Только жить с такой собакой куда сложнее, чем с травматом, потому что на собаку кнопку "выкл" ставить еще не научились. И сработать она может и в неудачно помахавшую рукой бабушку, и в мужика в кустах, просто потому что он шуршит.
А вот несогласная я.
Прошлая овчарка - взятая с передержки в 3 с гаком года - прошла условный курс послушки и условный курс собаки-телохранителя. Условный - потому что собаку работали без сдачи зачетов вообще, чисто для себя. Охрана была ситуационная, то есть собака должна самостоятельно принимать решение, ориентируясь на поведение хазяина, без команды. Забот с собой не знали. Даже моя матушка уходила с ней в лес на пару часиков (лесопарк у нашего дома, в котором народу шляется немеряно). Я могла мать собаке доверить запросто, условие для матушки было одно: никогда не повышать голос на собеседника. Никогда, если опасность не становится реальной. Потому что на разговор на повышенных тонах со стороны хозяина собака могла реально броситься. При этом собака отслеживала любой объект, при возникновении условной опасности (мне ли кажется, что мужик ведет себя странно-опасно, или собака сама оценила объект как потенциально опасный, или у меня всплеск адреналина) - собака просто возникала рядом и стояла/шла у левой ноги. не отрываясь глядя на потенциально опасный объект. При этом она сама не кидалась, она должна была следовать поведению (не команде!") хозяина. Что-то было у нее в глазах, видимо, потому что объекты как-то стороной обходили сами. Ну, а когда на мать начинали наезжать в лесу (есть любители поругаться, типа - а чего собака без намордника), мать ласково просила "собеседника" не ругаться и не вынуждать ее повышать голос в разговоре, а то собачка может и кинуться, а ей собачку не удержать. 30 кг овчарки удержать с поводка практически невозможно, только за ошейник, и не старушке, а я с трудом. Так же собака работала и по периметру в деревне - матушка с ней жила почти полгода в деревне одна. Собака была ласковейшая, кого угодно залижет насмерть. При этом психически она была сильно зашуганная, члены моей семьи на нее голос вообще повышать не могли, даже с укором сказать "кто же это сделал" было нельзя. Собака могла описаться или упасть в обморок. Матушке было велено к овчарке дома обращаться исключительно на "вы". Картина маслом: собака лежит поперек коридора, и чтобы пройти на кухню мать стоит и говорит: "Бася, не будете ли вы любезны пойти на место". Овчарка вздыхала и топала на место. То есть, психику зверушки берегли, как могли.
Начали заниматься с ней потому, что она дважды сработала на человека в первый год, что у нас завелась - именно на защиту. И я шуганулась - иметь неуправляемую собаку, принимающую самостоятельные решения, мне не хотелось. В результате - около 3 лет работы с уже взрослой собакой принесли результат - нормальное и совершенно безопасное для окружающих животное, умеющее работать на защиту человека при НЕОБХОДИМОСТИ. Собака опекала членов моей семьи конкретно, не претендуя на подъем в иерархии.
Все, после НГ пойду с Ланой на кусачки - вроде, она уже созрела для осознанной работы.... Канеш, по сравнению с Басей она не настолько... но ее можно отработать на автоматизм гарантировано.