Можно подумать, большая часть в школе всё читала))А вот если их в школе не дать, то 99% потом и половины школьной программы классиков не прочитает.
Ну и что же я выпилила?) Я ещё забыла добавить, что ты же в том жде посте ниже сравнила Достоевского с Лондоном, Дескать ФМ такой простой и чёрно-белый и мрачный, а вот лондоном ты зачитывалась.Летучая, ты мастер выпиливания цитат лобзиком! Если из литературы выкидывать каждое третье слово, то она вся будет очень сложная... для понимания.
А зачем читать всё произведение, если достаточно знать сюжет?Задача литературы в школе не научить понимать глубокий смысл (который все все равно увидят по-разному), а ознакомить с произведениями, с сюжетом, потому что образованный человек не может не читать Достоевского, Гоголя, Пушкина. На то он и образованный.
Вот принципиально не согласна! Вам видимо очень не повезло с учителем по литературе. Вы не задумывались, ПОЧЕМУ образованный человек не может не читать Пушкина, Гоголя, Достоевского (а еще Толстого, Тургенева, и прочие составляющие школьной программы)? Вот почему образованный человек должен знать таблицу умножения или закон Ньютона или, там, про кислоты и щелочи - понятно: это накопленный человеком багаж элементарных сведений о мире и его устройстве. Но ведь сюжеты и герои художественных произведений - выдуманы. Так зачем же школьнику мозги, и так переполненные информацией, этими чужими, причем весьма устаревшими фантазиями забивать? А вот именно потому, что важен не процесс чтения сам по себе, и не знание фабулы/названий, а именно что умение ПОНИМАТЬ художественную литературу, понимать, как образ может быть связан с жизнью, как рождаются смыслы в искусстве. Отчасти тому же должны (в идеале) учить на уроках музыки и рисования, но с этим у нас в школах традиционно все плохо, зато также традиционны всякие "музыкалки"-"художки". А вот "литературок" нет - потому что по сути именно искусство слова, как наиболее богатое смыслами, с одной стороны, и наиболее доступное для научного анализа и рациональное, с другой, должно стать основой развития образного мышления и духовно-нравственных основ личности. И можно 1000 раз сказать, что, мол, это не дело школы, а дело семьи, но если государство и нация хотят сохранять себя, то нужен народ с более или менее общей системой ценностей и смыслов, а значит нужно это не пускать на авось, а включать в образовательный минимум. Собственно, как всегда и было.Задача литературы в школе не научить понимать глубокий смысл (который все все равно увидят по-разному), а ознакомить с произведениями, с сюжетом, потому что образованный человек не может не читать Достоевского, Гоголя, Пушкина. На то он и образованный.
А кто понял и как - это уже дело десятое.
Сколько-то лет назад тоже пришла к такому наблюдению Я - "человек Достоевского". Хотя в больших дозах я от него какая-то больная становлюсь. Но от Толстого меня прям воротит Раз пять или семь в жизни (а мне уже за 50, на минуточку) пыталась ВиМ читать - не идет, хоть тресни. От "Крейцеровой сонаты" просто плевалась. У меня невестка когда-то в юности подрабатывала в музее Достоевского, она тоже "человек Достоевского".Кстати, давно замечено, что почти всегда те, кто обожает Толстого - не может читать Достоевского и наоборот. Вот уж у кого все четко, ясно, монологично и поучительно. И тоже ведь очень талантливо в художественном плане! Так что - каждому свое
Вот принципиально не согласна! Вам видимо очень не повезло с учителем по литературе. Вы не задумывались, ПОЧЕМУ образованный человек не может не читать Пушкина, Гоголя, Достоевского (а еще Толстого, Тургенева, и прочие составляющие школьной программы)? Вот почему образованный человек должен знать таблицу умножения или закон Ньютона или, там, про кислоты и щелочи - понятно: это накопленный человеком багаж элементарных сведений о мире и его устройстве. Но ведь сюжеты и герои художественных произведений - выдуманы. Так зачем же школьнику мозги, и так переполненные информацией, этими чужими, причем весьма устаревшими фантазиями забивать? А вот именно потому, что важен не процесс чтения сам по себе, и не знание фабулы/названий, а именно что умение ПОНИМАТЬ художественную литературу, понимать, как образ может быть связан с жизнью, как рождаются смыслы в искусстве. Отчасти тому же должны (в идеале) учить на уроках музыки и рисования, но с этим у нас в школах традиционно все плохо, зато также традиционны всякие "музыкалки"-"художки". А вот "литературок" нет - потому что по сути именно искусство слова, как наиболее богатое смыслами, с одной стороны, и наиболее доступное для научного анализа и рациональное, с другой, должно стать основой развития образного мышления и духовно-нравственных основ личности. И можно 1000 раз сказать, что, мол, это не дело школы, а дело семьи, но если государство и нация хотят сохранять себя, то нужен народ с более или менее общей системой ценностей и смыслов, а значит нужно это не пускать на авось, а включать в образовательный минимум. Собственно, как всегда и было.
Да-да, вот немного перечитывала "Детство, отрочество, юность", когда у сына это в школе было. Ужос там сам страниц встает, а не мальчик. Вот ИМХО, из школьной программы это надо убирать. Или же из учебников убрать все розовые сопли по поводу БВМ и ТДО Николеньки Иртеньева Пусть сами подростки свои выводы делают.Скажу по секрету, вот уж кто однозначно психически болен был - это Толстой. Талантлив был очень, без сомнения, но с детства - настолько болезненно самолюбивый, настолько зацикленный на себе
Вот эти две фразы - взаимо исключают друг друга. Если бы у Вас был хороший учитель, у Вас никогда не сложилось бы такого странного мнения о литературной критике и процессе аналитического чтения.Критики, учителя литературы и так далее - предлагают посмотреть на произведение своими глазами и только
...
Учитель по литературе у меня был хороший
Как минимум - еще и контекст эпохи. Но не буду ловить на слове. Вопрос в другом - есть такое понятие "читательская компетенция", т.е. быть читателем тоже нужно учиться.В книге есть двое, читатель и автор.
Если кого и бросает, то точно не меня, потому что тут нет никакого противоречия. Вот как раз на уроках литературы Вам должны были и объяснить, и научить видеть, что любой художественный образ потенциально многозначен, и чем сложнее и гениальнее образ - тем больший веер смыслов. Понятное дело, что личность читателя очень сильно влияет на "ареал" смыслов, которые он сможет "выловить" из этого почти бесконечного (а иногда и реально бесконечного) множества. Средний подросток "выловит", т.е. поймет в Достоевском, меньше, чем средний человек лет 40 (при прочих равных), а человек с базовым средним образованием меньше, чем филолог. Но это не значит, что одни поняли все, а другие ничего - все понять невозможно по определению, в этом тоже природа художественного образа и отличие эстетического познания мира от научного. Научное на каждом этапе может и должно быть точным и конечным, эстетическое - вариативно и бесконечно всегда.Что-то вас из крайности в крайность бросает. То подростки не понимают книги в школе. Теперь понимают и должны понимать всю глубину. Какую глубину? Которую учитель рассказал?