Re: Учиться-не поздно. Зан.178. Наконец-то Громик))+Комарово
Комарово 5. Уступки.
Сегодня очень позитивное получилось занятие на Мане. Вот прямо совсем-совсем работали, и даже ни одного разочка не шуганулись, и даже все-все время аллюры были, какие командовала тренер и хотела я, а не какие считала нужным она.
Вот прямо я порадовалась, и собой вся такая довольная. :mrgreen:
Хотя, если подойти к вопросу трезво, то сказался длинный ряд причин. Во-первых, Маня ко встрече со мной старательно и разнообразно готовилась. :lol: Неделю назад, в субботу, занимаясь на Ханике, я краем глаза видела, как Наталья Геннадьевна ее сама работала и что-то ей довольно энергично объясняла. А вчера, как опять же она обмолвилась, она на ней даже попрыгала, так что кобыла смогла сбросить свою кипучую энергию. Ну и наконец, утром перед занятием ее размяли на корде (наверное, правильнее было бы сказать – отработали, :mrgreen: но для красоты называется это именно так – типа, работаю я, а то была просто разминка). Поэтому у нас изначально, с посадки в седло, оказался в наличии аллюр шаг.
Опять же, тренировка началась с достаточно продолжительной работы на шагу, а для меня это оказалось очень важным: я так легко успокаиваюсь-настраиваюсь-разминаюсь, и дальше успешно работаю. А если сразу в рысь – начинаю жаться и очень активно косячить.
Ну и еще ряд субъективных причин. Вчера была тренировка на Громе – все вспомнилось, связочки паховые растянулись маленько.
Сегодня с утра было время сделать мини разминочку на земле (просто потянула бедра и чуть размяла покрутила плечи-руки-поясницу, но все-таки).
А еще, как мне кажется, очень помогли два вот таких момента.
Первый – осознание важности своей «ведущей роли», о чем я в прошлый раз писала. То есть, что Маню надо гораздо более «авторитарно» вести всю тренировку, чем Грома или, скажем, Хана. «Я тут главная, и ты делаешь все, что я прошу, от и до, ежесекундно», а не «Я тут учусь, пробую так и этак, а ты, умный конь, меня учи, как будет правильно получатся». Это сработало.
А второй я вычитала у Олены на «лошаденке» – описание одержки, которая «сократит или остановит любую лошадь, независимо ни от чего». Нет, в принципе, я это раньше знала, и даже отрабатывала с Таней и Громом. И сама Наталья мне много раз про это говорила «давить авторитетом», т.е. попой вниз, в спину лошади. И Оля на Ханике говорила. Короче, все мне об этом много раз говорили.
Но вот все равно как-то оно не складывалось в общую картинку: мозг-тело-задача-решение. С Таней мы это отрабатывали в основном на галопе, а как универсальное действие оно у меня не фиксировалось. А тут вдруг я осознала, что к чему: как попа проваливается вниз, в пятку, при этом пятка как бы упирается вперед, а плечи идут чуть назад засчет легкого прогиба поясницы. Словами – лажа, но до меня дошло целое. Плюс, сработало то, что получилось в прошлый раз на Мане: проредить рысь и даже перейти в шаг засчет «облегчения вниз», т.е. привставания на облегченной рыси не вверх, а опять же, в пятку. Это тоже из этой оперы немного. Вот пазл и сложился.
И сегодня он успешно работал: как только лошадь пыталась ускориться, задрав нос в потолок, я тут же проваливалась в пятку, и лошадь сразу задумывалась, а так ли нам надо вот прямо сейчас куда-то бежать?
Ну и я тем временем успевала поводом попросить вернуть нос на место, она соглашалась, и все пучком.
Ну и последнее. Все-таки, как ни крути, а подключение к постановки задачи инстинкта выживания очень стимулирует.
Маня-таки сумела окончательно убедить мой организм, что если я хочу жить, то надо наконец сесть глубоко в седло. Ну или вообще к нему (седлу) не приближаться. :lol: Поэтому я постепенно, вроде как, сажусь, и прыгаю вверх все меньше и меньше.
Так что, несмотря на то, что на лошадь я садилась с некоторым мандражем (и перерывчик в 2 недели, и бодрячок-адреналинчик прошлой тренировки сказывались), но в итоге все было прямо славно-славно.
А занимались мы сегодня преимущественно боковыми, точнее – уступкой шенкелю. Вначале на шагу.
Как здорово, что я вначале пробовала это на Ханике, аж два занятия! Потому что сразу на Мане я бы наверное вообще ничего не сделала – запуталась бы в ответных реакциях, у нее они слишком стремительные и их получается много. А так у меня уже хоть какое-то общее представление об искомом имелось. Но все равно, вначале я пыталась действовать каждым поводом отдельно. Вот на Ханике это плохо, но прокатывало. Ну или меня щадили и не говорили, что полная лажа, а сама я не чувствовала. А на Мане – нет. Либо вообще идем прямо с постановлением, да еще и завалив затылок, либо идем на стенку по диагонали, тоже завалив затылок, но не в бок.
Делали ездой по стенке, потом заезд направо/налево назад – выпрямили – постановление внутрь – уступкой обратно к стенке. Совсем коротенькие, на четверть или треть манежа – до средней линии не доезжали.
Кстати, на Мане как-то почти сразу получилось смотреть по направлению движения – с ней иное слишком чревато.
На Ханике, вот с этим было гораздо сложнее – приходилось себя заставлять.
Получилось, когда я доперла соединить средства управления в одно действие. Зашибись открытие, правда?
То есть, я хорошо знала, что внутренний шенкель двигает лошадку вбок, вес переносится на внешнюю сторону, внешняя рука закрывает плечо ведет, внутренняя рука держит постановление… И все это старательно пыталась сделать. Но надо было это делать не последовательно, а «хором», особенно с руками. Прорыв произошел, когда я вспомнила, что трензель – он один, и когда мне подсказали, что надо обе руки чуть сместить в направлении движения. Ну и еще когда я связала посылающий внутренний шенкель с внешней принимающей рукой. То есть ритм им задала общий в такт шагам лошади.
Сделали довольно много раз, чтобы закрепить. Ну и в процессе, а точнее даже еще перед началом, я нашла контакт – легкий, но ощутимый упор в повод. Опять же, наконец-то смогла усвоить идею «отзывания»: не тянуть, а позвать – сразу смягчить, позвать – смягчить, но контакт сохранять. То есть, нашелся некий стабильный упор-контакт, и руки просто стояли, а когда надо было что-то сделать, или когда кое-кто вдруг решал напрячься или ускориться, ну или еще что, то я не начинала тянуть повод, а кратковременно брала на себя и тут же опять смягчала. Это тоже явно не новость для меня, но наконец-то заработало на уровне навыка, а не сознательных усилий.
Потом поехали строевой рысью. Тоже на редкость приятно: сразу в поводу, и спокойно-мягко. Настроили рысь на вольту вокруг тренера и поехали делать те же уступки на строевой рыси. Первую я завалила совсем: «А-а-а-а! Я же этого никогда не делала, я не умею!», - завопил внутренний голос, блокировав мозг намертво.
Но ко второй попытке я наступила ему (голосу, а не мозгу) на горло, и попыталась повторить все, что делала на шагу. Опять же сделали много-много попыток, периодические меняя стороны. Примерно на середине стало получаться, остальное было закреплением.
Чуток прошагнулись. Опять же, с Маней нельзя как с Громом: отдать повод, пусть лошадка отдохнет. Шаг обязательно в поводу, в контакте, пусть и на более длинном поводе вперед-вниз. Как только нос пошел вверх – сразу попой в пятку, рукой просим нос вернуть взад, т.е. я хотела сказать - вниз.
Получалось.
Потом тоже самое стали делать на учебной рыси. На учебке стала терять правое стремя – значит, коленку поджимала, но потом наладилось.
Опять настроили рысь на вольту. На вольту оба раза еще и, как я поняла, делали подготовительное упражнение: отодвинуть попой и ногой коня от центра на внешний повод, расширив вольт. Потом поехали так же: заезд направо/налево назад и уступка обратно на стенку. Тоже не сразу, но уже значительно быстрее получилось.
Мне сказали, что это упражнение очень эффективно для кривых всадников, потому что хорошо уравновешивает корпус в седле, помогает найти баланс.
Налево у меня все разы было похуже, потому что левой рукой вести коня у меня хуже получается, но в итоге делала оба.
Потом еще делали так: на длинной стенке внешнее постановление, заезд уже с внешним постановлением и, не меняя его, выход на уступку. Важно было внешним поводом не давать валиться шее, ехать на прямой лошади.
Опять пошагали, и галоп по вольту вокруг тренера. Подъемы пока не очень уверенные. Но первый получился отлично – прямо подъем, в руке, в контакте, сразу мягко, без «проскачки», как у меня обычно бывает. Остальные такими красивыми уже не были. Вправо получше, влево – чуть похуже. Много подъемов не делали. Делали сокращение-расширение на вольту и сокращение-переход в шаг. Причем надо было галоп даже поддерживать слегка ногой на сокращении, и это тоже вроде как получалось.
Галопом сегодня работали немного, потому что было вполне прилично, и решили закончить на хорошем.
Ну и еще из хорошего: всадником сегодня было на манеже немного, особенно вначале. Потом стало побольше, но я уже даже более или менее сознательно маневрировала, а не служила исключительно "помехой для объезда". Конечно, пока на минимальном уровне, но потихоньку осваиваюсь, что не может не радовать.
Вот такие дела.