Утром мне возразят, но там времени не будет писать подробно, поэтому напишу сейчас
Меня с детства "оборачивали в вату" - не разрешали до 12 ходить на пруд самостоятельно, не отпускали в город примерно до такого же возраста (я жила за городом, до школы на общ транспорте где-то час), всегда заставляли звонить и сообщать о каждом шаге - не потому что меня надо было контролировать, а потому что в случае чего реакция родителей будет гораздо быстрее чем, например, сделать нормальным не звонить вообще. Случится чт-то утром, а схватятся только вечером.
Ничего, выросла как-то, не квашней.
Когда мое личное "надо" становилось сильнее маминого "не надо", я делала так, как хотела. Например, пошла втихаря учиться ездить верхом. Но делала это максимально осторожно, не потому что отругают, а потому что маму волновать нельзя.
Как-то мне всегда казалось, что основная цель воспитания (одна из), это воспитать чувства ответственности и осознания, что ты не сам для себя, а и для других. Сделать ребенка счастливым легко, научить жить так, что б он сам умел делать счастливым и себя, и тех, кто его любит - вот это уже сложнее.
Когда я сильно разбилась на лошади, способность мыслить адекватно пришла ко мне уже тогда, когда меня привезли в больницу (это где-то часа полтора после события), и я отлично помню, что первая мысль была "кошмар, что пережили за это время родители". Собственно, мои опасения оправдались, потому что в попытке отмазаться моей маме вообще позвонили и сказали, что у меня эпилептический припадок на лошади случился, но это детали.
Кстати, после этого мне не запретили ездить верхом, но взяли торжественную клятву, что отныне я буду ездить только в каске и в воротнике (шине). Через пол года шину я таки сняла и мама даже была об этом поставлена в известность. Истерик не было.
Хотя она несомненно очень переживает до сих пор
Вопрос в том, что б научить человека (и ребенка) тому, что риск бывает оправданным и неоправданным.
Это как прыжки с парашютом после инструктажа с проверкой экипировки и в сопровождении опытных мастеров и прыжки на самопальном тросе с моста. Опасность есть и там и там, но при этом различие между двумя этими случаями очевиден.
Сначала родители, потом уже свои дети - это все люди, которым ты нужен, и всегда надо думать "оправдан ли риск? действительно ли надо?"
Прыгать и даже падать - да. оправдан. Сесть завтра и по приколу поехать связки сложного кросса просто потому что "ну а че, в вату теперь завернуться?" - нет, не оправдан.
Запрещать ребенку заниматься тем видом спорта, которым он хочет - не оправдано. С высоты прожитых лет помочь ему выбрать тот путь, на котором он получит максимум знаний при минимуме риска - очень даже оправдано. Взрослый рядом именно поэтому. Именно поэтому он не разрешает играть в мяч на тротуаре рядом с дорогой (даже если ребенок знает, что на дорогу выходить нельзя), именно поэтому следит, что б ребенок не лазил по темноте по улицам, именно поэтому учит не садиться в чужие машины и не делать еще тысячу вещей, которые представляют опасность.
Если что, я отлично понимаю, что пошагать на молодой лошади, это не смертельная опасность. И что, в общем-то, риск не намного больше, чем на какой-нибудь шестилетке. Но блин, представлять все так, что, якобы запрет на такие развлечения == заворачивание в вату, это прям