Не знаю, как обстоят дела в других компаниях, но самые частые за четыре года «конфликтные» ситуации в которых участвую на работе я выглядят примерно так:
Есть моя команда, наши задачи и либо наши проблемы, которые возникают по вине какой-то другой команды. Либо появляется какое-то пересечение интересов моей команды с чужой командой.
Примерно в 80% случаев мы ставим встречу, на которую прихожу я, как РП моей команды и пара самых доверенных и компетентных ребят из команды в качестве поддержки в случае, если понадобиться более глубокая экспертиза + приходит РП другой команды(почти всегда, как бы странно это не звучало - тоже девушка) и его пара человек.
Поздоровались.
РП озвучивает проблему.
Озвучивает причины, которые, как нам кажется, привели к проблемае.
Озвучивает заранее проработанные варианты решения конфликта, которые мы видим, их плюсы и минусы.
Просим противоположную сторону озвучить свое мнение об этих вариантах и подкинуть своих, если есть.
Обсуждаем.
Иногда обсуждения горячие, но никогда не переходят черту. РП всегда бдят за тем, чтобы вовремя заткнуть разгорячившихся ребят.
Совместно приходим к консенсусу.
Пишем МОМ(фиксируем письменно договоренности).
Все, конфликт исчерпан.
В особо сложных случаях по результату конфликта проводим «ретроспективу» совместно обеими командами:
Анонимно в один столбец пишем карточки о том, что хорошее было, в другой плохое что было, в третьей предложения к изменению.
Голосуем за карточки, потом обсуждаем те, что набрали больше голосов. Задача - разобраться в чем причина и устранить её, чтобы в следующий раз нам это не мешало в работе.
Категорически запрещается обвинять кого-то конкретного, тыкать в него пальцем и винить во всех проблемах. Априори принято считать, что у нас все профи(иначе бы люди у нас не работали) и корень бед всегда в процессах, а не в конкретном человеке. А если все же в человеке, то на это тоже есть причина, и она, скорее всего, кроется все равно в плохом процессе.
Т е нельзя написать «Вася козел, набажил( не айтишникам: от слова «баг» - ошибка, т е наплодил ошибок) нам тут по самую маковку, а мы разбираемся третий день».
Такая карточка выглядела бы как «в связи с включением некачественной задачи в релиз(для не айтишников: релиз - это как период, в который разрабатываются и выпускаются задачи, так и, в конкретном случае, сам момент выпуска задачи в среду, где есть живые пользователи) возник баг, потребовавший много ресурсов на устранение последствий».
Потому что Вася-то, может, и козел, но если бы тестировщица Маша хорошо отработала, то баг бы поймали. Может быть Маша коза? Тоже нет. Маша бы хорошо отработала и все нашла, если бы у Маши было время. Но емкость Маши за релиз - 7 задач. Больше в Машу просто не влезает и начинает страдать качество. Но Маше РПшник Петя напихал в месяц девять задач, да еще и релиз сдвинул на три дня раньше. РПшник Петя козел?
Тоже нет. Потому что к Пете, порушив все планы, ворвалась заказчица Лена и потребовала сокращения сроков в связи с выходом какого-то там закона. И если бы об этом знали заранее, то Петя мог бы заранее переприоритезировать задачи и такой ситуации не произошло бы.
Вывод - надо лучше следить за законами в нужной сфере, а для этого выберем ответственного.
Либо можно увеличить количество Маш. Тоже вполне себе вариант, если тебе есть чем их загрузить, чтоб не простаивали.
Вот как-то так. Только обсуждение проходит без имен, используем просто существительные - разработка, тестирование, техподдержка и т д.
———
Имея такие варианты решения конфликтов, я не понимаю, как люди в ИТ умудряются ругаться, что-то делить, интриги какие-то устраивать.
В конце концов, у нас у всех одна общая цель.
В глобальном смысле - довольный клиент.
В финансовом смысле - довольный заказчик, который платит деньги.
Мы реально в одной упряжке бежим, нахрена огрызаться?
———
Но, наверное, я в каком-то очень ванильном мире живу, судя по тому что я слышу от некоторых друзей.
Но у меня за четыре года реально вспомнила только три реально конфликтных случая:
1. РП другой команды был со мной не согласен и отказался обсуждать необходимые нам доработки их системы, потому что я мало того что менеджер, а не суровый технарь, так еще и баба, а бабы нихрена не понимают. Тем более менеджеры. И похер, что у меня вполне айтишное образование, навыки и более чем достаточная экспертиза в моей области. Требовал чтобы ему привели умного мужика, которому он объяснит как надо и почему я не права.
Пришлось позвать на встречу архитектора, предварительно пожаловавшись на этого козла. Архитектор не подвел и раскатал его как тузик грелку. В итоге мы своего добились, все сделали как надо, но мне до сих пор неприятно.
Это ситуация, в которой я просто ничего не могла сделать, так как меня и аргументы от меня просто отказывались принимать. Чувствовала себя очень беспомощно.
2. Мой техлид(лидер технической команды- руководитель разработчиков, девопса и архитектора) и техлид другой команды сцепились на встрече, посвященной интеграционному(межкомандному) проекту.
Стандартная ситуация - с нас работающий апи-метод, с них - корректный вызов апи. (Для читающих неАйтишников - я хз как объяснить по русски что значит апи-метод. Приходят аналогии только с хвостиками, которые торчат наружу из программы, за которые можно правильно дернуть и получить какой-то результат. Типа «дерни за веревочку - дверка откроется». Если дернуть неправильно или не за ту веревочку, то или не откроется или откроется не то что ожидалось .)
В итоге ничего не работает и каждый техлид обвиняет соседа. Парни разгорячились и начали друг другу откровенно хамить и бычить.
Нам с РПшницой той команды пришлось вмешаться, разогнать ребят по углам, погладить по шерстке, сказать что «ты у меня самый умный, но давай попробуем послушать, что соседи скажут», собрать ответные аргументы и решить этот вопрос между собой, буквально работая передатчиками между мужиками.
Не так я представляла себе работу РП, конечно, но что не сделаешь ради общего дела.
3. Парень из тех поддержки нажрался и на общей встрече на 20+человек начал откровенно нарываться и хамить мне.
На встрече со мной ему его РП отключила микрофон и попросила заткнуться. На второй встрече, уже с другими людьми, он продолжил вести себя неадекватно и хамить, после чего его и уволили.
———
Короче вот, три конфликтные ситуации за четыре года.
В остальных случаях, если и возникали какие-то моменты, то их всегда открыто разрешали на встречах, как я описала в самом начале, без скандалов, интриг и расследований.