Бехтерев о бесмертии человеческой личности
http://lib.ru/FILOSOF/BEHTEREW/bessmertie.txt
Этот закон (закон сохранени энергии) по отношению к данному предмету может быть выражен так: ни
одно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами
или даже простьм взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно. И
это потому, что всякое вообще действие, слово или вообще тот или иной жест,
или мимическое движение неизбежно сопровождается для самого человека
определенными органическими впечатлениями, что в свою очередь должно
отразиться в его личности, претворившись в новые формы деятельности в
последующий период времени.
Можно сказать, что ни один вздох и ни одна улыбка не пропадают в мире
бесследно. Кто слышал последний вздох умирающего узника в тюрьме, а между
тем этот вздох с проклятием на устах воскресает затем на улицах и митингах,
в кликах восставшего народа, проклинающего тиранов, гноивших в тюрьмах своих
политических врагов. Кто мог заметить улыбку на лице невесты, провожающей
своего жениха на войну, а между тем она делает его героем в предстоящем
сражении, ибо он уловил ее смысл и не может вернуться домой для новой
встречи с ней без победных лавров.
Отсюда мы имеем основание говорить о том, что "духовная" личность
человека, имея самодовлеющую ценность, никогда не исчезает бесследно и таким
образом каждая человеческая личность, имеющая в себе опыт предков и свой
личный жизненный опыт, не прекращает своего существования вместе с
прекращением индивидуальной жизни, а продолжает его в полной мере во всех
тех существах, которые с ней хотя бы косвенно соприкасались во время ее
жизни, и таким образом живет в них и в потомстве как бы разлитой, но зато
живет вечно, пока существует вообще жизнь на земле.
Можно сказать, что в течение своей жизни человек, если можно так
выразиться, рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц,
которые в свою очередь передают приобретенное другим, а те - третьим и так
далее до пределов человеческих взаимоотношений, причем в претворенном виде
это влияние личности на других, себе подобных, в свою очередь будет
воздействовать на саму личность, первоначально давшую толчок к воздействию
на других.
При этом мы понимаем не одну только биологическую наследственность,
которая преемственно передает из поколения в поколение внешние формы
человеческой личности и ее внутреннюю организацию в смысле биохимических
процессов, отражающуюся на человеческом темпераменте и его характере, но и
тот процесс, который мы обозначаем именем социальной наследственности и
благодаря которому из рода в род передаются все приобретения жизненного
опыта предшествующих поколений.(17)