Доброго времени суток, fratelli e sorelle! В эфире отец Антонио в передаче "Теология для начинающих" на Радио Ватикана... э-э, простите, в эфире миссис Джон на Проконях. Итак, продолжаю разбавлять молитвенную экзегетику всякими посторонними вопросами... впрочем, не совсем посторонними.
Догматы о Деве Марии
В начале нашей темы мы говорили о догматах в христианстве, в частности в католицизме. Уделим немного внимания догматам, касающимся Пресвятой Девы Марии.
1.
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
Провозглашен в 1854 г. папой Пием IX (1846 - 1878). Согласно ему, на Марию, родившуюся от Св. Иоакима и Анны, не перешел первородный грех. Если говорить простыми словами, Мария изначально была не такая, как все люди. Мотивировалось это в т.ч. и фразой архангела Гавриила из Евангелия: "Радуйся, Мария, благодати полная". Хотя, по-моему, эту фразу как раз можно очень широко толковать...
Мысль о непорочном зачатии Девы Марии приходила в головы богословов еще в XII веке, хотя не все были с ней согласны - ведь она противоречила утверждению, что Иисус пришел защитить всех людей от грехов, в т.ч. от первородного. Ведь Мария человек, а если она без первородного греха, стало быть, не нуждалась в защите...
Папа Сикст IV (1471 - 1484) запретил сторонникам и противникам этого тезиса обвинять друг друга в ереси. Папа Александр VII (1655 - 1667) признал этот тезис верным и утвердил церковное почитание Непорочного зачатия - однако данный тезис еще не был провозглашен догматом, это произошло лишь в XIX веке.
В розарии есть такой молитвенный возглас: "О Мария, без первородного греха зачатая, моли Бога о нас, к тебе прибегающих".
2.
Догмат о вознесении Девы Марии.
Провозглашен в 1950 году папой Пием XII (1939 - 1958) (т.е. почти через сто лет после предыдущего догмата... и папы-авторы догматов были тезками) и поддержан Вторым Ватиканским собором. Согласно догмату, Дева Мария после смерти вознеслась на небеса - и была затем коронована как Царица Небесная. (Последнее, строго говоря, не входит в догмат, это просто продолжение.)
А я думаю: почему бы и нет? Если бы Дева Мария умерла и была просто похоронена, значит, где-то должна быть ее могила или гробница, наконец, мощи... Это была бы очень почитаемая святыня! Наверное, сказать "очень" - в данном случае не сказать ничего. Однако такой святыни нет.
В розарии есть две тайны (так называются события, священные для католиков), посвященные этому событию. Во время чтения розария их вставляют в текст "Аве Мария": "...благословен плод чрева Твоего Иисус, который":
- "принял Тебя на небо",
- "увенчал Тебя небесной славой".
В католической живописи сложилась традиция изображать следующие сцены, связанные с этими событиями:
- успение (Мария на смертном одре - сюжет использовался в основном в раннее Средневековье, аналогичен
православному иконописному сюжету)
-
погребение (очень нечастый сюжет, видимо, потому что в нем, по сути, акцентируется понятие тела как праха)
-
вознесение
-
коронование.