Очень красивая кобыла... И не выглядит больной... Что же с ней случилось, что она пошла на продажу?А, Сандра, ты знаешь?
Ну, а чтобы Лиска понимала, сколько внимания требует БОЛЬНАЯ лошадь...
Прочитай, солнышко, про наш сердечный приступ.
Воскресенье.
Есть шанс погулять вместе с коллегами в парке. В смысле, вместе с коллегами по ВЕ. Седлаемся. Что-то народ идет в манеж…
Чищу лошадь. Какая-то она странная… Сонная, что ли. Иногда вытягивает шею вперед-вверх, оттопыривает верхнюю губу. Так обычно делает жеребец, когда чует кобылу. Спрашиваю: что это. Говорят: наверное, запах какой не нравится. Жеребец же так на запах реагирует. Седлаю. Голова лошади все чаще вытягивается вверх, оттопыривает губу… Шагом идем к манежу. Шагаем. Команда рысью. Выполняет, правда медленно и неохотно. Нет, что-то не то. Даю сухарь. Берет. Шагаем: вытягивает голову, оттопыривает губу. Пойдем-ка мы с тобой, погуляем по полю. Шагаем по тропе. Периодически вытягивает голову… Небольшой подъем на холмик. Сама поднялась рысью. Шагает. Вытягивает голову… Даю сухарик. НЕ БЕРЕТ!!!
Пришла на манеж. Маша, она СУХАРЬ НЕ БЕРЕТ!!! Ага, зажралась…
Нет, это не работа. Пойдем-ка на пастбище… Пришли на полянку. Отпустила подпругу. Стоит, траву есть не пытается. Отрываю сочную прядь травы, подношу к носу. НЕ БЕРЕТ!!! Лапочка, ну пошли на лужок дальше! Сделала три шага, встала, вдруг одновременно подогнула все ноги, легла в позу жеребенка, уткнулась носом в траву, закрыла глаза… Я схватила за повод, подняла морду, кричу: вставай!!! Тащу за повод, сбиваю равновесие лежания, подставляет ноги, встает. Я одновременно звоню: Маша, она ЛЕГЛА!!! Поседланная? ДА!!! Поднять!!! Уже!!! Шагать к дому, сейчас приеду!!!
Ну, лапочка, ну, шагай… Кобыла совсем стеклянная, передвигает ноги просто потому, что я тяну за повод и сдвигаю вперед центр тяжести ее туловища. Кажется, что не успеет подставить ноги и упадет вперед. Я согнула в локте правую руку и подставила под ее шею. Когда она начинает падать, касается шеей моей руки, успевает подставить ноги – это еще один шаг. Остановка, частое хриплое дыхание, вытянутая вперед-вверх голова, оттопыренные губы… Шагай!!! Шаг-падение вперед…
Дошли до конюшни, прибежала Маша. Страшное слово: КОЛИКИ! Маша что-то вколола, посмотрела слизистые, идите, шагайте, принесите мне какашку. Отошли метров на 100, - а вот и какашка! Отрываю широкий кленовый лист, подбираю катышек, веду лошадь в конюшню. Маша уехала!!! Куда? За ветом…
Шагаем. Через 10 минут, ветврач: сердце… сопровождается вялыми коликами… видимо, сердечный спазм вызвал колики… Шагать. Лежать не давать, не переворачиваться. Капельницу не даст поставить… Колем в попу и в вену. Шагать, шагать, шагать… Каждый шаг – падение. Делать массаж живота соломенным жгутом. Измерили температуру. Собралась вся конюшня: частники, конюхи. Все пытаются помочь… Везде вижу озабоченные, испуганные глаза…
Уже вечер. Еще кололи… Правая рука отваливается, держать ее под шеей лошади… Вроде успокоилась. Стоит в деннике. Она устала. Легла. Вяло жует сено… Маша привезла от соседей сено, одну кипу. Ветврач запретила траву и овес.
Идите домой, вроде, пронесло… Нееет… Что-то не так…. Я пока останусь…
Ветврач: можете звонить мне в любое время. И ночью? И ночью…
Остались я и конюх…
Кобыла вскочила, заметалась по деннику, глаза сумасшедшие, вытягивает голову в мою сторону, смотрит в глаза… В глазах БОООООЛЬ… Жалуется, просит помощи… Быстро цепляю чембур, веду шагать. Каждый шаг – падение!!! Когда останавливается, прикладываю ухо к животу… С одной стороны (кобыла пытается ударить копытом) – тишина… Со второй (попытка ударить второй ногой) – звук лопнувшей струны… Пытаюсь растирать живот соломенным жгутом… Если бы у нее были силы, - убила бы, на фиг. Нет сил ударить… Есть только на то, чтобы обозначить желание удара…
Звоню вету. Извините, что поздно… Ничего. Дайте волокардин. Ее сильно накололи, больше не надо пока… Шагаем.
Лошадь еле идет. Больше не может… Звоню вету. Заведите ее уже в денник, пусть поспит… Ставлю в денник. Тут же падает, утыкается мордой в опилки, засыпает…5 минут… Вскочила, мечется по деннику! Вывожу шатать…
4 часа утра… Звоню вету. Чуть не плачу… Она уже НЕ МОЖЕТ ХОДИТЬ!!! Падает от усталости… А когда я завожу ее в денник, разворачивается, сносит меня с дороги, выскакивает – и шагает, шагает, шагает… уже падает… Заводи в денник, закрой… У нее крышу снесло от боли…
В деннике опять легла… Уснула… Дышит ровно… Открыла дверь денника, чтобы было видно и слышно, легла в проходе на кипу сена, накрылась попоной… Чтобы успеть подскочить, если начнет переворачиваться на спину… Сплю… одновременно слышу каждое ее дыхание. И вижу, как она лежит…
8 утра. Вскочила. Или пыталась перевернуться?! Заметалась по деннику. Хватаю жгут соломы, начинаю растирать бок… Что это? Голодные впадинки исчезли! Раздуло!!! Шагаю. Как же ей больно! Звоню вету. Вот телефон ветврача, который рядом с вами, заберите ее от дома. Спасибо. Даю кобылу конюху, прыгаю в машину, привожу ветврача. Быстро – укол. Как же она «рубится» у вас, совсем сил у лошади нет…В попону. Шагать!!! Денег не взяла…
Завожу в денник, засыпает… Звоню на работу: задерживаюсь!
Приезжает Маша. Смотрит лошадь. Все-таки, она понимает в этих зверях больше некоторых ветврачей… Говорит: поезжайте на работу, кризис вы прошли… Я послежу, если что – позвоню. Скоро приедет ветврач. Я на работе, Маша звонит каждые полчаса: приступов нет, поставили капельницу, шагаем по 20 мин каждые 2 часа, уколола в вену… Вечером – опять приедет вет, будем делать клизму. АКТИВНО ЕСТ СЕНО!!! Вечером делаем клизму. Лошадь позволяет делать с собой ВСЕ, что на нее совсем не похоже. В глазах появился блеск. Ветврач: диета, ей нельзя набирать вес. Вводить в тренинг постепенно, НЕ СТОЯТЬ.
Бедная, вечно голодная кобыла, получает минимум по кормам! Все еще чавкают, а она слизнула овес на раз! Все на пастбище, а ей травку нельзя, только сено!!! От зависти кобыла пытается разнести стенку денника к соседу… Каждый вечер идем «вводиться в тренинг» на корде. Рекомендации: должна бегать по 10 мин рыси 2 раза!!! Лошадь дохнет через 1,5-2 минуты рыси… Одышка, вываливает язык, бледнеет слизистая. Капаю на сухарь волокардин, и ГОНЯЮ. Плачу, и гоняю…
Вызвали кардиолога… Ливень. Подключили аппарат… Жужжит. Кобыла стоит спокойно (Это Зара-то!!! Я думала, она разнесет этот жужжащий аппарат в ее деннике на фиг!). А аппарат ничего не показывает… Сыро, надо поставить ее на резину. Плюс – дает помехи вышка GSM, стоит рядом… Резина… Вытаскиваю 4 коврика из машины, ставлю каждую ногу лошади на один коврик. СТОИТ!!! Эк ее тряхануло: она позволяет людям теперь делать с ней все, что нужно, и никого не пытается убить…
Диагноз: блокада предсердия, можно кормить, поить, писать, какать, шагать… Будет падать в обмороки, может – на ходу. Могут быть инсульты, и скорее всего – уже были…
Каждый вечер гоняю кобылу на корде. Через месяц таки дошли до двух рысей по 10 минут каждая. Правда, наблюдаю за лошадиной мордой, и если ей плохеет – уменьшаю нагрузку. Хорошо, жара спала, ей явно легче… Разрешили на пастбище, хавает травку! Оппа!!! САМА ПОБЕЖАЛА ГАЛОПОМ, с козлами! К концу лета начала резвиться иногда!!!
После очередной прогулки стою в деннике, положив руки на дверь, а подбородок уперев в руки… Просто смотрю на улицу… Сзади на плечо ложится лошадиная голова, глаз в глаз с моим. Стоим рядом, плечом чувствую ее плечо. Лошадь начинает ровно и спокойно дышать, нижняя губа подрагивает и отвисает, голова на моем плече становится тяжелой… СПИТ!!! Боюсь пошевелиться и спугнуть.
Что ж, будем жить.
Да, раз в месяц она жалуется на сердце. За ее поведением следят все: и хозяйка конюшни, и частники, и конюхи. И вО-время оказывают ей помощь. В корзине с ее щетками – постоянно личная аптечка сердечника. Мы уже выезжали в поля, ездим в парк. К обязательной ежедневной пайке рыси прибавился галоп. Нагрузку дозируем: ей-то побегать хочется, а я не даю!!!
Как оказалось (когда расшифровали кардиограмму 2002 года, которую мне отдала прошлая хозяйка) эта же болячка была и 2 года назад. И при этом лошадь работала в повальном прокате и почти ничего не ела! Выжила, - значит все не так страшно!
Будем жить!