Lugara, наконец-то, после экзамена по истории философии, появилось время ответить на ваш вопрос.
Благодать в католицизме
Собственно, вы спросили, насколько помню, такой: какое значение имеет благодать в католицизме?
Начну с определения.
Благодать - сверхъестественный дар людям со стороны Бога, открывающий им возможность реального участия в Его жизни, восполняющий и спасающий человеческую природу (Католическая энциклопедия).
На Западе учение о благодати начинается с трудов Св. Августина, особенно посвященных его полемике с пелагианством. По Августину, грехопадение привело к порче природы человека, и без благодати, данной Христом, человек не сможет достигнуть единства с Богом, которое является главной целью человеческой жизни.
Согласно Св. Фоме Аквинскому, благодать - полученное человеком в дар от Бога качество, которое особым образом приближает его к Богу. Это качество обязательно совершенствует природные добродетели человека.
Согласно Св. Фоме Аквинскому, благодать делится на действительную (gratia gratis data - безвозмездно даваемая) и сотворенную (gratia gratis faciens - благодать, делающая угодным). Первая - божественное влияние на природу, вторая - благодать, сотворенная в человеческой душе.
Поздние средневековые номиналисты (был в Средние века спор об универсалиях - об общих понятиях, номиналисты считали, что универсалии суть лишь названия классов вещей, если говорить упрощенно) рассматривали благодать как полностью внешнее по отношению к человеку решение Бога о его оправдании, отрицая понимание благодати как некоего особенного состояния человека. Таким образом, оправданный грешник от осужденного отличается не каким-то особенным состоянием души, а лишь тем, что Бог его помиловал. Следовательно, получение благодати предопределено. Это учение также было заимствовано ранним протестантизмом.
Однако Тридентский собор (XVI век) отверг учение о предопределении относительно благодати. Согласно решению Собора, для достижения благодати необходимо делать добрые дела и принимать таинства, посредством которых благодать передается человеку.
Богословы-иезуиты XVI-XVIII веков подчеркивали свободу выбора человека - принимать или отвергать благодать Божью. Богословы-доминиканцы того же периода делали акцент на Божественном предопределении.
В католическом богословии в ходе споров была выработана следующая классификация сотворенной благодати:
- постоянная благодать (gratia habitatualis), она же освящающая (gratia sanctificans),
- и благодать актуальная (gratia actualis).
Первая сопровождает человека постоянно, вторая дается на совершение каких-то конкретных дел.
Благодать актуальная разделяется на:
- достаточную благодать (gratia sufficiens), которую человек может отвергнуть, и
- на эффективную (gratia effecax), т.е. воспринятую человеком, а также на
- предваряющую благодать (gratia praeveniens) и
- сопровождающую (gratia concomitans), связанную с действиями человека.
Вообще в католическом богословии особенное внимание уделяется именно сотворенной благодати, а благодать как способ общения человека с Богом обсуждается меньше.
Согласно постановлениям II Ватиканского собора, благодать может быть дарована не только глубоко верующим, но и тем, кто "еще не достиг ясного познания Бога, но пытается вести правильную жизнь".
Таким образом, можно сказать, что благодать играет в католицизме очень важную роль.
Перечитав тему, я нашла такой пост:
Lugara написал(а):
А как же тот факт (наверняка известный религиоведу), что материальные предметы в Православии издревле почитаются как носители и передатчики благодати от своих владельцев?
Я собственно и поинтересовалась на тему благодати, может быть у КЦ как то по другому... :roll:
Если так, то, видимо, ваш вопрос, Lugara, относится в большей степени к способам получения благодати. Что могу сказать... В католицизме есть почитание реликвий, но нет такого их культа, как в православии. Например, у нас в соборе Непорочного Зачатия есть сундучок с частицей мощей Св. Терезы из Лизьё, или Терезы Младенца Иисуса, Учителя Церкви:
Фото Св. Терезы:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... ess%29.jpg
Но очередь на поклонение им не стоит. Поклонением реликвиям католики скорее выражают свое почитание святым, но не подпитываются при этом благодатью, если можно так выразиться. Человек получает благодать прежде всего через совершенствование своей души.