Валя, Аня, Катя, Эйша - спасибо!
Юль, ладно, не буду спорить
.
На самом деле, видео действительно даже неожиданно прилично выглядит, но вся соль в том, что пока это ужасно нестабильно и слишком зависит от кучи внешних переменных - от атмосферного давления до настроения кобылы (при всей ее честности). Понятное дело, что это неизбежное следствие как раз таки заметного прогресса - умения благодаря отличному тренеру и хорошей лошади потихоньку появляются, а вот навыки так быстро не сформируются, хоть тресни. Так что участие в стартах приобретает дополнительную остроту и занимательность: как же сложатся мои личные звезды?
Хочу спросить. Вы на мундштуке всё время занимаетесь? Как впечатления? Или, другими словами, как проходило/проходит ваше обучение работы четырьмя поводьями. Буду благодарна за обстоятельный ответ, если будет возможность.
Я на Марусе начинала на трензеле, разок как-то ездила на олимпийке и на раза два, наверное, на пеляме - кобылу уже при мне приобрели, и как я понимаю, тренер сама смотрела и подбирала оптимальный вариант еще и по лошади. Но уже довольно давно езжу на ней только на оголовье.
На Громе езжу только на олимпийке - это его любимая железка, на другой с ним сплошное мучение прежде всего для него - на подготовке к стартам год назад пришлось в этом вполне убедиться лично.
Впечатления от мундштука самое положительное. Как-то очень легко он мне дался. При том, что в свое время работа со скользячкой на Громе (несколько раз в рамках тренировочного процесса ездила) вызывала резко отрицательные эмоции - второй повод ужасно мешал и раздражал, а пользы от него я не видела ни на грош. Здесь где-то в недрах дневника есть отчеты.
С оголовьем - Наташа показала, как разобрать поводья. Где-то на пятый раз убедившись, что я так и не смогла запомнить, какой поовод под какой палец совать, подсказала замечательную "мнему": поводья должны перекрещиваться - нижний (мундштучный) сверху (под безымянным пальцем). Буквально на первый или максимум на второй раз я осознала, как фиксировать большим пальцем оба повода сразу, чтобы они не скользили (главная проблема, которая мешала со скользячкой), и сразу стало удобно.
Насчет работы особо не циклились. Если не ошибаюсь, то в начале один раз Наташа объяснила и показала, что при правильной работе руки в нужном положении срабатывает вначале трензель, а потом, если надо доделать-догнуть в затылке - уже и мунштук подключается сам собой по ходу движения кисти. Затем в ходе тренировок Наташа поначалу несколько раз напоминала, что надо мягче, т.к. там мунштук, что надо держать кисти вертикально, а то мундштук неправильно срабатывает и т.п. А в общем было сказано: "Все точно также - работай мягко кистью, и все". И действительно, как-то само собой получилось, что если поводья нормально равномерно подобраны изначально, то управление распределяется между поводьями как бы само собой в результате правильного положения кисти, и думать об этом нужды нет. Иногда, если я чувствую, что лошадь не проходит вперед на повод, а начинает зажиматься и "скакать на месте", то чуть-чуть сбрасываю мундштучный повод, т.к. была одна тренировка, когда я по неопытности перетянула цепочку, и лошадь никак не шла вперед на руку, пока тренер на разобралась, в чем косяк. С тех пор я усвоила, что если лошадка не двигается вперед, а порывается бежать на месте и куда-то в небо, то надо проверить мундштучный повод - не перетянут ли. Вот собственно, и все.
Иногда, если приезжаю пораньше и есть больше времени на расшагивание перед тренировкой, то пытаюсь начать шагать на одном трензельном, бросив мундштук. Но так мне ее в повод стабильно не поставить - на мундштуке-то у меня с ней это идет сложновато. Поэтому некоторое время ковыряюсь, убеждаюсь, что полная лажа, подбираю мундштук и начинаю работать как обычно
А сегодня на Громике были очень забавные ощущения - я больше двух недель на него не садилась, зато успела в перерыве поездить трижды на Марусе, причем дважды - уже по возвращении, так что сегодня очень непривычно показалось: в универсалке, на олимпийке, спина шире, лошадка ниже, шея короче... Как сказала Таня: "И вообще - цвет другой"
Зато, то ли сыграла роль открытая площадка (он там уже почти 2 недели, а вот я с ним - первый раз), то ли я и правда села получше, но он сегодня прямо бежал-бежал, и мы такой прямо совсем хорошей рысью побегали! Без постоянных поправок и выпинываний вперед через каждые два-три темпа, в легком контакте, четко сгибаясь, где надо. Прямо даже и вольтики покрутили, и восьмерку почти прилично изобразили, и даже умудрились темп и ритм с импульсом не потерять
. До того разошлись, что сделали связку вольт-плечо. Причем очень прикольно сразу вылез мой косяк.
На Марусе ведь, в общем и целом, достаточно показать-поставить, и она бежит сама. Честная она, и схемы-связки уже все знает наизусть. А этот-то у нас - профессор начального обучения. Он показывает тебе до мелочей, что и как ты попросил - то и выдаст, ни на миллиметр больше. Так что тут же выяснилось, что я имею обыкновение, закончив вольт и выведя внешним поводом лошадь на плечо, этот самый внешний повод благополучно бросить, и тащить лошадь на внутреннем. Вот почему мне такая дикая идея в голову, а точнее даже в тело, пришла, сама не знаю, но таки да: я сосредоточиваюсь на том шенкеле, который внутри манежа двигает лошадь вперед, удерживая зад у стенки, и видимо автоматом впереди внимание тоже переношу на внутреннюю руку, и ей работаю. Маруська-то терпела и бежала, "как правильно", только импульс регулярно теряла на плече из-за жесткости внутренней руки, а жОлтый товарищ меня сразу послал, скрутив шею внутрь, вывалив наружу затылок и поставив зад параллельно стене, а не по диагонали
. Пришлось все-таки проводить внешней рукой, и четче связывать диагональный шенкель-повод, вот тогда получилось вполне прилично.
А на галопе просто оттянулись, то есть, слегка размявшись, уехали в дальний край плаца и оттуда карьером "дунули" пару раз - это любимая Громовская развлекуха. Тут главное досидеть и додержать, чтобы выход в карьер был с манежного галопа и поворотом хотя бы по минимальному радиусу, а не четверть пируэтом на месте и выстрелом отнюдь не по решению всадника, потому что кое у кого слишком много мозгов, и оно уже все само знает и само все решило
. Сижу я, правда, на этом еще очень плохо, поэтому ребенку до конца не оторваться было - приходилось меня бдить и не терять, но все равно прикольно.
Закончили пристойным манежным ровным галопчиком по вольту и в поводу. И даже сделали две диагонали с воздушной менкой. Тренер был доволен.
А я - тем более, потому что перерыв очень помог в "перезагрузке". Я смогла немного отрешиться от старых, неправильных двигательных стереотипов, и гораздо шире и комплекснее смогла применить новые умения по посадке и управлению, наработанные за это время. Вот еще почему очень полезно регулярно менять лошадей начинающему всаднику: новая лошадь помогает отделываться от устаревших неправильных двигательных стереотипов, а прежняя их поневоле напоминает, актуализирует и затрудняет немного процесс перехода на следующую ступеньку.