Вопросы религии

Катерина75 написал(а):
А еще, кмк, историю церкви (любой) невозможно изучать в полном отрыве от ее богословия и литургической практики.
Ну да, хотя бы в общих чертах это нужно себе представлять. А порой и в деталях.
Но должен быть какой-то баланс, потому что церковные авторы, пишущие "изнутри", бывает, увлекаются критикой других учений в ущерб объективности.
 
Ну, на мой взгляд, объективность в истории - вещь весьма относительная. Любой историк в той или иной степени зависим от своей картины мира и своей личной идеологии, а также и от современной ему общественно-политической системы. Так что, если говорить не об источниках, а именно о научных ислледованиях, сделанных церковными историками спустя время, то они также стремятся к объективности, как и все остальные ученые :wink: . Здесь уже вопрос научной добросовестности и таланта исследователя, а они от религиозных убеждений напрямую не зависят :) . Кстати, во многом благодаря их работе и стали возможны те изменения в отношении к старым обрядам, о которых я написала.
ИМХО, серьезное научное исследование этой темы человеком нецерковным, то есть находящимся вне религиозной (христианской) парадигмы, духовной практики, системы ценностей христианства, обречено на поверхностность и искажение реальности. Так можно изучать последствия раскола, какие-то отдельные порожденные им социальные и политические процессы, но вот сам раскол - его причины, развитие, комплексные итоги - вряд ли.
 
Катерина, история объективна - она уже случилась, причем события были именно такими, какими они были, никакими другими. А вот наши представления об истории, так же как и историческая наука - да, абсолютно субъективны.
Наверное, вы правы в том, что глубокие исследования сложных церковно-религиозных проблем лучше получаются у церковных людей, в силу описанных вами причин. Но вот более глобальные исторические исследования, затрагивающие историю не одной религии или конфессии, будучи написаны этими же церковными людьми, страдают однобокостью. К сожалению, мало кому из них удается преодолеть специфический взгляд, присущий людям определенной веры.
Но это, разумеется, просто размышления вслух, далеко отстоящие от первоначального вопроса. Если вам в руки попадет книга о расколе, которую вы сочтете серьезной, сообщите, пожалуйста. Я, со своей стороны, тоже посмотрю, что удастся найти.
 
Gloria, по сути дела это была перестройка и гражданская война, причём с интервенцией. Если правильно помню, то крестьянская война именно на этот период приходится, пушечные обстрелы Соловецкого монастыря и много ещё чего. На сайте "Православие.ру" немножко есть есть на этот счёт, хотя в основном публикаций больше про современные расколы, чем про тот раскол.
Это вообще очень больная тема. Именно в результате церковного раскола произошли впоследствии так называемые "Петровские" реформы. В результате чего и произошёл раскол уже между народом и верхушкой, что и проявилось в начале двадцатого века таким бунтом, что верхушку или выгнали, или убили. Потому что вмешались крестьяне. Именно они, ранее закрепощённые, решили исход октябрьского переворота.
 
Gloria написал(а):
Но вот более глобальные исторические исследования, затрагивающие историю не одной религии или конфессии, будучи написаны этими же церковными людьми, страдают однобокостью.
Ну, собственно, мы вроде бы говорили о церковных историках, то есть о специалистах по истории церкви, А они очень редко занимаются глобальными исследованиями - это же уже не их профиль. А остальное уже действительно далеко от темы. Насчет книги о расколе - поспрашиваю умных людей, и если подскажут, отпишусь.
 
Сегодня вечером у иудеев начался Пейсах, с чем их и поздравляю! :D
 
Всех православных, а их здесь большинство, поздравляю с Вербным воскресением и вхождением в Страстную седмицу!
За Люгару все мы молились,Господь ее не оставит.
Помоги нам всем Господи!
 
Спаси Вас Господь. Дошла до причастия как и планировала, все Слава Богу. Сегодня еще ребенок и муж причастился, меня благословили еще причаститься перед пасхой. В душе действительно стало светло и легко, давно так не было, но и так плохо тоже давно не было. Спаси Господи всех кто молился, пост не прошел даром!!!

Многие православные наверняка знакомы с данным видео но уж очень хочется поделиться.

 
Lugara, наконец-то, после экзамена по истории философии, появилось время ответить на ваш вопрос.

Благодать в католицизме

Собственно, вы спросили, насколько помню, такой: какое значение имеет благодать в католицизме?
Начну с определения.
Благодать - сверхъестественный дар людям со стороны Бога, открывающий им возможность реального участия в Его жизни, восполняющий и спасающий человеческую природу (Католическая энциклопедия).
На Западе учение о благодати начинается с трудов Св. Августина, особенно посвященных его полемике с пелагианством. По Августину, грехопадение привело к порче природы человека, и без благодати, данной Христом, человек не сможет достигнуть единства с Богом, которое является главной целью человеческой жизни.
Согласно Св. Фоме Аквинскому, благодать - полученное человеком в дар от Бога качество, которое особым образом приближает его к Богу. Это качество обязательно совершенствует природные добродетели человека.
Согласно Св. Фоме Аквинскому, благодать делится на действительную (gratia gratis data - безвозмездно даваемая) и сотворенную (gratia gratis faciens - благодать, делающая угодным). Первая - божественное влияние на природу, вторая - благодать, сотворенная в человеческой душе.
Поздние средневековые номиналисты (был в Средние века спор об универсалиях - об общих понятиях, номиналисты считали, что универсалии суть лишь названия классов вещей, если говорить упрощенно) рассматривали благодать как полностью внешнее по отношению к человеку решение Бога о его оправдании, отрицая понимание благодати как некоего особенного состояния человека. Таким образом, оправданный грешник от осужденного отличается не каким-то особенным состоянием души, а лишь тем, что Бог его помиловал. Следовательно, получение благодати предопределено. Это учение также было заимствовано ранним протестантизмом.
Однако Тридентский собор (XVI век) отверг учение о предопределении относительно благодати. Согласно решению Собора, для достижения благодати необходимо делать добрые дела и принимать таинства, посредством которых благодать передается человеку.
Богословы-иезуиты XVI-XVIII веков подчеркивали свободу выбора человека - принимать или отвергать благодать Божью. Богословы-доминиканцы того же периода делали акцент на Божественном предопределении.
В католическом богословии в ходе споров была выработана следующая классификация сотворенной благодати:
- постоянная благодать (gratia habitatualis), она же освящающая (gratia sanctificans),
- и благодать актуальная (gratia actualis).
Первая сопровождает человека постоянно, вторая дается на совершение каких-то конкретных дел.
Благодать актуальная разделяется на:
- достаточную благодать (gratia sufficiens), которую человек может отвергнуть, и
- на эффективную (gratia effecax), т.е. воспринятую человеком, а также на
- предваряющую благодать (gratia praeveniens) и
- сопровождающую (gratia concomitans), связанную с действиями человека.
Вообще в католическом богословии особенное внимание уделяется именно сотворенной благодати, а благодать как способ общения человека с Богом обсуждается меньше.
Согласно постановлениям II Ватиканского собора, благодать может быть дарована не только глубоко верующим, но и тем, кто "еще не достиг ясного познания Бога, но пытается вести правильную жизнь".
Таким образом, можно сказать, что благодать играет в католицизме очень важную роль.

Перечитав тему, я нашла такой пост:
Lugara написал(а):
А как же тот факт (наверняка известный религиоведу), что материальные предметы в Православии издревле почитаются как носители и передатчики благодати от своих владельцев?
Я собственно и поинтересовалась на тему благодати, может быть у КЦ как то по другому... :roll:
Если так, то, видимо, ваш вопрос, Lugara, относится в большей степени к способам получения благодати. Что могу сказать... В католицизме есть почитание реликвий, но нет такого их культа, как в православии. Например, у нас в соборе Непорочного Зачатия есть сундучок с частицей мощей Св. Терезы из Лизьё, или Терезы Младенца Иисуса, Учителя Церкви:
f0b764f5.jpg

Фото Св. Терезы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... ess%29.jpg
Но очередь на поклонение им не стоит. Поклонением реликвиям католики скорее выражают свое почитание святым, но не подпитываются при этом благодатью, если можно так выразиться. Человек получает благодать прежде всего через совершенствование своей души.
 
Выложила у себя в дневнике статью о Всадниках Апокалипсиса: viewtopic.php?p=2534350#p2534350 Статья была написана для одного из конных журналов, поэтому изложенное в ней - лишь малая часть толкований этих образов.
 
Поздравляю католиков с избранием нового Папы!
Надеюсь, его деятельность на этом посту послужит во благо и поможет разрешить накопившиеся проблемы.
 
Не осилила всю тему, возможно, я повторюсь, но подруга прислала такое вот забавное письмо.

Один священник,­ который устал слушать отговорки,­ почему люди не ходят в церковь, написал следующее:­

Причины, по которым я не умываюсь:

1. Потому, что меня заставляли­ умываться в детстве.
2. Потому, что меня не учили умываться в детстве.
3. Те, кто умываются - лицемеры - думают, что они чище других.
4. Не могу решить, какое мыло лучше.
5. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.
6. Никто из моих друзей не умывается.
7. Начну умываться,­ когда стану старым и грязным.
8. У меня нет времени на умывание.
9. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая.
10. Не хочу, чтобы на мне зарабатыва­ли производит­ели мыла.
11. Я моюсь в душЕ.
12. Все мыло одинаково моет. Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах.
13. Все войны в мире из-за мыла.
14. Все сорта мыл имеют свои недостатки­. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение­ мыл правильное­.
15. Наука доказала, что даже самым идеальным мылом невозможно­ ликвидиров­ать все молекулы грязи. Поэтому умывание есть фальсифика­ция и "опиум для бомжей".
16. Любое мыло содержит вредные химические­ вещества, что отражается­ на коже человека.
17. Ребёнка нельзя с детства приучать к мылу. Вырастет - поймёт, умываться ли ему, и каким мылом.
 
Здравствуйте!
Не знаю, относится ли к данной теме...но советую прочитать книгу: "Митрополит Сурожский Антоний Духовная жизнь"

Очень талантливо написано)

Вот содержание:
- что такое духовная жизнь
- внутренняя устойчивость
- итоги жизни
- созерцание и деятельность
- о подвиге любви
- воспитание сердца
- закон жизни
- свет вечности
- "дорожите временем, потому что дни лукавы"
- глубины вечности
- последнее содержание жизни
- внутреннее молчание
- радость покаяния
- о свободе и о подвиге
- размышления на пути к пасхе
 
В общем, касательно батюшек и их животов.
Это от постов. Я не батюшка, но держу на данный момент третий пост. У меня образовалось пузо, верховой ездой почти не убирается. Раньше всё убиралось - теперь нет. На возраст тоже можно грешить, но в своё время я поправилась тоже после прочистки организма. Сейчас, видимо, происходит нечто подобное - углеводы лучше усваиваются и откладываются в запас в отсутствие мясной пищи.
 
Сверху