Индивидуальное и групповое подкрепление использовалось для поощрения не только какого-то определенного типа поведения, но и разных социально значимых качеств - например, чувства ответственности. Качества, обычно считающиеся "врожденными", тоже могут подвергаться корригированию (изменение, смещение). Вы можете, например, подкреплять творческие способности. Когда мой сын Мишель посещал школу искусств и жил в мансарде в Манхэттене, он подобрал брошенного котенка и подкреплял его за "сообразительность", за любое действие, которое его забавляло. Я не знаю, как кот это понял, но он превратился в самого необыкновенного кота - уверенного в себе, внимательного, преданного и готового на всякие очаровательные штучки даже в зрелом возрасте.
В океанариуме "Жизнь моря" мы формировали творческое поведение у двух дельфинов (этот эксперимент сейчас вошел во многие руководства), достигая этого подкреплением любого нового производимого животным действия, которое раньше не подкреплялось. Скоро животные это поняли и начали "изобретать" новые типы поведения, часто довольно забавные.
Одни индивиды, у которых развивают творческие способности, становятся более неординарными, другие - менее. Вообще даже среди животных степень творческих возможностей и воображения заложена от природы. Но обучение "сдвигает" этот уровень для каждого, так что любой индивид может улучшить творческие способности вне зависимости от исходного уровня.
Как только те "творческие" дельфины познали цену новаторства, они превратились в сущих непосед, стали открывать ворота между бассейнами, таскать реквизит и всячески проказничать.
Индивидам нравится обучаться с помощью подкрепления не по тем причинам, которые лежат на поверхности - получение пищи или другого вознаграждения, а потому, что они в этом процессе действительно обретают некоторый контроль над происходящим. А причина того, что людям нравится изменять поведение других с помощью подкрепления, состоит в том, что ответная реакция доставляет удовольствие. Глядя на то, как радуются животные, как сияют глаза малышей, люди расцветают и начинают сиять - от радости, вызванной успешностью собственных усилий; этот положительный результат сам по себе является мощным подкреплением. Некоторых людей возможность получения хороших результатов захватывает полностью.
Любопытным, но очень важным следствием обучения с помощью подкрепления является то, что между субъектом и тренером возникает взаимная привязанность. Когда я работала в "Жизни моря", несколько раз получалось так, что неприрученный дельфин во время обучения с пищевым подкреплением внезапно становился абсолютно послушным, разрешал себя гладить, требовал всеобщего внимания, и это безо всяких попыток с нашей стороны "приручить" его или обучить именно этому поведению. Я наблюдала, что это происходило и с лошадьми, иногда в течение одного тренировочного занятия, это же случалось и со многими животными в зоопарке, которые сами по себе ни в коей мере не отличаются ласковостью и не могут быть превращены в домашних питомцев.
Животные вели себя так, как будто бы любили своего тренера-дрессировщика. А у тренера тоже очень быстро возникает привязанность. Я с уважением вспоминаю слониху Шанти и волка Д'Артаньяна, и даже этот болван, белый медведь, вызывает у меня теплые чувства. Я считаю, что это происходит потому, что успех тренировочного взаимодействия вовлекает участников в единую атмосферу взаимного подкрепления. Тренер является для субъекта источником интереса, волнения, подкрепления, смены условий жизни, а ответы субъекта интересны и являются подкреплением для тренера, и таким образом возникает реальная связь. Не зависимость, а именно связь.