Re: Учиться - никогда не поздно.Иппосфера, день второй - фот
AnnyBirdСпасибо. Узнаю в Истоке. Может еще у кого какие мысли будут?
А пока:
Занятие 31. Рысь без стремян и трехтактный галоп.
Сегодня на занятии было много нового, необычного, так что мне было особенно интересно
.
Прежде всего, на первой рыси (в которую мы, правда, поднимаемся еще плохо – долго и нечетко) я вновь смогла вести лошадь поводом и более или менее сидеть, так что конь даже периодически бежал
. Правда, с траекторией у меня пока не очень – то 90 градусов превращаются примерно в 70; то мой маленький «виртуальный манеж» (который я себе мысленно отвожу на большом открытом манежище, чтобы не уезжать далеко от Тани, не путаться между барьеров и не собирать коноедов) из прямоугольного превращается в трапецевидный, а то и в параллелепипедный; то коня уткну мордой в забор («Катя, перед тобой еще целый метр лошади!»
), то подставлю его слишком крутым поворотом, изображаю перемену направления… Но все-таки, я уже не занимаюсь всю первую рысь исключительно расталкиванием коня, который, в свою очередь, все это время ловит скорчившееся у него почти над шеей нечто, и посему бежать не может. Нет, переходы в шаг у меня еще случаются, особенно в поворотах, но прогресс виден даже мне.
Опять же – я более или менее учусь работать шенкелем отдельно от коленок. Главный секрет очень прост: «бедра – внутрь + убери пузо с шеи лошади» (ну еще спину не сутулить – но это вообще всегда). Если мне удается совместить эти два моих любимых, «хронических» указания, то я начинаю ощущать, где у меня шенкель, и даже могу им работать, не стискивая колен, а конь начинает двигаться, в общем-то, и не дожидаясь моего шенкеля. Особенно, если при этом еще и повод не бросать. И вот уже на первой рыси такое происходит регулярно.
Более того, сегодня были моменты, когда я активно подбирала повод, посылая шенкелем, и конь пошел короткой рысью – не совсем так, как было на темпе (когда конь прямо взлетал вверх, и я вместе с ним – я помню тот единственный раз на корде
), но все же не перешел в шаг или в мой «любимый» тюлюп, а отчетливо и достаточно сильно толкался, хотя и делал короткие шаги. И ехать так было очень удобно. Может быть это и называется: «брать на спину»? Конечно, это пока совсем неустойчивый результат – несколько темпов так, несколько этак, но он есть, и уже явно не как случайность.
А еще меня научили делать перемену направления по диагонали. Я ведь как думала: по диагонали, ну значит и едем по диагонали – коня направляла в угол носом. А оказалось, что «перемена по диагонали» означает «полвосьмерки»: начинаешь поворот с короткой стенки на длинную и едешь к точке, которая является началом плавного поворота на противоположной длинной стенке, и оттуда уже заходишь в поворот в нужном направлении. На песке нарисовали – стало понятно.
Пошагали мы между барьеров. Старались поворачивать правильно. Таня сегодня на это не ругалась – она ругалась на то, как я сижу, согнувшись вперед, и требовала сесть в седло и заставить себя там сидеть, но это у меня так и не получилось как надо. Я помнила, но не чувствовала, как переваливалась вперед
. А повороты, как мне самой показалось, тоже стали получше: во всяком случае, такие «замечательные» углы, в которых я прямо чувствовала, как бедный конь переступает задними ногами почти на месте или вбок, чтобы вывернуть прямое тело в нужном мне направлении, уткнувшись носом в забор, уже случались крайне редко, как недоразумение, а не как постоянное явление. А периодически мне казалось, что мы нормально сгибаемся: и постановление в повороте было внутрь, и движение вперед не пропадало.
Потом последовала команда: «бросить стремена, поехали рысью» Ура! Строевая без стремян продолжается!
Она мне в прошлый раз совсем-совсем не далась, а это – не порядок. Ну рысью-то конь побежал (хотя подъем опять был безобразный), но в отличие от него, я ехала явно не строевой рысью :lol: . Поэтому Таня нас остановила и взяла на корду. Опять – ура! Я не буду дергать бедного коня почем зря за рот, и смогу сосредоточиться на себе и на своей посадке.
И дальше Таня пыталась добиться от меня строевой рыси, а я упорно сопротивлялась :mrgreen: . Сверхзадача была сформулирована примерно так: «Строевая рысь – это облегченный вариант движения, ей ехать – легко! А ты там вагоны разгружаешь…»
.
Ну а тактика… Тактики было много: во-первых, переваливаться на бедре. Таня несколько раз прямо рукой на себе показала, куда идет опора на «села» и куда на «встала». Как оказалось, коленки тут не при чем! А я упорно, вместо плавного переката вперед-назад волнообразным движением, пыталась выпрыгивать вверх, упираясь в коленки (стремян-то нет, чтоб на них прыгать, вот тельце и придумало альтернативу, елки-палки!
). А еще руки – они очень мешали, потому что болтались куда попало (особенно моя любимая, правая, которая у меня всегда лезет не туда и делает массу лишних движений). Таня посмотрела на это безобразие, повторила раз 500: «руки!», - и в итоге пришлось мне изображать что-то вроде гимнастики на рыси: левая рука вперед, правая вдоль тела; обе руки на поясницу; обе руки в стороны; повернула тело с руками в стороны на 90 градусов направо; а теперь также налево; села прямо – обе руки вверх...
И тут сплошные открытия: положила я руки себе на поясницу – а она почти не работает! Я-то думаю, что ею вовсю балансирую, а оказывается – нечего подобного :shock: ! И уж никак не думала, что это окажется так сложно. Ну казалось бы, в чем проблема – поднять руки вверх или развести в стороны? А выяснилось, что это очень даже сложно, особенно если хотя бы примерно соблюдать симметрию и держать их ровными. А работать спиной с руками вверх – это вообще почти невыполнимая задача: плечи-то колесом, и руки вверх я давно поднимаю (как выяснилось) в основном засчет прогиба в пояснице. А как прикажете ей работать, если она прогнута? Или как ее прогнуть, если она работает? В итоге пришлось-таки максимально выпрямить плечи, что далось пока очень плохо – даже руки стали неметь. Но зато как же это здорово – на четвертом десятке открывать совершенно новые (или очень-очень хорошо забытые старые) возможности своего тела. У меня чувство, наверное, отчасти похожее на то, что испытывает ребенок, научившись стоять на ножках: оказывается, у меня руки вверх поднимаются :lol: !
Но самое сложное было поймать ритм. Я даже вслух считала – пока толку мало. И считаю я неправильно (отстаю от коня), и двигаюсь не в счет. Зато хоть почувствовала это пару раз, когда Таня обратила мое внимание: что у меня на «раз» - было вставание, а на следующем темпе уже сидение…
А потом мы почти без перерыва поехали учебной рысью. Вот она мне больше нравится – мне ею ездить гораздо легче, такой вот парадокс
. Правда, некоторое время я тупила – болталась и периодически непроизвольно переходила на строевую, но потом я вдруг (ну не вдруг конечно, а по команде тренера, но поскольку она была уже сто первая, то можно сказать, что вдруг
) села назад, почувствовала поясницей задние ноги лошади и поехала.
И строевая рысь, и учебная были сегодня, во всяком случае, частично, именно рысью – т.е. не тюлюпиком, как раньше, на первых занятиях, а с движением вперед. Я вначале попугалась, а потом, делать нечего, стала, как велено, смотреть вперед и пытаться балансировать на бедрах (вправо-влево). Туловище норовило закрутиться винтом, но помогло волшебное слово: «Видишь впереди шею лошади? Вот зажми ее между (пардон) сисек, и едь!» Какой замечательный рецепт! Сразу стало все понятно! И слетать вбок я стала гораздо меньше. На этом мы и закончили. И Таня, чтобы меня утешить, показала мне секундомер: в общей сложности вторая рысь без стремян у меня была 23 минуты (с переменами направления, небольшими прошаговками и остановками – по полминутки), но все-таки!
На втором шагу расхрабрилась, и сама попробовала вольтик вокруг барьерки. В первый раз получился совсем огурец, да еще и с жутким поворотом по типу движения вбок, а второй раз, как мне показалось, относительно похож – по следам выглядел как кусок спиральки, почти круглой.
Ну и настало время галопа. К моему счастью, освободилась свободная от барьеров часть манежа, и мы перешли туда. (Потому как я на галопе до сих пор управляю неуверенно, а Громик очень любит прыгать, и если его направить на барьер, то он с радостью его перемахнет. Я же к прыжкам пока как-то не готова – исключительно морально, разумеется
). Ну так вот: сегодня у меня получился галоп! Вот совсем-совсем получился. Мы один раз, самый первый, даже прилично поднялись – достаточно быстро и четко, без хлыста, сразу с нужной ноги. Но я коня подставила – дернула за рот, вместо того, чтобы дать опору, и он перешел в шаг. Потом подъемы были слабее, но поднимались. Тем более, после корды он был настроен на Таню, слушал ее очень внимательно, и она мне помогала периодически голосовой командой.
А вот ехала галопом я сама. Ну первый раз расколбасилась, но уже как будто по привычке, а со второго раза как-то все встало на место: руки-ноги-спина, и я поехала. Я смогла расслабить плечи, отделить руки, и даже начать управлять конем. Ну и что, что вначале он, слушая мою шатающуюся тушку, свернул на маленький вольтик, не доехав до стенки больше полманежа? Ну и что, что мы не всегда ездили по правильной тракектории? Все-таки я уже начала потихоньку чувствовать повод на галопе. И даже смогла на галопе слушать команды тренера и осознано выполнять их.
Единственное, что у меня пока практически не получается, это «чесать внешним шенкелем», т.е. поддерживать шенкелем галоп на каждый темп. Если я это стараюсь делать, то зачем-то сразу зажимаю колени и сгибаю вперед плечи
– видимо от излишней сосредоточенности на ногах. А вот сохранить общую расслабленность и свободу, но напрячь только шенкель, на галопе пока не могу.
Но ребята, как же это удобно и здорово, скакать галопом! Ничего под тобой не трясется, плавненько все, быстро, удобно… Красота!
Главное – плечи не зажимать и не сутутлить, тогда поясница работает, и все замечательно. Я была вся прямо в счастье! И до сих пор-таки в нем.
Кстати, Таня сказала, сколько мы ездили галопом, но я от восторга все забыла – как-то долго сегодня.
А новые бриджи все-таки немного тесноваты в самой верхней части бедер, надеюсь, что пока :mrgreen: . Из-за этого кажется, что мешают раздвигать бедра. Но Таня сказала, что замша на лее растянется и обсядет по фигуре, и все будет нормально. А вот краги опять не подходят!
Я – тупая: обрадовалась, что в икре нормально, а ниже толком не посмотрела. А они на щиколотке и выше, до середины икры примерно, - опять же широки, пузырятся, лошадь не чувствую. Попробую сдать. А себе попробую заказать сшить у знакомой швеи тряпочные – Таня дала свои для образца.
Вот такие пироги.