Re: Учиться - никогда не поздно. Снова Комарово, но - ново.)
А нормативно-литературной лексикой пользоваться для выражения эмоций - совсем религия не позволяет? :mrgreen:
Снова Комарово, но – ново
Сегодня опять встал вопрос, куда податься: ни Громик, ни Маня меня по объективным причинам покатать не могли. Но к счастью, коников в Питере много, и конников – тоже, причем все сплошь – добрые и отзывчивые.
Поэтому я сегодня опять поездила на новой лошадке, причем очень даже выезженной, уровня МП.
Нет, ну разве это – не чудо? Вот стоило мне посетовать, что не так-то просто «поездить на разных лошадях», если хочешь, чтобы они были при этом выезженными, потому как их объективно не так уж много, и справедливо не в восторге серьезные тренера и спортсмены от разовых занятий с возрастными чайниками, как опять мне все само в руки сваливается! Ладно уж, не буду дальше держать интригу: покатал меня сегодня Ханик, а потренировала Оля-Амазонка1.
Ханика я чистила и помогала собирать. Все-таки, я не могу до конца понять людей, которые предпочитают приезжать к собранной лошади, если они не профи. Пока чистишь – уже настолько с лошадью осваиваешься, что под верхом - совсем другое дело. Мне, во всяком случае, так на порядок проще. Я воспринимаю собственноручносвежепочищенную
лошадь – как хорошего знакомца, с которым можно и работать, и общаться полноценно. А знакомиться сразу сверху мне трудно. Сверху уже надо требовать-командовать-просить-слушать-добиваться, а мы, вроде как, вообще еще незнакомы… Ну или, если даже лошадь уже известная, то как бы не поздоровались, этикетных приветствий-обмена любезностями не произвели… Сушка – слишком уж кратко и формально. Ну вот такой у меня бзик. :roll: Я понимаю, что лошадей определенного уровня предпочитают чужим рукам не доверять даже на почистить, но вот лично мне это реально мешает, увы.
А сегодня – красота! До конюшни доставили на авто. С большим интересом посмотрела кусочек чужого занятия (шаг и первую рысь), после чего меня подвели к деннику и – цитирую дословно: «Алиса – это пудинг. Пудинг («Пудинг» даже нос не соизволил поднять – у него там се-е-ено) – это Алиса. Недоуздок – вот, щетки – там». И нас оставили наедине.
Ханик очень душевный лошадь. У меня возникло стойкое чувство, что это Гром, умноженный примерно на 1,8.
Я его даже один раз «Толстым» назвала, а один раз «Громищем».
Стоял в деннике жевал охапку сена, но при этом нос в недоуздок сунул без звука, сразу как я зашла и протянула. Вышел тоже сразу, стоял спокойно. Носом периодически тыкался, и глазки-бровки строил умилительные. Сушки принимал с энтузиазмом и глазки начинал строить с удвоенным старанием. Потом понял, что сушек пока больше не обламывается, и попытался заползти обратно в денник к сену. Но на негромкий рявк тут же вкопался: «А я что? Я ничего. Нельзя - так бы сразу и сказали…».
Хвостом только мотылял поактивнее, и цвет другой, вот и все отличия.
Ну и размеры. Головушка у него выдающаяся. Я когда недоуздок взяла, то в первый момент нахрапную часть за затылочную приняла – такой у нее диаметр. :shock: Вообще не сразу смогла понять, что это у меня в руках такое широченное. А шея? У Грома тоже замечательная шея, но тут – это ж почти целая отдельная лошадка по ширине! Причем, я видела Хана - и в манеже, когда параллельно занималась, и на фото-видео в дневнике у Оли (как раз его потихоньку читаю сначала, уже скоро дойду до нынешнего момента), но на расстоянии, да еще с моим зрением, это все не так заметно, как когда руками чистишь-щупаешь. А ножки крючковать? Там такие копытца, что «блюдце» - это уже скорее преуменьшение. В общем, лошади – много, и это прекрасно!
Ну и раз там занятие, я не торопилась, спокойно почистила, даже хвост расчесала маленько. Убедила наклонить голову, чтобы почистить мордаху… Установили контакт, короче.
Под верхом тоже было очень приятно. Во-первых, все же, чувствуется, когда тренер знает лошадь под тобой от и до - это очень помогает. Ну а во-вторых, Ханик меня покорил своей чуткостью. Он очень быстро, легко и четко реагирует на любые команды, даже непроизвольные и слабые, но по темпераменту он, конечно, ближе к Грому, чем к Мане.
И не только по темпераменту. Я, пожалуй, поняла сейчас, когда стала писать, почему мне на порядок проще и комфортнее с Громиком и с ним, чем с Маней. Оба этих башковитых мужика-профессора на тренировке занимают эдакое промежуточно-компромиссное иерархическое положение: «Ты, конечно, всадник, человек и все такое, я тебя должен и буду слушать и слушаться, да. Но мы же с тобой оба понимаем, что ты – чайник полный, а я – все сам знаю, и это я тебя учу, а не ты меня, поэтому кто тут на самом-то деле главный – это еще как посмотреть; формально – конечно ты, а по сути-то – пожалуй, и я». И я именно к таким отношениям с лошадью привыкла. При том, что по жизни для меня максимально комфортная позиция «1-й зам»: т.е. я могу руководить-рулить эффективно, тактику хорошо разрабатываю, реализую идеи, отстаиваю свою позицию и т.п. Но стратегические и конечные решения предпочитаю делегировать – не люблю единоличной полной ответственности.
А вот Маня – не такая. Она девушка-блондинка (так Наталья сама про нее говорила). Ей надо очень четкого лидера сверху постоянно, ежесекундно, иначе она мгновенно напрягается – ситуация даже небольшой самостоятельности в работе ей сильно дискомфортна. Думается, что отчасти поэтому у нас с ней так сложно складывается. Я подсознательно жду от нее «науки», а она – от меня руководства, вот мы и мечемся вдвоем. В том числе и по манежу, ага.
Но вернемся к Ханику. Разминочный шаг просто по стеночке. Меня предупредили, что лошадь не надо дергать руками – она щекотливая, и все хорошо делает, если не суетиться. Ну а про «не зажиматься» я и сама помнила еще по своему дневнику. Сразу почувствовала реакцию на шенкель – четкий мгновенный ответ, это очень приятно. Контакт был очень легким, но был. Оля сказала: «Вот оно – вот сейчас, как надо», и в принципе, как мне показалось, более или менее удавалось его сохранять.
Потом походили серпантинчиком в три петли и, по-моему, вольтиками. Рулить велено было строго корпусом и глазами – никаких рук. Руки «несут перед собой горшочек все время прямо». Старалась, но с переменным успехом. Впрочем, даже корпусом и глазами у меня периодически получались очень резкие повороты. Гром тоже четко реагирует на корпус, то есть, принцип-то мне знаком, но Хан в этом смысле – просто сверх чувствителен. Чуть ли не больше Мани – там, впрочем, возможно мне скорость не давала это оценить вполне. А на Хане – у меня было очень близкое ощущение к езде на Громе на ошейнике, только еще сильнее, ну и руки тоже участвовали, конечно.
Подъем в рысь – без проблем абсолютно. Ханик меня понимал отлично. Но вот на самой рыси сходу вылезла проблема – я не удержала на стенке, меня понесло внутрь по диагонали. А когда я попыталась поправить туда внутренним поводом, то лошадь честно сделал постановление, даже согнулся, но продолжил «гнуть свою линию».
Велели поправлять шенкелем – не очень-то получалось - вся чувствительность куда-то вдруг испарилась, - пока не удалось поймать этот шенкель на внешний повод. То есть, в итоге, поправить, да и просто держать на стенке Хана можно и нужно почти исключительно внешним поводом. А внутренний в этом практически совсем не помогает. Внешний держать чуть выше, и все время им вести. В очень легком контакте, но вести. Тогда все отлично. Поэтому ездой направо, как всегда – похуже, левой рукой я грубее в ощущениях и работе, и дольше ловила нужное. Вдобавок, она у меня почему-то постоянно ниже правой – это тоже мешало.
На первой рыси (строевой) чуток размялись на неспешном тюлюпе (но он все равно субъективно ощущался поактивнее, чем на Громе, просто засчет того, что ноги длиннее), а потом понемножку старались двигаться, но особо на этом не сосредотачивались сегодня – больше занимались «рулением». Наладили движение по стенке и в углах, а потом делали вольты 15 м, серпантин 3 или 4 петли (забыла, кажется, уже 4), перемены направления, ну и периодически, когда лошадь меня опять увозил, заезжали в обнесенные углы с Н-нной попытки. На вольтах тоже надо было вес внутрь переносить, продолжая смотреть и руки "нести" по траектории ровно.
Оля очень много хвалит – это непривычно, хотя и приятно. Но тоже надо мозг перестроить: у меня он заточен под коррекцию ошибок, с Таней мы именно в таком ключе работаем, и мне это, в принципе, привычно и комфортно, а тут плохо выполненное или невыполненное упражнение, как правило, обозначается просто отсутствием похвалы, и у меня обратная связь не такая четкая получается.
На шагу Оля решила мне показать боковые – мы делали траверс и уступку. Ну, если быть честным, то траверс делал Ханик сам, а уступку мы так толком и не сделали
, но мы пытались. Вначале проговорили теорию – оказалось, что я правильно представляла себе, что это такое, и как это надо сделать, А потом – траверс. Тут вообще было элементарно, потому что мне стоило буквально намекнуть шенкелем и попой, на то, что я хочу, как Ханик сказал: «Ага, понял, теперь сиди – я сам все сделаю».
В этом смысле, он, конечно, большей степени «самовозности», чем Гром. Гром даже если понял, что ты имеешь в виду, сам – вот вообще сам – особо делать не будет. Он – принципиальный товарищ: это тебе надо, значит, изволь участвовать в процессе, причем грамотно. А Хан, как мне показалось, более снисходителен: «Ага, я догадался – ладно уж, ща покажу тебе, как я крут, и как я все умею, сиди уж там, чайничек, только спокойно!»
Ну а уступка – это сложнее. Там слишком много вариантов возможно, и халявы уже не было. Я слишком сильно сгибала и зад у меня отставал, да и смотреть в сторону движения казалось слишком сложным. Я плохо представляла нужную траекторию, поэтому логично, что и конь по ней двигался невнятно.
На второй рыси – учебной – делали змейку на пол манежа. Плоховато – все время норовила руками махать и вообще ими рулить. У меня, как чуть сложнее, сразу какие-то глупые инстинкты включаются, и я вот такие фокусы вытворяю. А надо было вести в корридоре, постоянно держать кисти и локти вместе и «нести горшочек». К концу второй или третьей попытки в каждую сторону сделали пару петелек более или менее. Опять поделали вольты.
Под конец Ханик даже разошелся и стал прибавлять – Оля сказала, что судя по всему, это я сверху наконец расслабилась. Вот как все же научиться расслабляться пораньше конца второй рыси, а? Ну подскажите люди добрые! А то чего-то эта тенденция ну совсем мне не нравится, а никакому контролю пока не поддается. Даже не знаю, как подступиться. :cry:
Ну а по поводу этих прибавок мы еще и отработали сокращение: просаживаться глубже в седло спиной на учебке – тоже один раз прямо четко-четко получилось, мне понравилось, потому что ощущение еще почти новое – на Мане только над этим работала, но тут было все медленнее, спокойнее, подконтрольнее, и сознательнее.
На Мане надо, хочешь – не хочешь, действовать во многом рефлекторно, на ощущениях, что для меня пока архисложно. Там думать над элементарным не реально – некогда, не успеть физически. А на Ханике можно как на Громе: сначала все прямо в процессе обдумать, и только потом сделать то, то поняла и придумала. Так я гораздо больше люблю. Но так и усваивается слишком «поверху», а чуть какая стрессово-сложная ситуация – и опять лезет старое, рефлекторное.
Вот в чем беда-то.
Второй шаг просто отдохнули, активно пошагали. А галоп делали на корде – подъемы переходы в шаг. Ханик только-только как следует размялся, и не прочь был побегать, но маленькому не дали… Беееедныыый Ханик.
Хотя, вот упавший из руки кордового бич оказался вполне достаточной причиной для перехода в рысь, так что, не такой уж бедный, все же.
От избытка чувств он тоже пару раз козланул, но так же мягко и аккуратно, как Гром – сидеть не мешает совсем.
Задачу мне поставили поднимать только шенкелем – корпусом вообще ничего не делать, не качать, а следовать за подъемом. Постепенно до меня дошло. Ну и было это несложно, потому что под бичом на корде Хан поднимался реально от прикосновения внешнего шенкеля, причем даже постановления делать было не надо. Руки сохраняли такой же легкий контакт. Переходы в шаг тоже получались неплохо – почти одной спиной, опять же.
На этом и закончили. Отшагала и разобрала коня уже Оля сама – я пошла переодеваться, чтобы не задерживать. Ведь в Питер обратно меня также доставили. Красота.