Не знаю кто как, а у нас в 90 были периоды, когда реально нечего было есть. От слова совсем.
Нет, не умерли. Если это критерий. Те, кто выжил в блокадном Ленинграде, не реально голодали?
Да, мы голодали всего по несколько дней. Не как в блокаду. Потом кто-нибудь да выручал. Выручали друг друга, как могли.
Да, за деньги можно было купить продукты. И мясо, и колбасу, и икру красную. А без денег нельзя.
На трех работах по 60 часов не работали. Одну бы найти. В городе безработица была 70 процентов. Но работу, хотябы одну, мало иметь. Надо, чтоб за нее деньги платили. А это уже из разряда роскошь. Такое раз в полгода случалось, чтоб деньгами зарплату давали, а не "Артурчиками" - заводскими купонами.
Так что, что на огороде выросло и не украли, то и ели. А крали. Папа осенью на огороде жил, караулил. До морозов, пока капусту не порубим. Другие боялись. Замочить могли и ой не сказать.
Ну и померзнуть все могло - Сибирь, все таки. Если не на огороде, так в погребе. Хорошие непромерзающие погреба не у всех были. И погреба чистили зимой. Приходишь, а там все, нет, не так, ВСЕ запасы на ВСЮ зиму исчезли. А месяц на дворе - ноябрь. А следующий урожай - в августе.
Не помрели, нет. У нас друзей-родственников куча. У кого картошка уродилась, у кого капуста, у кого морковь - менялись. У кого родственники в деревне свинью завалили - можно на полтуши что-нибудь сменять.
И на заводе случалось, что артурчики мукой и сахаром отоваривали. Мешок муки можно было на флягу постного масла сменять.
Но не все были молодые и здоровые с кучей друзей. Были и старые-больные. Но диагноз "от голода" им не ставили. С диагнрзами тогда тоже напряженка была. "От старости" был вполне реальным диагноз.