Апрельские традиции
Или
«С днем рождения, Лиска!!!»
Воскресенье, день весенний… Солнце у стены конюшни – просто жарит. Я стою, и держу с наклоном бочку, куда из крана течет вода. Тетки почищены, обтерты влажной суконкой. Поиться – и гулять.
Седлаемся, выходим. Зара идет, как на ходулях. Ноги у нее новые – с подковами. Маленькими, неуверенными шажками, кобыла никак не может определиться с грунтом. То пробует на ощупь асфальт, то – мягкую обочину. Не может решить, какова высота подъема этих ног, у которых новый вес и новая высота. То чиркнет подковой на ровном месте, то споткнется. Сзади Лиска начинает ныть: не можете ли идти немного побыстрее! Не можем. Идите уже вперед. Унита уверенно топает нековаными ножками вперед, прямо по обочинке. В лес, в лес, в лес…
В лесу, на первой же дорожке, Унита вдруг начинает объяснять Лиске, кто в доме хозяин. То она не желает идти через лужу. То не желает идти по краю лужи. То – просто не желает идти. Лиса сначала ворчит, потом уже начинает злиться. Прости меня пойти головной. Да, запросто. Я прислушиваюсь к тому, как лошадь в подковах реагирует на грунт… По грязи чавкает – нормально. Там надо ноги вытаскивать из чачи, потому она успевает их нормально поднимать. Снег местами лежит – тонким слоем, несколько обледеневший. Он, конечно, под копытами проваливается (почти везде!), но там достаточно скользко. Сзади ворчит Лиска – видимо, еще выясняют отношения. Переходим через канаву. А давай попробуем посмотреть «танковую» дорогу! Она такая песчаная, такая укатанная гусеницами. В меру мягкая и совсем не вязкая. Идем шагом, проверяем грунт. Замечаем, где есть камни, где торчит железяка какая. Протоптали следы – по чистому, без мусора, песку. Разворачиваемся – рысь! – Зара головной. Зара задрала голову, вытаращила уши, рысь у нее прыгучая, высоко поднимает ноги. Бодрится – демонстрирует свое любимое «ой, боюсь!» всего, что сбоку. На такой прыгучей рыси очень прикольно сидеть. Допрыгали до перехода через канаву. Ну, что, - в лес? Посмотрим, что там…
Снега еще меньше, чем вчера. Идем на вчерашнюю просеку – там чисто, немного снега, гладко. Унита встает головной – рысь! Я внимательно смотрю под ноги лошади – снега этого затвердевшего тут много еще, может быть скользко местами. Добежали. Впереди – заболоченное место. Разворот – Зара головной – рысь. Кобылу опять прет – каждый шаг рыси – с прыжком, потряхивает головой, работает плечами. Ну, что – налево, дальше в лес…
Таня, нет, подожди! – слышу сзади Лискин голос. Унита, свернув голову направо, выгнулась дугой и налево, в лес – не собирается. Мы с Зарой потихонечку идем к лесу, а Лиска разворачивает Униту на просеку и повторяет упражнение 6 рысь и поворот налево. Ага, идут сзади. «Ты мне уши свои убери! – слышу голос Лиски, - она мне будет еще уши поджимать!». О! Смотри, какая дорожка через ельник вкусная! Растаяла вся, листвой и иголочками посыпана. Давай посмотрим, может, галоп можно сделать! Поворачиваем налево, на проселочную дорогу.
Ставлю Зару рысью – насколько видно, дорожка без сюрпризов. Встречаем пару раз лежащие на земле поперек ветки. Которые благополучно прыгаем. А можно бы и перешагнуть… Добегаем рысью до места, где метров 10 снега и – деревце, толщиной с мою руку, дугой перекрыло дорогу. Дальше, метров через пять, так же дугой изогнулась березка. Проехать можно, если лечь на шею. Под березкой – будет неудобно – висит вниз множество тонких веточек. Главное, что там впереди – сплошной снег виден… Заре будет скользко. Разворачиваемся и рысим обратно. У Зары конкур – лежащие веточки прыгает, как полметра, переходит в галоп. Добегаем до начала дорожки – Унита не хочет разворачиваться через правое плечо. Ну, что, галоп? – говорит Лиска. Что-то мне не хочется галоп… Ну, галоп, дык галоп… Про себя думаю, что всяко до повисших деревцев – недалеко, да там они всяко остановятся…
Лиска – головной, поднимает Униту в галоп. Зара ломит, мотает головой и дергает меня так, что правая нога медленно, но верно засаживается в стремя. Лис, придержи чуток! – освобождаю я ногу – впрочем, до очередного мотка башкой. За поворотом – снег и за ним деревья. Лис, тормози до снега, нам там скользко! – Торможу!!!
А дальше…
Вижу, что Унита сбавляет темп, но уже на снегу. Притормаживаю Зару – порядок, мы тоже уже на снегу, уже рысь… Вдруг Унита делает рывок вперед… Зара рвется за ней… «Куда она, за деревья, что ли… - думаю я, - скользко Зарке» . Что-то не то… Не сбавляя темпа Унита бежит под дерево… Лиска не ныряет на шею, а начинает наклоняться назад («она что, хочет на круп лечь!»). Зара ломит вперед, за Унитой (безумие!), я сворачиваю ей голову и завожу поперек дорожки – носом в дерево, остальное вижу из этого положения. Наклонившись назад, Лиска вытягивает вверх правую руку (Она что, хочет остаться на дереве! Поймать дерево рукой и спрыгнуть?)… Правая рука Лиски соскальзывает с дерева, и стволик идет прямо на Лискину шею (Ложись же!!!) Мне сзади кажется, что ствол дерева попал ей под подбородок (Боже! Или сейчас сломает, или скинет с лошади, тогда – назад, через круп, на голову!)… Ствол задевает ее голову, она заваливается на бок и падает на круп Униты, Униту разворачивает, Лиску сбрасывает на бок с крупа, она откатывается вбок…
Вижу: Лиска сидит на снегу, Унита (совершенно свободная, повод Лиска не держит) – стоит рядом с ней, наклонив к ней морду и смотрит Лиске в лицо. Очень внимательно. «Ты жива/!» - «Порядок», Лиска встает и, чуть прихрамывая, подходит к Уните и берет ее за повод: «Ты чего мать уронила!». Лиска начинает лезть в седло. «Ну, куда ты лезешь! Ты под деревом-то пройди, а то обратно под ним ползти придется!» - «Торможу». Лиска проводит Униту под стволом, залезает в седло. «Ты в порядке?» - «Да. Она на меня наступила – на бедро. Посмотри, у меня синяка на лице нет?» Лиска успела повернуть головуИ и стволом ей смазало по скуле. «Таня, я хочу сделать галоп туда опять. Мне – надо». Давай, я здесь постою (думаю – Унита от Зары резвиться не будет). «Может, ты спешишься?» Нет, не вижу необходимости. Лиска разворачивает Униту и галопом уходит за поворот. Возвращается шагом. «Мне надо было ее там остановить».
Ну, а потом я чуть Лиску не добила. Иждем шагом по дорожке, Зара по плечо впереди. «А мы вас обгоним» - сзади говорит Лиска. Зара косит и поджимает ухо – впереди нас лежит лохматая ветка, на свободной стороне – Унита желает на обгон. Я решила выслать Зару вперед – пройти мимо ветки. А она кааак прыгнет! Сделала пару темпов рысью. Сзади голосит Лиска… Оказалось, Лиска в этот момент прикуривала – ноги из стремян, руки – сами понимаете – заняты сигаретой. А Нюша решила, что все побежали… Лиска, слава Богу, удержалась.
Вышли на проселочную дорогу. Идем дальше в лес (Лиска с Унитой в очередной раз подрались на предмет поворота). Идем, курим. Решила отдать Заре повод – куда пойдет? Зара сворачивает в лес и топает в густой ельник. Там – все зеленое… Много свежего, подснежного мха! Решила, что ли, открыть сезон насчет попастись? Нет, хватит! Разворачиваю Зару – Лиска осаживает Униту – выходят на дорожку. Все. Домой. Нагулялись.
«А я все думаю… как это кино снимают – когда падают… как ты думаешь, меня возьмут в каскадеры?» - «Тебя возьмут в камикадзе!». Смеемся.
Шагаем к поселку, обсуждаем приключение. По поселку Зара идет гораздо увереннее – привыкла к подковам. Вот и последний поворот – дальше дорожка к нашей конюшне. Пройти 2 квартала. Топаем, расслабились на солнышке… Справа – строящийся особнячек. Забора еще нет, зато есть зазаборные собаки (их – не меряно, они – везде. Они или на привязи, или за забором). Мы с Зарой идем первыми, как в замедленной съемке я вижу, что здоровенный пес рвется на улицу (он всегда рвется, он на цепи), он все ближе… За ним волочится обрывок цепи, длиной метра два! Намерения собаки – совершенно недвусмысленны! Она несется на Зару (мы уже прошли), рвется с лпем и рычанием к задним ногам, Зара машет ногами и прыжком уходит в галоп (нельзя в галоп! По асфальту до конюшни – еще далеко, без ног останется, да и собака будет гнать убегающую лошадь! Может вцепиться…), Я заворачиваю кобылу налево – широкий въезд на чей-то участок, разворачиваю носом к собаке, Зара угрожающе опускает голову и поджимает уши, собака разворачивается и бежит назад…. К Лиске! Которая спешилась, держит Униту за повод, и, грозно размахивая длинным выездковым хлыстом рыкает на пса «Пошел вон!!!». Идет, загораживая собой Униту и меня на Заре, держа перед собой хлыст. Псина, все еще рыча и подлаивая, гремя цепью, ретируется на свой участок… Лиска садится верхом – мы идем домой…
«Я думала, что Зара сейчас начнет собаку мочить задами, а тебя – выкинет!» - объясняет Лиска, почему она спешилась…
Дома… Вымыли ножки, намазали копытки, выдали морковки.
«Наверное, мы с тобой ненормальные…, - задумчиво говорит Лиска, - С нами такое происходит, а мы все ржем…»
Мы поспорили: когда мы в парке с кобыл в прошлом годе слетели, когда нас разнесли – это был март или апрель? Лиска говорит, что апрель. Традиция, говорит.