Re: Обсуждение проконниц за спиной. А вы там есть?)))
А я пропустила вопрос, ко мне обращенный
- вначале в тему не заходила, а потом с планшета было несподручно отвечать. Поэтому, хотя тема и ушла далеко, все-таки отвечу, а то как-то неприлично получилось
Снегурочка написал(а):
Катерина75 написал(а):
А вот воспитание в моем представлении - это целенаправленное влияние на личность другого с аналогичной целью (изменения в желаемую нами сторону - уже личности). И мне последнее в отношении взрослых людей кажется, во-первых - неэтичным, а во-вторых - бесполезным. Именно потому, что не очень представляю случай, когда воспитуемый сам этого хочет.
Не ради спора, а ради расставления акцентов. :wink: Приведу очень близкий для всех пример. Ко мне, как к тренеру по ВЕ, приходят в основном взрослые люди и мы с ними нередко приходим к выводу, что для успеха мало понять куда руку, куда ногу. Надо еще и что-то в себе поменять. Например, стать решительнее и, возможно, даже агрессивнее. А кому-то наоборот - мягче и внимательнее. И "воспитуемый" сам этого хочет, он сам пришел, сам хочет научиться. У некоторых получается.
Скажете, это самовоспитание? А чем оно тогда от воспитания отличается?
На мой взгляд, описанное в Вашем примере - это еще ни то и ни другое. Это только "постановка воспитательной задачи". А дальше это может стать самовоспитанием (если человек будет нужные качества целенаправленно в себе вырабатывать, как на тренировке, так и вне тренировок) или воспитанием (если это будете делать Вы путем каких-то специальных мероприятий). Мне пример привести сложно - я не тренер, но попробую пофантазировать.
Например, Вы для выработки решительности пересадите его на вреднючую лошадку, которая 100% будет стоять памятником, пока всадник не сумеет убедительно доказать свое лидерство. И у него будет выбор - либо проявить научиться проявлять нужную решительность (в хороших таких дозах), либо оплаченный час, урок за уроком, стоять посреди плаца. А вот вариант "сменить лошадь" Вы исключаете: "Нельзя, занимайтесь на этой". Вот это - будет воспитание. Даже если ему объяснить почему, то есть это будет осознанный процесс и с его согласия - все равно воспитание, то есть внешнее воздействие, создающее некие условия благоприятные для проявления нужных качеств, и существенно неблагоприятные для ненужных.
А самовоспитание решительности - ну например, когда человек соглашается выполнять сложные и не получающиеся пока упражнения, которых от него не требуют, а просто предлагают попробовать. Тут тоже доля воспитания есть (предложить такие упражнения на грани возможностей), но именно доля. Решение, а значит и сам воспитательный процесс, Вы оставляете в руках ученика, поэтому если он решается и делает, то это скорее самовоспитание.
А вот когда он на выходных полезет окунаться в холодное пока озеро, хотя вообще-то совсем не хочется, холодно и противно - это уже будет чистое самовоспитание решимости.
P.S. Специально не заглядывала в словари - хотелось самой сформулировать, так что все написанное - ИМХО.