Re: Учиться-никогда не поздно. Зан. 80. Не может быть.
Машенька, спасибо большое тебе и всем-сем балуевцам. Это было восхитительно. Мне все завидуют, кому рассказываю
, даже абсолютно неконные коллеги в музее. Я сегодня показала фотку на Бароне в шубе и "шахидку" - все впечатлились. Так что, боюсь, я опять буду испытывать на прочность твое гостеприимство, как только выдастся возможность сбежать. Осталось только свои фотки и видюшки разобрать, все никак не дойдут руки: работы поднакопилось.
А пока продолжаю.
Занятие 80.Не может быть.
Итак, моя конная жизнь по-прежнему, протекает крайне бурно. Вернувшись 20 декабря в 11 вечера из Балуево, предварительно отъездив там с утра на Бароне, 21 числа в 9 утра я отправилась на тренировку на Громе. Конечно, со стороны это выглядит как ненормальность, но я решила, что отпуск – мой, соответственно, я могу проводить его в свое удовольствие
.
Было очень интересно сравнить ощущения и от лошадей, и от самого процесса езды без тренера и тренировки. И начну сразу с выводов.
Во-первых, еще раз убедилась, что по «конструкции» Гром и балуевские лошади - очень разные. Разная конфигурация спины, мышц, поэтому очень разные ощущения даже когда просто сидишь верхом. А при езде – тем более. Одно из основных: Гром, конечно, гораздо «реактивнее», то есть степень отклика на воздействие гораздо больше, и действия от всадника требуются гораздо более точные и аккуратные, чтобы получить, например, сгибание или поворот. Если я, забывшись, начинала действовать, как на Бароне, или даже как на Гере, то Гром, к примеру, вместо плавного поворота закручивал плечи чуть не на 180 градусов и траектория движения становилась, мягко говоря, странной
. Конечно, имеет значение и то, что Барон был на недоуздке, а Гром на трензеле, и то, что масса и рост Балуевских красавцев побольше, чем у Грома, но все это, как мне кажется, второстепенно.
Поэтому, как ни странно, на Балуевских мне, во многом, было проще: не требовалось такой координации движений. Но одновременно и сложнее, потому что с Громом понятнее: что сделал, то и получил, тем более, тренер рядом, а там больше приходилось гадать: правильно или не правильно воздействовал, и что у тебя в итоге получилось – хорошо оно или не очень.
Во-вторых, открытие приятное: с рысью я все-таки, уже относительно освоилась. Поэтому и в Балуево могла получить хоть какие-то результаты (особенно на Бароне многое почувствовала), и процесс работы на рыси был хоть как-то осознанным. И на Громе после Балуево кое-что получилось даже лучше и быстрее, чем раньше. То есть, ежедневная самостоятельная работа дала если не прогресс, то во всяком случае, не регресс, уж точно.
А вот с галопом – ситуация обратная. Пока этот аллюр я только нащупываю, и самостоятельная работа скорее повредила, сбив правильные ощущения и немного спутав общую картину. И в Балуево я не столько работала на галопе, сколько довольствовалась самим фактом: сумела поднять и вроде как сидела в седле, хотя даже не всегда могла сказать, с какой ноги мы идем, и сегодня на Громе с галопом у меня опять были серьезные проблемы.
Ну а теперь по порядку.
Громик и по повадкам отличается от Балуевской компании. Он, конечно, тоже непрочь поклянчить вкусняшку, но делает это совсем иначе. Ну и, наверное, когда лошадь – наедине с человеком, а не в табуне, то и отношения строятся по-другому немного. Я этого пока не смогу описать, но довольно хорошо почувствовала разницу. Раньше не замечала.
Чистились мы сегодня со вкусом и спокойно – благодаря предновогодним пробкам. И мне даже доверили заварить коню обед. Тем более, я прошла балуевскую стажировку, и могу уже претендовать на должность ученика коновода
. Или конюха? Кто там кормит-чистит-собирает?
В манеже вначале села Таня, размяла коня. А потом, когда села я, она мне велела сделать мини-зарядку (ноги в стороны от седла, потом закрутить бедра внутрь и назад) и проверила длину стремян. Пока оставили такой же.
Разминочный шаг. Я пыталась найти контакт и сесть в седло ровно и глубоко. С контактом что-то вроде как получалось, с посадкой – не очень.
Подъемы в рысь мне сегодня не понравились – опять смазанные были совсем, «разгонные». И в шаг переходила несколько раз.
А еще на манеже оказалось 3 или 4 всадника кроме меня, а я так ездить пока совсем не умею, хотя меня, конечно, старались объезжать, но все равно, надо было смотреть вперед и думать, куда и как поедешь – жутко сложно и непривычно пока
. Но все-таки, потихоньку кое-что вспомнилось, и к концу первой рыси мы получили нормальное движение почти целую стенку.
Шаг, и первый и второй, был достаточно простой. На первом походила через лежащие на земле палочки (просто потому, что надо было уступить стенку и я шагал посредине, а они там лежали – не обойдешь). Два раза прошла хорошо, а на третий расслабилась и не дослала шенкелем - один раз стукнули об нее. На втором шагу была задача «собрать лошадь как пружинку». Активного движения мне добиться не без труда, но удалось (главное было – коленки разжать), а вот «пружинки» - нет. Контакт на шагу я пока слабо ощущаю.
Начало второй рыси было безобразным – с постоянными переходами в шаг. А все потому, что я слишком решительно попыталась сразу повторить успех первой рыси, и зажала коня рукой, не двинув нормально ногой. Таня объяснила ошибку: сначала добиться активного движения, и только потом мягко забирать нос внатяг, а не начинать с натягивания повода. И главное правило: ноги в 3 раза больше, чем руки. Попыталась еще раз, начав рысь почти на свободном поводу и только потом плавно и мягко добиваясь контакта – пошло лучше. В итоге мы довольно скоро относительно прилично двигались по длинным стенкам, хотя в поворотах я тормозила.
И тогда нам велели ехать через палочку, которую к этом времени Таня подняла от земли примерно на 20 см (две лежащие покрышки). И тут Громушка меня просто и откровенно выручал. Потому что я, конечно, весьма плохо справлялась со всеми переменами и поворотами, и к палке подходила далеко не всегда на темпе и в контакте. Но он старательно толкался и палку ни разу не задел. Ну и периодически нормальное движение мы выдавали.
После второго шага начали галоп. И я опять словила клин – начала опять вставать на стременах и на бедрах, умудряясь при этом заваливать назад плечи и поднимать руки. Поднимала, впрочем, довольно быстро, но утешение слабое – все равно не сразу, а главное – ехать не могла :cry: .
Бедный тренер перебрал все методы и способы воздействия: и объяснения, и воспитательные ругательства. Предлагал перестать думать и начать наконец просто делать то, что я умею, слушать коня, а потом наоборот – вспомнить, что вообще-то этим телом я владею 40 лет, и можно было его научиться контролировать уже… ничего не помогало. Я выслушивала указания и продолжала творить кошмар.
Кстати, в этот момент Гром еще раз меня выручил. Я очередной раз натупила, и мне было велено остановиться, а я, по своему обыкновению, вначале долго думала, потом долго делала, и в итоге остановилась метров на 5 дальше, чем было велено. Последовала команда: назад. Причем, я чувствовала, что лучше бы мне эту команду выполнить сразу, потому что нервы у тренера, все-таки, не железные :roll: . Однако осаживание у меня пока получается далеко не сразу и не всегда. Тем не менее, вариантов особо не было, я начала его делать, и этот лошадь, который тоже, по-видимому, рассудил, что тренера сильнее сердить уже не стоит (а слово «назад» он знает прекрасно), сразу сделал осаживание четко, без вопросов и до нужной точки. Хотя раньше, как правило, ограничивался на первой попытке в лучшем случае парой шагов. Вот такой мудрый золотой конь
.
В конце концов, был выбран особый метод обучения. Я кое-как справилась с подъемами в каждую сторону, и дальше мене было велено скакать несколько кругов, а если конь от моих вошканий начинал тормозить в 4-х тактный галоп и тем более в рысь, то просто хлыстиком подсказывать, что мы все равно скачем несмотря на все усилия всадника
. Дальше больше. Меня сняли с лошади, Таня села, проскакала галопом, сделал несколько менок, проехала через кавалетинку, и посадила опять меня. И дальше мне было велено заходить на галопе на ту же самую палочку, Меняя направление по диагонали. С ногами конь разбирался сам. Конечно, при нормальном заходе Гром ее просто не замечал – то есть темп галопа даже не увеличивался. Но это при нормальном. А если подходили не совсем удачно, то получался… ну почти прыжок. И сделали мы это раз так… много. Причем в обе стороны. Пару раз я почти вылетела на шею – когда, толчок был посильнее, но было велено на галопе все возвращать взад и продолжать (опять же Громушка меня пожалел, дал вернуться в седло на нескольких темпах мягкой рыси и потом опять поднялся). А еще я переживала, что поводом дергаю рот – тоже пару раз это получилось, хотя и несильно, но ощутимо. Но мне было велено слушать коня, смотреть на палку не думать о другом. На последнем заходе еще сказали про «плечи вперед» - вроде бы, получилось.
В общем, не знаю, можно ли назвать это первыми в жизни прыжками, но то, что было очень необычно, это точно :shock: . Правда я ничего не поняла, но хотя бы не выпала – уже хорошо. И появилась надежда, что я все-таки когда-нибудь научусь ездить галопом.
А Гром, конечно, золотой конь. Я летала сверху как ошалевший флажок, едва успевая неопределенным взмахом поводьев показывать ему палочку. Он сам скакал, сам смотрел, сам подстраивал темпы, при этом успевал еще слушать эти мои взмахи (где поменять направление, когда повернуть на палочку), терпел все мои плюханья ему на спину и дерганья поводом за рот, и аккуратно ловил спиной до, во время и после палочки. Так что страшно мне не было совсем. Только непонятно очень, но интересно
.