Я связываю это с традициями русской крестьянской общины. Земля никогда не была в частной собственности крестьян, она принадлежала общине
Мне казалось, что общины первоначально были практически везде. Мне кажется, это могло быть связано с глобальным повторяющимся риском, которого невозможно избежать, может быть, с риском не перезимовать. Не сложился менталитет, ориентированный на светлое будущее здесь и сейчас. Поэтому есть традиция растить детей большими семьями, кланами, родами, (а не отдельными хуторами), обеспечивая таким образом продолжение своего рода. У нас казаки совершенно добровольно шли за Урал умирать не столько от действий завоеванных народов, сколько почти на 99% от голода. Они знали, что идут в один конец. Может, поэтому мы близки с американцами, у них это тоже было, но в меньшей степени, завоевание менее суровых земель. То же было у ирландцев.
И это же не средние века, это постоянно присутствовало, если в 70 км от Москвы в приходах смертность первого года жизни по статотчётам в 1890х годах была 63%, причём указана причина - летние не выживали от голода.
Поэтому в СССР считалось нормальным набрать большой первый отряд космонавтов, людей с билетом в один конец, ими восхищались, а не жалели. А в западной прессе считается, что их принуждали, ставили в безвыходное положение, и они не смогли избежать этого ненужного себе риска. Понять Гагарина в нашем ключе могли высшие слои со схожим мировоззрением. С нашей точки зрения - в нем много от святого мученика, сделавшего мир лучше.
Наполеон много высказывался о непонимании мотивации тех или иных поступков местного населения, когда зашёл вглубь со своим довольно неплохим уставом наш местный монастырь.
У нас год Мусоргского, одного из немногих основоположников национальной оперы. У Мусоргского это всё есть, народ - главный герой. Как у Пушкина, очень тонко все черты народа выражены в диалогах:
operalib.eu
- вот тут достаточно первое действие прочитать в диалогах, и есть всё, всё основные представители: злодей, пытавшийся доносом убрать ничего не подозреваемого конкурента на должность главы сыска из корысти, тот естественно пребывает в жуткой праздности, пресыщенности благами жизни и ничего не подозревает, бунтующие и зверствующие стрельцы, чиновный подьячий/государственный человек, крестьяне - народ, интересующиеся, что опять на Москве приключилось. Далее там будут немцы, которых традиционно все готовы растерзать, духовные люди, всегда готовые умереть, но и ничто человеческое им не чуждо тоже. В конце все так или иначе погибнут, кроме злодея и зверей-стрельцов (для них конец будет в следующей серии истории) И все это, как положено для России, написано в мажоре, как же еще. А в теме любви, которая тут тоже случайно есть, что для Мусоргского не характерно, основная тема - тема всё искупляющего и очищающего костра:
Словно свечи божии,
Мы с ним скоро затеплимся.
Окрест братья во пламени,
И в дыму и в огне души носятся...
1886 год о конце 17 века, народ тот же, всё нормально