Вопросы религии

Je vous salue, Marie pleine de grâces;
Le Seigneur est avec vous.
Vous êtes bénie entre toutes les femmes
Et Jésus, le fruit de vos entrailles, est béni.
Sainte Marie, Mère de Dieu, Priez pour nous, pauvres pécheurs,
Maintenant, et à l'heure de notre mort.

В первой строчке (и в некоторых других тоже) бросается в глаза отличие, продиктованное главным образом особеностями французского синтаксиса: "Я приветствую Вас, Мария, полная благодати".
Тоже "между женами". Здесь также есть уточнение: "молись за нас, бедных грешников".

Не уверена, что "между женами". Это можно понять и как "между женщинами". Потому как слово употребляется в двух смыслах. (То же и в итальянской версии, насколько я могу судить.
А в английском и подавно - women.)
Вот интересно, почему в русском и ц-слав. "жены", есть этому какое-то объяснение или "так уж сложилось"?
И, поскольку обращаются к Марии не на "ты", то "молитесь", а не "молись".
Впрочем, не думаю, что это важно для смысла, просто любовь к точности.
 
Gloria написал(а):
Не уверена, что "между женами". Это можно понять и как "между женщинами". Потому как слово употребляется в двух смыслах. (То же и в итальянской версии, насколько я могу судить.
А в английском и подавно - women.)
Вот интересно, почему в русском и ц-слав. "жены", есть этому какое-то объяснение или "так уж сложилось"?
Ваше уточнение имеет отношение скорее к семантике русского языка.
В ц.-слав. и др.-русск. "жена" это в самом широком смысле и есть женщина. И уже потом "замужняя", "не девственница".
Семантика слова "жена" в ц.-слав. и др.-русск.: "человек женского пола" + "женщина, которая замужем" + "не дева".
Это уже потом в русском это слово стало обозначать исключительно замужнюю даму, а первая сема практически отпала - может присутствовать только в каких-нибудь очень выского штиля текстах.
Семантика слов "femme", "woman" в данном случае близка к слову "жена" в ц.-слав. и др.-русск. Английский текст, например, на очень старом языке написан... В те времена если женщина не дева, то она, как правило, замужем, отсюда и такая жесткая связка "жена-не дева". Но так получается, что "женщина" в самом широком смысле на всех этих языках привязана к понятию замужней дамы... Может, в этом заложен тот смысл, что выйти замуж и родить детей (т.е. не остаться девой) - и есть самое главное предназначение женщины. Извините, я не очень сейчас соображаю и могу объясняться путанно, так что спрашивайте, если что.
 
Глория, не могли бы вы ответить на такой вопрос? Слышала, что благочестивые иудеи постятся по понедельникам и четвергам.
Интересно, в связи с чем именно в эти дни седмицы положен пост. В чем именно он состоит?
 
Прошу православных подсказать насчет церковной иерархии. Вот Андрей Кураев был дьяконом, а теперь на одной из его книжек вижу: "протодьякон". Это, значит, повышение в звании? А выше какие духовные чины?
 
Bremen написал(а):
Глория, не могли бы вы ответить на такой вопрос? Слышала, что благочестивые иудеи постятся по понедельникам и четвергам.
Интересно, в связи с чем именно в эти дни седмицы положен пост. В чем именно он состоит?
Чтоб правильно ответить, надо знать иврит. Припоминаю, что там есть какая-то связь с названиями дней... А поскольку я не знаю иврита, пойду искать. Как найду - напишу.
 
Доброго времени суток, fratelli e sorelle! В эфире отец Антонио в передаче "Теология для начинающих" на Радио Ватикана... э-э, простите, в эфире миссис Джон на Проконях. Итак, продолжаю разбавлять молитвенную экзегетику всякими посторонними вопросами... впрочем, не совсем посторонними.

Догматы о Деве Марии

В начале нашей темы мы говорили о догматах в христианстве, в частности в католицизме. Уделим немного внимания догматам, касающимся Пресвятой Девы Марии.
1. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
Провозглашен в 1854 г. папой Пием IX (1846 - 1878). Согласно ему, на Марию, родившуюся от Св. Иоакима и Анны, не перешел первородный грех. Если говорить простыми словами, Мария изначально была не такая, как все люди. Мотивировалось это в т.ч. и фразой архангела Гавриила из Евангелия: "Радуйся, Мария, благодати полная". Хотя, по-моему, эту фразу как раз можно очень широко толковать...
Мысль о непорочном зачатии Девы Марии приходила в головы богословов еще в XII веке, хотя не все были с ней согласны - ведь она противоречила утверждению, что Иисус пришел защитить всех людей от грехов, в т.ч. от первородного. Ведь Мария человек, а если она без первородного греха, стало быть, не нуждалась в защите...
Папа Сикст IV (1471 - 1484) запретил сторонникам и противникам этого тезиса обвинять друг друга в ереси. Папа Александр VII (1655 - 1667) признал этот тезис верным и утвердил церковное почитание Непорочного зачатия - однако данный тезис еще не был провозглашен догматом, это произошло лишь в XIX веке.
В розарии есть такой молитвенный возглас: "О Мария, без первородного греха зачатая, моли Бога о нас, к тебе прибегающих".

2. Догмат о вознесении Девы Марии.
Провозглашен в 1950 году папой Пием XII (1939 - 1958) (т.е. почти через сто лет после предыдущего догмата... и папы-авторы догматов были тезками) и поддержан Вторым Ватиканским собором. Согласно догмату, Дева Мария после смерти вознеслась на небеса - и была затем коронована как Царица Небесная. (Последнее, строго говоря, не входит в догмат, это просто продолжение.)
А я думаю: почему бы и нет? Если бы Дева Мария умерла и была просто похоронена, значит, где-то должна быть ее могила или гробница, наконец, мощи... Это была бы очень почитаемая святыня! Наверное, сказать "очень" - в данном случае не сказать ничего. Однако такой святыни нет.
В розарии есть две тайны (так называются события, священные для католиков), посвященные этому событию. Во время чтения розария их вставляют в текст "Аве Мария": "...благословен плод чрева Твоего Иисус, который":
- "принял Тебя на небо",
- "увенчал Тебя небесной славой".
В католической живописи сложилась традиция изображать следующие сцены, связанные с этими событиями:
- успение (Мария на смертном одре - сюжет использовался в основном в раннее Средневековье, аналогичен православному иконописному сюжету)
- погребение (очень нечастый сюжет, видимо, потому что в нем, по сути, акцентируется понятие тела как праха)
- вознесение
- коронование.
 
Bremen написал(а):
Глория, не могли бы вы ответить на такой вопрос? Слышала, что благочестивые иудеи постятся по понедельникам и четвергам.
Интересно, в связи с чем именно в эти дни седмицы положен пост. В чем именно он состоит?

Не нашла ответа на Ваш вопрос ни в одном из доступных мне источников. (Еще есть надежда на Еврейскую Энциклопедию, но смогу ее полистать только в выходные.)
Моя предварительная версия оказалась несостоятельной - с названиями дней это никак не связано.
Если вдруг что-то попадется, пожалуйста, не сочтите на труд написать!

Отвечаю вцелом.
Тора предписывает только один пост - в Йом Кипур.
После разрушения Первого и Второго Храмов появился еще один пост - 9-ое Ава (да, их разрушили в один и тот же день).
Есть еще некоторые периоды года, когда пост желателен: в основном, перед важными праздниками. В остальных случаях верующие имеют право сами себе назначать пост - например, по случаю траура или когда молят Г-спода о чем-то важном. Понедельник и четверг - общепринятый вариант, но почему в эти дни - неизвестно. В древние времена эти дни были рыночными. Может, чтобы еда не мешала бизнесу?
Пост состоит в полном отказе от исполнения супружеского долга и воздержания от участия в празднествах и увеселениях. В Йом-Кипур запрещено носить кожаную обувь.
Рекомендуется усиленно молиться и читать священные книги. Но обычные повседневные обязанности пост не отменяет, как правило.
 
И остави нам дОлги наша, якоже и мы оставляем должникОм нашим, то есть прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели.
Я в последнее время начинаю склоняться к мысли, что эта фраза в молитве обращена не столько к Богу (прости нас!), сколько к человеку. Это напоминание нам - просто о том, что надо прощать... ну, мне так кажется.

Да, ты права - так и есть.

Прошу православных подсказать насчет церковной иерархии. Вот Андрей Кураев был дьяконом, а теперь на одной из его книжек вижу: "протодьякон". Это, значит, повышение в звании? А выше какие духовные чины?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1% ... 0%BE%D0%BD Вот здесь всё подробно :)
 
Спасибо, Ира!

14 февраля - память Св. Валентина Римлянина (III). Однако в этот же день Католической церковью отмечается другой большой праздник - день Св. Кирилла и Мефодия, просветителей славян и покровителей Европы.
На всякий случай: до сих пор у исследователей нет твердой уверенности в том, какую именно азбуку придумали Солунские братья - кириллицу или глаголицу. Вообще глаголица очень странно устроена... Буква "аз" имеет форму крестика, для написания имени Иисус использовались буквы "и" и "слово", вместе похожие на разнонаправленных не то рыбок, не то головастиков, - т.е. явно эти две буквы специально создавались похожими... Это указывает на искусственность алфавита, на то, что его придумывали наверняка в качестве тайнописи. Дольше всего глаголица сохранялась в Хорватии.


Kyrie eleison (Кирие элейсон)

Это молитвенный возглас на греческом (койне), означающий "Господи, помилуй". Восходит к молитве слепцов из Евангелия от Матфея. Используется в православном богослужении, а также у католиков, в т.ч. латинского обряда. В многих источниках пишут, что у католиков он входит в начальные обряды мессы, однако, по моим наблюдениям, не только. На русской мессе этот возглас повторяется как рефрен также и в молитве за весь мир и церковь - а ее читают ближе к концу мессы. Священник или мирянин читает просьбу, например: "Помолимся за всех тех, кто живет неправедно и еще не пришел к Тебе, Господи, - просим Тебя", - на русской мессе здесь следует "кирие элейсон" под орган. По крайней мере, так у нас в костеле Непорочного зачатия. На польской мессе говорят: "Услышь нас, Господи", на литовской - "Просим за нас, Господи".
В тридентской мессе (см. выше) возглас звучит так: "Кирие элейсон, Христе элейсон, кирие элейсон".
От "кирие элейсон" происходит слово "куролесить" - изначальное значение не "скандалить, безобразничать", а "делать или говорить что-то непонятное". Русским был непонятен греческий молитвенный рефрен, поэтому они взяли его за основу слова, обозначающего непонятные действия и речь.
Есть старинная русская загадка: "Идут лесом, поют куролесом, несут деревянный пирог с мясом" - это похороны. Для нас здесь важно "поют куролесом" - т.е. распевают погребальные молитвы.
 
Bremen написал(а):
Глория, благодарю за объяснения.
Gloria написал(а):
В Йом-Кипур запрещено носить кожаную обувь.
А в чем смысл такого запрета?

Йом-Кипур - это Судный День, к этому дню Б-г запечатывает Книгу, где записаны наши судьбы на начавшийся год (Й-К наступает через 10 дней после Рош-Гашана, Нового Года, именно в эти 10 дней принимается и записывается решение). Соблюдая пост в этот день, мы молим о жизни. Неэтично просить о жизни, попирая ногами шкуру убитого живого существа.
(Это мое понимание, вынесенное из различных источников, допускаю, что есть и другие.)
 
Bremen написал(а):
А\Молиться дома, самостоятельно, можно за любого человека, кстати, у меня в помяннике очень много таких. Но, когда я обращаюсь в Церковь, чтобы она помолилась и принесла жертву за человека, то этот человек должен быть крещен в православии.

а можно поподробнее, какую жертву приносит церковь, когда молится за человека?
 
Taujind, в христианстве речь идет о бескровной, символической жертве - теле и крови Христа, в которые во время мессы претворяются хлеб и вино.
 
Немного о сроках, связанных с папством

Период правления папы римского называется понтификат (Pontificatus), он исчисляется со дня избрания папы на конклаве и интронизации. Конклав открывается, согласно современным нормам, не раньше 15-го и не позже 18-го дня после смерти предыдущего понтифика.

Папы с самыми длинными понтификатами:
1. Пий IX (1846 - 1878) - 31 год, 7 месяцев и 23 дня
Popepiusix.jpg

Известен тем, что провозгласил догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о непогрешимости папы римского.

2. Иоанн Павел II (1978 - 2005) - 26 лет, 5 месяцев и 18 дней
JohannesPaul2-portrait.jpg

Первый папа-неитальянец с XVI века, первый папа-славянин в истории.

3. Лев XIII (1878 - 1903) - 25 лет, 5 месяцев и 1 день
LeoXIIIcrown.jpg

Опубликовал больше всех энциклик в истории - 88.


Папы с самыми короткими понтификатами:
1. Урбан VII, 1590 - 12 дней
Urban_VII.jpg

Не успел даже короноваться. Его преемником стал Григорий XIV (1590 - 1591), правивший 10 месяцев, после него был избран Иннокентий IX (1591), умерший через 2 месяца, затем Климент VIII (1592 - 1605).

2. Бонифаций VI, 896 - 15 дней
Boniface_VI.jpg

Умер, по официальной версии, от подагры, однако историки считают, что к его смерти был причастен его преемник Стефан VI (896 - 897). Иоанн IX (898 - 900) объявил избрание Бонифация VI недействительным.

3. Целестин IV, 1241 - 17 дней
B_Colestin_IV.jpg

Умер незадолго до коронации.

Стефан II умер через 3 дня после своего избрания, не дожив даже до рукоположения в епископы, из-за чего не был признан папой римским. Был добавлен в список пап в XV веке, однако вновь удален из списка в 1961 году.

Самое длинное междуцарствие продолжалось 2 года, 9 месяцев и 3 дня (1268 - 1271). Выборы папы происходили в итальянском городе Витербо, но ни один из кандидатов в течение долгого времени не мог набрать 2/3 голосов. Вмешался испанский король Филипп III, по приказу которого кардиналов заперли на ключ и снабжали лишь самым необходимым. Такие условия стимулировали кардиналов пойти на уступки, и в итоге был избран папа Григорий X (1271 - 1276).
B_Gregor_X.jpg

С тех пор конклавы (лат. conclave - запертая комната) происходят согласно особым правилам, направленным прежде всего на то, чтобы не допустить затягивание процесса.

Самый короткий конклав был в 1939 году и продолжался чуть меньше суток. После 3 баллотировок был избран Пий XII (1939 - 1958).
pope-pius-xii-with-bird.jpg
 
Gloria написал(а):
Соблюдая пост в этот день, мы молим о жизни. Неэтично просить о жизни, попирая ногами шкуру убитого живого существа.
(Это мое понимание, вынесенное из различных источников, допускаю, что есть и другие.)
Мне думается, что ваше понимание не совсем вяжется с Книгой бытия, в которой сказано, что Бог дал животных человеку для использования. Кроме того, иудейский пост, как вы его описАли, никак не связан с ограничениями в качестве потребляемой человеком пищи.
Выходит, что вполне нормально просить о жизни, покушав, к примеру, телячьей отбивной, но нельзя быть обутым в кожаную обувь. Как-то странно. :roll:
Taujind написал(а):
а можно поподробнее, какую жертву приносит церковь, когда молится за человека?

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог,храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета (христианской) жертвоприношения животных не существует, ибо Сам "Христос умер за грехи наши" (1 Кор. 15, 3).
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров - хлеба и вина, - Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии. То есть жертва приносится действительная, хотя и совершается под видом хлеба и вина (пишу здесь о православных храмах).
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва - святое Причастие. Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
Но, как я уже писала выше, бескровная жертва в храмах приносится только за принадлежащих к Церкви - крещеных.
Mrs. John написал(а):
в христианстве речь идет о бескровной, символической жертве - теле и крови Христа, в которые во время мессы претворяются хлеб и вино.
Подобное толкование таинства Евхаристии не имеет к православной Церкви никакого отношения. Думаю, что и католики, прибегающие к таинству причастия, не согласились бы с такой трактовкой.
 
Bremen, я не ясно выразилась, вероятно, - в дни поста предполагается воздержание от пищи и питья. Полное. О каких отбивных речь? А Йом-Кипур - это самый главный пост, работать тоже нельзя, кстати.
Про запрет на кожаную обувь можно посмотреть здесь.
 
Gloria написал(а):
Bremen, я не ясно выразилась, вероятно, - в дни поста предполагается воздержание от пищи и питья.
Я, признаться, удивилась вашему предыдущему описанию поста. Благочестивые иудеи, насколько мне известно, практически не изменились с ветхозаветных времен. Кстати, как с точки зрения самих иудеев, называются эти (новозаветные) времена?
Хорошо помню из истории древней христианской Церкви,курс которой я сейчас читаю в воскресной школе для взрослых, что пост иудеев - именно полное воздержание от пищи, плохая одежда, остригание волос, посыпание головы пеплом.
Gloria написал(а):
Пост состоит в полном отказе от исполнения супружеского долга и воздержания от участия в празднествах и увеселениях.
Пытаюсь представить себе неполный отказ от исполнения супружеского долга :lol: .
 
Bremen написал(а):
Gloria написал(а):
Bremen, я не ясно выразилась, вероятно, - в дни поста предполагается воздержание от пищи и питья.
Я, признаться, удивилась вашему предыдущему описанию поста. Благочестивые иудеи, насколько мне известно, практически не изменились с ветхозаветных времен. Кстати, как с точки зрения самих иудеев, называются эти (новозаветные) времена?
Хорошо помню из истории древней христианской Церкви,курс которой я сейчас читаю в воскресной школе для взрослых, что пост иудеев - именно полное воздержание от пищи, плохая одежда, остригание волос, посыпание головы пеплом.
Gloria написал(а):
Пост состоит в полном отказе от исполнения супружеского долга и воздержания от участия в празднествах и увеселениях.
Пытаюсь представить себе неполный отказ от исполнения супружеского долга :lol: .

Ну да, пропустила два слова, бывает :D Про неполный отказ от супружеского долга я могла бы вам написать, но лучше в теме о семье и браке, да и то осторожно - тут и дети бывают.

А если вы и так все знаете и даже читаете лекции на эту тему, то зачем спрашивать? :wink: Остригание волос и посыпание головы пеплом мне не встречалось в описании иудейского поста. Вы сами такое видели? Это ветхозаветный символ покаяния и смирения, но я не уверена, что он практикуется иудеями до сих пор (в отличие от католиков, кстати - см. Пепельная среда). Вот разрывание одежд в знак траура - да.
 
Bremen написал(а):
Mrs. John написал(а):
в христианстве речь идет о бескровной, символической жертве - теле и крови Христа, в которые во время мессы претворяются хлеб и вино.
Подобное толкование таинства Евхаристии не имеет к православной Церкви никакого отношения. Думаю, что и католики, прибегающие к таинству причастия, не согласились бы с такой трактовкой.
Я католик, прибегающий к таинству Причастия. Так что данная трактовка является трактовкой воцерковленного католика - насколько я вас знаю, Бремен, для вас это весьма важно. Своего рода знак качества. Если хотите, могу спросить мнение кого-нибудь из наших священников - но не раньше воскресенья.
 
Сверху