тренерами в манеже не смогло полностью меня деморализовать. Хотя, понятно, что работа на шагу в этой ситуации у меня была только в начале занятия, пока они не пришли. Дальше я в основном занималась тем, чтобы нормально разъезжаться с остальными, не помешать тем, кто работает быстрым аллюром, но зато это получалось вполне успешно.
И на первой, и на второй рыси справилась с поставленными задачами: на первой потянулись вперед-вниз, в конце подобрали коня. На второй просто добились ровного качественного хода, правда, тоже к концу рыси. Очень летали ноги – в попытке не зажимать шлюсс я стала активно работать коленками и отводить ноги от лошади. Но осознала, что неправа (и по команде тренера, и сама почувствовала, что то мешает), и к концу немного исправила ситуацию. С поворотами опять было неважнецки: я терялась и мешала лошади, зависала в них. Но опять же, в конце второй рыси все же прошла пару поворотов прилично.
Галоп делать пришлось на вольту, причем даже не вокруг тренера, а вокруг первых двух столбов, а тренер стояла в качестве ограничителя, чтоб я не вылетела в остальную часть манежа, где работали другие. С этой задачей я, впрочем, быстро и успешно справилась, и даже в итоге худо-бедно поднимала в галоп коня сама, и могла его поддержать до команды в обе стороны. В конце я даже перестала ехать на брошенном поводе и потихоньку подобрала веревки – вначале не решалась, потому что баланса не хватало и руки дергались невпопад. Суеты и лишних движений пока еще слишком много, но уже нет той катастрофы, которая была, даже с учетом внешних отвлекающих факторов.
Так что занятие прошло вполне прилично. Мне поставили твердую «четверку», а за галоп, с учетом моих тараканов, даже «пять с минусом» :D .

Занятие 98-99.Наконец-то галоп по стенке. "Пугалки" на рыси.
Занятие 98 было сложным. Одновременно занимались еще двое, и я шагала в серединке, чтоб не помешать, а первую рысь делала со всеми по кругу, причем народ работал: менял траектории, кто-то галопил – для меня это непривычно все еще, и страшно отвлекает. Поэтому первая рысь получилась очень слабо, и вторая – в таком же контексте и не сильно лучше. Правда, в конце мы все-таки изобразили нормальное движение, но только тогда, когда Таня стала отбивать ритм в ладоши. Вот тут сразу все и получилось. Зато к галопу в манеже осталась только одна всадница, которая тоже делал галоп, при том - опытная. Так что с одной стороны, ситуация меня уже не особо напрягала, а с другой – стимулировала: надо же не помешать, а для этого – двигаться предсказуемо. А это значит не высылать по полкруга, не останавливаться без команды и не скакать в центр манежа, норовя снести столбы. И в итоге я делала галоп по стенке, поднимала сама и двигалась до команды о смене аллюра (недолго, конечно). Наконец перестала так косячить с управлением – смогла удерживать на стенке коня на галопе внешним поводом, и даже сладила в итоге с самопроизвольной менкой. После нескольких попыток смогла развернуть тело внутрь, зафиксировать внутреннюю ногу в вытянутом вниз на подпруге состоянии (чтоб назад не ползла), и внешний шенкель тоже закрепить, чтоб не летал, а спокойно работал. Но ключевое - корпус.
А самое главное для меня – что я потихонечку расстаюсь с армией тараканов. Мандраж, который меня охватывает перед галопом, и тоскливая уверенность, что опять не получится, медленно но верно сменяется пониманием процесса на всех уровнях и уверенностью, что все получится – останется только работать. Собственно, так и было.
И на следующем занятии это также подтвердилось.
Занятие 99 было совсем необычным. Сначала на земле мне еще раз показывали принцип облегчения на рыси – дотягивать коня наверху и просиживать–простаивать до конца. Делалось это с помощью резинки от эспандера (иногда такими груз к багажнику пристегивают :lol: ). Потом первая рысь была «пугательной». Мы сразу пошли в закрытую бочку, немного расшагались, а дальше моя задача была ехать строевой рысью в одном направлении, в случае смены аллюра – подстроится к нему, не плюхаясь и не летая, а потом через пару темпов перевести обратно в рысь и продолжать движение. Ну а бичик в руках тренера, возникал у нас с Громом на пути, и нам "мешал". Точнее, мне-то он вроде и не мешал , я его и увидеть-то не успевала, но он мешал Грому, который развеселился, оживился и стал пофыркивать и помахивать башкой :lol: .
Что было особенно приятно – во время этой игры он двигался очень свободной, сам себя нес, повод в руках был легким, но в то же время в контакте все время. Это было очень приятно 8) . Увлеченная поставленными задачами, я как-то неожиданно прилично сидела и, видимо, не особо мешала коню, потому что двигались мы бодро, но мне было удобно. Довольно быстро я сообразила, как реагировать на любой микросбой в аллюре: шенкель и вперед! Несколько раз это сработало безупречно, а потом ЖОлтый решил попытаться развернуться. В первый раз – не очень решительно, и я справилась, а вот во второй раз – очень даже решительно, да еще и туда-сюда, т.е. вначале вроде как через правое плечо, а потом вроде как через левое, а в итоге все же пошел прямо. Тут мы с ним немного разошлись во мнениях об окончательном выборе траектории , и я зависла на шее, цепляясь ногами за седло.
Громушка – умница! Даже в пылу игры он сразу затормозил, остановился, дождался, пока я с него аккуратно сползу – вверх уже мне было никак , и хотя ему явно не стоялось на месте, но он почти никуда не почесал (ну и повод я, конечно, держала), а спокойно дал себя припарковать к стоечке, с которой я и взгромоздилась назад. Разумеется, получил сушек, и веселье продолжилось.
Причем – более успешно. Хотя похожие маневры еще повторялись, но я уже никуда не терялась. Точнее - ни от куда не терялась. Как правило, мы переходили в галопчик на несколько темпов, а затем возвращались обратно на рысь. С большим удовольствием осознала откуда-то из воздуха соткавшееся свое новое умение: почувствовать сбой в движении лошади и сразу на него реагировать, причем, не головой, а телом. Последнее - это ключевой момент. Раньше я так не могла. Не случайно, и «пугалки» раньше были только шаговые – там я все время думала и потом уже делала (сидела в седле, слушала коня, поясницей держала равновесие, а плечами сопровождала поясницу, ноги тянула вниз, коленки не пожимала, и т.д., и т.п. Но все через мозг) А тут – я не думала. Просто делала. А точнее, сначала делала, а потом осознавала, что сделала и почему.
Еще один был веселый момент, когда Гром поднимаясь в галоп сильно мотанул головой. Только счастливая случайность помогла моей физиономии, так некстати направившейся в этот момент вниз из-за защитной реакции «позы эмбриона», разминуться мощной шее и крепким конячьим затылком. По счастью, я при этом согнулась слегка влево, а конь мотнул башкой вправо, но промелькнувшую в сантиметре от носа шею я разглядела хорошо, и твердо, надеюсь, запомнила, что лицо вниз совать не стоит: эмбрионы на коне не выживают, или во всяком случае сильно рискуют получить в пятак.
Значительно труднее мне побороть другой, еще более неразумный для ВЕ защитный рефлекс: я чуть-что – зажмуриваюсь. Есть объективная причина: с детства сильно плохое зрение и вначале толстые очки, удар по которым вышибает искры из глаз в прямом смысле слова, потому что приходится на переносицу, а потом (и до сих пор) – контактные линзы, из-под которых выудить попавшую соринку почти невозможно – придется их снимать и переодевать. В общем, от глаз мне всю жизнь маловато толку, зато – куча проблем, так что я очень привыкла при угрозе их крепко зажмуривать. Ну или хотя бы прищуривать посильней. Так что тоже придется как-то отвыкать.
Ездой направо все получалось хорошо, но когда мы поменяли направление, мне почему-то стало сложно. И Гром тут же почуял, что мне в эту сторону не так уж и хочется ехать, поэтому первый же разворот ему удался с блеском. И хотя я уже никуда не падала, но и удержать коня на нужной траектории не смогла. Потом еще две попытки подряд я провалила, но затем до меня наконец дошло, что главный мой помощник – внешний повод. Почему-то ездой направо это само получалось и не осознавалось. А тут подключила его посильней, даже немного грубо в первый раз, и проблема решилась – и в эту сторону мы стали пробегать сквозь пляшущий на земле бичик прямо, куда хотела я.
Так у нас первая рысь закончилась. На шагу сегодня только отдыхали – вместе с конем.
Вторую рысь уже делала в большом манеже – бочку заняли. Опять было две всадницы, но одна почти сразу закончила, а вторая сама от меня держалась далеко. Еще кто-то, вроде, ходил в руках. А Гром – напротив, после такого веселья был бодр и живехонек. И активно строил крыс пробегая мимо лошадок – для меня полная неожиданность, раньше такого за ним на работе не замечала. Видимо, кто-то лично им нелюбимый пришел. Мне было велено взять потверже повод и четче управлять – строго по нужной траектории, ни на полшага в сторону. И вся энергия пошла в мирное русло.
Мы, во-первых, сделали несколько нормальных подъемов в рысь – без разгона и прочих безобразий, а четким толчком. А потом довольно быстро добились нормальной рыси, с движением, и я даже перестала наконец теряться сверху (ну почти :P ), и смогла быстро подстроиться, прижимать шенкель и вообще работать. Загвоздка была с поворотами, в которых я упорно теряла ритм и темп. Но в итоге заклинание тренера о том, что поворот ничем не отличается принципиально от движения по прямой, в том смысле, что проходится ровно в том же темпе и с тем же ритмом, что и остальное, причем мозгами и глазами надо быть уже за ним, до меня, наконец, дошло, и два поворота мы прошли нормально и даже хорошо. Рысь на этом закончили.
На шагу делали остановки и осаживание. С осаживанием тоже потихоньку разбираюсь. Делаю я его давно, но пока все больше – неправильно. Точнее, не совсем правильно и не совсем осознанно. Сегодня еще раз поняла, что ноги так далеко назад пытаться запихать не надо, зато надо двигать лошадь назад поясницей, т.е. работать со всей лошадью, посылать, а не просто «жать на кнопки». Какая, однако, новость, просто удивительно!
А галоп опять делали в бочке. Как же я люблю бочки, корду и все такое прочее, где все ровненько, одинаково и не надо лишку думать! А то в манеже только поехал, глядь – а уже поворот. Только наладился поворот проходить – опять прямая. Просто ужас, какая путаница! То ли дело в бочке.
Правда, галоп в бочке был сложноват. Не знаю, как объяснить, но по прямой легче сидеть – скачки реже и длиннее, и спиной работать приходится плавнее и легче. А в бочке скачки маленькие, и спиной надо работать активно и быстро. Подъемы я тоже делала сама, хоть и не все гладко, но тенденция положительная налицо: все чаще удается именно подняться в галоп вместе с лошадью, подняв ее самой, а не «жать на кнопочку» и сидеть сверху в ожидании, что «лашатка сейчас перейдет в галоп, и тогда я себя тут наверху поймаю и на ней устаканю». В корне неверный подход, который и является основным препятствием к нормальному подъему, а то и прологом к большей части моих галопных тараканов. Делали переходы с галопа на шаг и на рысь (один раз – не очень). Вначале еще ничего, а потом я подустала и стала небрежничать с закономерным результатом.
В итоге я сильно запыхалась от недолгого галопа. Надо все-таки бегать не иногда, а почаще – дыхалку тренировать.
А еще я тут стала проводить эксперименты со спиной: к примеру, переставила на работе мышь под левую руку и сидела, опираясь на правую, т.е. симметрично обычной позе. Кончилось этой тем, что онемели полностью пальцы правой руки, особенно безымянный и мизинец, причем даже за ночь не совсем прошло. И спина разболелась. Но потихоньку буду эксперименты продолжать – надо ж как-то учить тело поворачиваться, куда я хочу, а не куда оно само привыкло. Спина, кстати, после занятия прошла – размялась как следует и спазм мышечный снялся. Так что, по всей видимости, бОльшей частью это был именно он, что хоть и очень неприятно и болезненно, но в итоге – не опасно.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

В бочке сильнее как центробежная сила.чистая физика. :mrgreen:
Вы большая молодец! Да-да,когда лошадь крыситься надо занять его мозг.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

Ооооо, "пугалки" - моя вторая любимая тема после полей :)
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

Слушайте, похоже, ваши "пугалки" дико интересная штука) расскажите подробнее, а? если не "секрет фирмы". Очень любопытно, никогда о таком не слышала))))

Катерина75 написал(а):
А еще я тут стала проводить эксперименты со спиной: к примеру, переставила на работе мышь под левую руку и сидела, опираясь на правую, т.е. симметрично обычной позе. Кончилось этой тем, что онемели полностью пальцы правой руки, особенно безымянный и мизинец, причем даже за ночь не совсем прошло. И спина разболелась. Но потихоньку буду эксперименты продолжать – надо ж как-то учить тело поворачиваться, куда я хочу, а не куда оно само привыкло. Спина, кстати, после занятия прошла – размялась как следует и спазм мышечный снялся. Так что, по всей видимости, бОльшей частью это был именно он, что хоть и очень неприятно и болезненно, но в итоге – не опасно.
Катерин, а может до боли не надо все-таки? по чуть-чуть, постеепенно. Мышечный зажим дело неполезное, имхо. Дополнительно к теме - мне в свое время на поинге для развития другой половины тела (я правша) советовали начать с небольшого - зубы левой рукой чистить, двери левой открывать, пульт левой держать. Подтверждаю - помогает) но ощущения поначалу очень странные. У пойстеров, правда, все-таки больше работа и координация именно рук идет, корпус и спина на начально-среднем уровне мало работает) хотя, помнится, когда мельницу над головой отрабатывала, именно спина отвалиться и пыталась
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

Катерина75 написал(а):
Чего-то я пропала

Да уж, Кать... Жду продолжения записок " паломника"...

"Поза эмбриона" и "невыживаемость эмбриона на спине лошади" - шедевр! :lol:
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан. 97-99. "Пугалки"- рысь

megkisveta написал(а):
В бочке сильнее как центробежная сила.чистая физика.
Не, центробежная сила не при чем. Потому что в целом в бочке мне гораздо легче ездить. Но вот сама работа корпуса на галопе была интенсивнее, в смысле сопровождающего движения. Думаю, это потому, что галоп короткий, соответственно темпы чаще, а толчок у Грома вполне себе активный. Вот и получилось, что по прямой было "ты-ы-ыг-дым, "ты-ы-ыг-дым", а в бочке: "тыгдым-тыгдым-тыгдым" :lol: .
anackaja написал(а):
Ооооо, "пугалки" - моя вторая любимая тема после полей :)
Я тоже их очень люблю 8) .
NyaSh написал(а):
Слушайте, похоже, ваши "пугалки" дико интересная штука) расскажите подробнее, а? если не "секрет фирмы". Очень любопытно, никогда о таком не слышала))))
Ну я могу только со своей колокольни, а я "подноготную" не знаю. "Пугалки" (в моем случае) - упражнение, как я понимаю, на равновесие всадника и умение ориентироваться на коне в целом. Вообще-то, Таня говорила, что такой вид упражнений у нее для разных всадников с разными целями применяется - где-то вначале дневника про это было. Гром выезжан как очень качественная учебная лошадь. То есть помимо прочих достоинств, он твердо знает, что всадника терять "низзя". Даже если он - лох и сам к этому стремится, все равно "низзя". Это, так сказать, безусловный нравственный императив :mrgreen: . При этом Гром любит и умеет играть,не теряя головы, и по-настоящему практически ничего не боится, хотя изобразить "ай-боюсь-боюсь", как все лошади, вполне себе асс. То есть, проезжающий мимо трактор или выскочившая из-за угла с ревом машина - это не стоит большего, нежели лениво поднятое ухо, а вот тень конюха на давно знакомом месте - это ужас-ужас, если, конечно, настроение сильно хорошее и всадник сверху "сидящий", а не совсем чайник.
Да, забыла добавить: еще конь прекрасно знает голосовые команды на смену аллюра и остановку и приучен четко исполнять их, также приучен делать то же самое по жесту кордового (по крайней мере, когда кордовый - Таня и команду голосом подает тоже Таня :lol: ). Команда исполняется не взирая на то, что делает сверху всадник - если его поставили на корду и сказали, что "так надо". Бочка и корда для него - примерно одно и то же.
На этих исходных данных и строится упражнение. Делается в ограниченном пространстве (в бочке). Всаднику ставится простая задача. У меня было две разновидности: "просто сидеть и слушать коня" или "двигаться заданным аллюром в заданном направлении". А с конем работает тренер. Командой жестом или бичом тренер меняет характер или направление движения. В первом случае я просто сижу и "соответствую" неожиданным для меня переменам в окружающей действительности (так как жесты не знаю, не вижу, и что сейчас будет не представляю :mrgreen: ). Во втором случае я не просто сижу, а слежу за направлением движения и аллюром. Соответственно мои команды вступают в противоречие с жестами бича. Гром это знает и воспринимает как игру. Он "пугается" бича и старается развернуться или пронестись мимо него галопом. А я стараюсь подловить этот момент и не дать ему развернуться, а с галопа опять вернуть на рысь. Какое-то недолгое время мы этим занимаемся, потом конь получает сушки и похвалы, и возвращаемся к обычной работе.
Ну вот и все, подробнее не могу.
NyaSh написал(а):
Катерин, а может до боли не надо все-таки? по чуть-чуть, постеепенно.
Дык я и стараюсь постепенно. Боль появляется потом. Ничего, если сильно достанет, то может быть созрею наконец до какого-нибудь массажиста-мануальщика. Пока не хочу по принципу: "работает - не тронь, чтоб не испортить".
mmm написал(а):
Да уж, Кать... Жду продолжения записок " паломника"...
Машунь, я исправлюсь :oops: . Лени-и-вая я, а тут еще и дела все время подворачиваются...
А пока

Занятие 100. Борьба с моей головой :))
Занятие после перерыва прошло так себе.
Косяки прежние: отсутствие импульса вследствие плохой посадки и слишком большой зацикленности на себе и своих ощущениях. Сейчас практически все мои серьезные косяки сводятся к одной глобальной проблеме: я постоянно пытаюсь искать «волшебную кнопку», нажав на которую получу от «лашатки» рысь, импульс, хороший поворот, вольт, галоп… нужное подчеркнуть. То есть вместо цельного ощущения и работы с конем пытаюсь выполнять некий алгоритм «правильных» действий. Ну а к чему приводит выполнение «правильных действий» не одномоментно и четко, а в виде размазанной во времени неуверенной последовательности, вы легко можете догадаться.
Таня очень старается мне помочь «отключить лишнюю голову», но я пока упорно и к несчастью довольно успешно сопротивляюсь. Ибо голова у меня – главный орган жизнедеятельности. Любой. В некоторых случаях – это к большому моему сожалению, так как реально мешает, и я это знаю, понимаю, но – увы. Так что, думаю не ошибусь, если скажу, что сейчас я подзастряла на том этапе, когда отдельные умения складываются в цельные ощущения и рождается навык.
Как мы боролись с моей головой в этот раз.
Во-первых, Таня снизила количество указаний. Ну, кто у нее занимался, знает, что обычно их не просто много, их – почти все время. То есть учебный процесс активно идет все 1,5 часа без каких-либо пауз. А тут – я прямо удивилась: езжу уже целых три минуты, и ни одного замечания :shock: .
Во-вторых, вместо конкретных «ногу туда – руку сюда» меня чаще призывали думать, что ты делаешь и делать. Это может показаться парадоксальным: как же отключить голову, если думать? Но на самом деле очень точно. Потому что думать в таком разрезе мне приходится не о руках-ногах по отдельности, а о коне и о том, что я с ним делаю в целом. А это уже совсем другое дело. Например, таким макаром мне надо было сделать вольт на рыси. Я билась над этой задачей довольно долго, но советы и замечания больше были в ключе: "не согнут", "едешь в стену", а не "руку назад, ногу прижми". Нет, в итоге без этого все же не обошлось - а то я бы до сих пор, наверное, этот несчастный вольт делала, но и думать мне приходилось тоже.
В-третьих, в борьбу с моей головой включились все конники нашего дружного конюшенного коллектива (хотя они, наверняка, об этом не знали), потому что начались школьные каникулы и одновременно со мной на манеже ездил народ. И шагал. И в руках. И кавалетти. А потом еще и прыгал. :shock: Поэтому тихо-мирно ездить по кругу, как я привыкла, на еле-ползующем конечке было совсем никак. Надо было маневрировать, смотреть по сторонам, и опять же думать! И не о своей тушке, а о том, что вокруг происходит.
Но все дружные усилия пока успехом не увенчались. Рыси у меня в этот раз так и не было (в смысле нормальной), шага тоже. Так, редкие проблески в самом конце второй. А перед галопом Тане пришлось подсесть, потому что она вполне справедливо полагала, что без этого никакого галопа не будет в принципе: не размятый толком и подзабивший на всадника Гром галопом бегать просто не будет.
После того, как Таня сделал все работу, галоп-таки был. На вольту, но все же я поднимала сама. И хотя того замечательного чувства четкого подъема вместе с конем в этот раз не было – было еще пока многовато суеты и ожиданий, но хотя бы подъемы были. Ну и двигались мы галопом до команды, сидела я относительно прилично, хотя поводом все же пока почти не работала. Боюсь я его толком трогать на галопе, в смысле чтоб в контакте, «внатяг». Но потихоньку рулила успешно, тем более, что мне было велено «вести плечи» и совсем бросить веревки я не решалась – изображала какую-то активность в этом направлении.
Вот так покуда.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

Пугалки - очень инетерсная вещь, беру на заметку)))
Катя, ты молодец, у тебя есть прогресс!)))
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

С "заметками" осторожнее. Я, может быть, мало что понимаю, но как-то мне думается, что это может быть очень небезопасно, если лошадь: а)не подходящая по темпераменту или психике б) не настолько выезжана и воспитана в) молодая г) еще куча всевозможных "если" - можешь сама дописать. Лошадь все-таки двигается и реагирует гораздо быстрее человека, если хочет. Гром понимает, что это игра, и что в ней есть правила. В частности - правило "спасаться только вместе". Так ли хорошо это будет понимать каждая лошадь?
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

Да,с нашим конем такое не прокатит. Хотя подобное было,когда на манеже был ослик.,
Пы.сы. Тоже плюс,что человека не теряет.
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

ура, Катерина появилась!)

Гром у вас нереально крут! молодец такой) вот прямо читаю и завидую белой завистью!) пример для подражания, однозначно
про "пугалки" почитать было очень интересно))) но, честно говоря, спрашивая, уже изначально не предполагала применять. У нас Бес вряд ли подходит) 1) я бы не сказала, что он боится всадника потерять. Было дело, ловил пару раз спиной + останавливался без команды, если съезжала или на шею вылетала. Но предпочту не экспериментировать пока) потому что явно жест доброй воли был от лошади, а не конкретный воспитанный "безусловный нравственный императив"))) Специально не высаживает, потерять всадника желания не выказывает, и хватит пока. Да и будем честными - 2) его нельзя честно назвать "выезженным и воспитанным". Мы только в процессе. На обще-прокатном уровне конюшни он весьма прилично воспитан и подъезжен, но еще весьма далек от требуемого уровня) а пока не дорастет - ненене, даже "по игре" пугаться низзя

Катерина75 написал(а):
Дык я и стараюсь постепенно. Боль появляется потом. Ничего, если сильно достанет, то может быть созрею наконец до какого-нибудь массажиста-мануальщика. Пока не хочу по принципу: "работает - не тронь, чтоб не испортить".
а еще есть принцип "не форсируй" :3 от лошади, которая по прямой не едет, никто же пассажа не требует?) так может и организм чуть поплавнее "в работу вводить"? Понятно, что если совсем не напрягать, толку мало. Но, кмк, "пальцы онемели и даже за ночь совсем не прошло" - это не самы лучший синдром
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

Я взяла это на заметку как возможный и весьма интересный способ укрепления посадки, типа урока пассажира. Только с тренером)))
Я не говорю что побегу сейчас его пробовать, мне и необходимости-то нет)
Просто знания лишними не бывают, вполне возможно когда-нибудь буду этот способ применять))) может в чуть другом варианте)))
 
Re: Учиться - никогда не поздно. Зан.100. Борьба с головой :

NyaSh написал(а):
так может и организм чуть поплавнее "в работу вводить"? Понятно, что если совсем не напрягать, толку мало. Но, кмк, "пальцы онемели и даже за ночь совсем не прошло" - это не самы лучший синдром
Дык еще бы знать, как его вводить. Я ж методом тыка все. Вон лошадей правильно в работу вводить люди годами учатся, а человеков, пожалуй, еще сложнее :lol: . Но я стараюсь не злоупотреблять.
Grey Star написал(а):
Я взяла это на заметку как возможный и весьма интересный способ укрепления посадки, типа урока пассажира.
Ну да, в первом варианте, как мне кажется, есть нечто общее.

Занятие 101-102. Едем дальше
Прошлое занятие, которое № 101, было таким неудачным, что писать совсем не хотелось. Собственно, потому я и не писала :lol: . Единственным положительным его итогом была мысль, что хуже уже некуда, значит должно же наконец получиться лучше.
Сегодня тоже было много паршивенького, но все-таки уже не так. Хотя звание «кошмара тренера» я уже честно заслужила :mrgreen: .
На первой рыси стояла задача разминать лошадь, ну и к концу мы все-таки добились какого-то движения. Еще раз мне напомнили очень важный момент, который я упускала из виду: когда подбираешь лошадь, то повод не просто тянет нос к себе, а воздействует на весь перед: на выход шеи, который должен приподняться, на затылок, который должен пойти вверх, на плечи, которые нужно «нести», собственно ими и управляя, и только в конце всего этого – на нос, который опускается. В принципе, мне это все говорилось, но я как-то растеряла это ощущение и эту идею, слишком сосредоточившись на опускании носа. Иными словами, лошадь не кивнуть мордой должна, а шею приподнять-выгнуть и «плечи расправить» (не знаю, как правильно это описать, но если по аналогии с человеком, то так точнее всего). Ну и еще и еще раз пытались добиться от меня стабильной руки (не болтать ею взад-вперед, а если уж берешь, то не выпускать тут же, а держать стабильно) и взаимодействия между правым и левым поводом (потому что трензель – единый, а не правый и левый по отдельности, и работать надо им, именно исходя из этой мысли).
Какое-то время я попыталась двигать коня вперед вниз, но поскольку у меня получалась ерунда, то мне дали упражнение: два темпа стоять – два темпа строевой рыси и так далее. Потом то же самое – по 3, потом по 4 и наконец по 5 темпов. Въехала я в это далеко не сразу, потому что делала подобное всего однажды и давно, но все-таки въехала. Иногда сбои были от того, что теряла равновесие стоя (впрочем, это редко), иногда – от того, что плохо считала и садилась рановато/поздновато на полтемпа. Когда дошло до 4 и 5, то считала вслух. Длинные "репризы" было делать проще. В целом, это было интересно и хорошо помогало почувствовать структура аллюра и разобраться с ритмом.
Поскольку коня размять нормально я не смогла, то после первой рыси Таня села сама, поработала с конем, а потом, после шага, я делала вторую рысь учебной на вольту. Здесь помимо продолжения работы с руками, возникла проблема с шенкелем, который должен был работать на каждый темп. У меня это долго не получалось – именно четкая ритмичная работа. То есть, мне казалось, что я именно так и делаю, но на самом деле я либо его прижимала и пыталась тупо давить постоянно, а на учебке это еще сложнее, чем на строевой, да и долго так в принципе невозможно; либо же я посылала через темп, а не на каждый. Получилось только тогда, когда Таня стала вслух считать и хлопать в ладоши.
Но что меня немножко утешило – сидеть на учебке было как-то удобно и не сложно. То есть выколбашивало меня – по субъективным ощущениям – только пару раз, а в целом можно было себе позволить не циклиться на равновесии: как-то само получалось работать спиной и сидеть в седле. Конечно, подозреваю, что до нормы это еще очень далеко, но хотя бы откровенного плюханья уже не было и я могла сосредотачиваться на шенкелях-руках-поворотах.
С поворотами, правда, тоже все было непросто. Ездой налево, с которой мы начали, почему-то было еще более или менее, т.е. вольт был вольтом, а когда поменяли направление, меня заклинило, и вольт категорически превратился в квадратик. Я никак не могла соотнести положение корпуса, воздействие повода и траекторию движения. Тем более, что Гром – не каруселька, и соотносить это все надо было, не забывая о посыле и посадке. Поэтому получалось, как в какой-то сказке: хвост спрячешь – нос торчит, нос спрячешь – хвост торчит, в смысле: только нормально двину – втыкаю коня носом в стенку, только настроюсь на правильный вольт и попытаюсь вести коня внешним поводом-шенкелем – рысь пропадает и превращается в тюлюпку черепашью. Долго я так издевалась на лошадью и тренером :oops: , но в итоге все-таки собрала ручки-ножки и проехала нормально.
Галоп делали в бочке, в основном опять подъемы. Поскольку именно с ними у меня самый швах. То есть, когда лошадь двигается галопом, то я уже, как правило, могу сидеть относительно прилично, и даже как-то рулить. Но на подъеме я вся зажимаюсь и встаю с седла, скрючиваясь вперед. Естественно, что подъем получается в лучшем случае в рысь. И даже если лошадь догадывается, что я имела в виду, то на втором темпе галопа я успеваю скрючиться, встать на бедрах и перевести коня опять же в рысь. В этом, собственно, и клин. Сегодня, отчаявшись уговорить меня сидеть в седле, Таня взяла сенную веревочку и просто-напросто привязала седло к моей попе. Ну или наоборот - попу к седлу :mrgreen: . Теперь при попытке встать я хотя бы это чувствовала. В такой ситуации у меня не было уже другого выхода, как начать посылать сидя в седле, и тут до меня все же дошло. Кажется, я слишком акцентировалась на том, что подъем делается внешним «полупопием» и забывала, что при этом весь «центр тяжести» двигает лошадку вперед, смещаясь на копчик. Я же пыталась посылать именно вбок, снаружи внутрь, и от чрезмерного старания вся смещалась вперед, «освобождая пространство для действия». Короче, подъемы поделали, к концу – вполне такие осознанные и именно вместе с конем, а не «кнопкой», галопом немного в бочке подвигались и на этом закончили.
 
Сверху